Декоративные виды бумаги

Перевод статьи из журнала Гильдии книжных работников (2002 г) о разновидностях декоративных бумаг. К сожалению, журнал печатался в ч/б варианте, поэтому фото к статье тоже ч/б, что плохо передает рисунки, например, мраморной бумаги. 

На 18 семинаре Американской гильдии книжных работников Линда Хонек продемонстрировала слайды курса по декоративным бумагам, их истории и техникам производства.
Линда начала работу реставратора в качестве волонтера в Смитсоновском Институте реставрации книг, а с 1992 г. начала работу в Лаборатории реставрации библиотеки Фолджера. Заниматься мраморированием Линда начала в 1990 г на курсах Пола Морера.

Коллекция декоративных бумаг Лада-Мокарски

В 1945 г Валерий и Лаура (Полли) Лада-Мокарски приобрели основу своей будущей коллекции у итальянского переплетчика в третьем поколении., семья которого сумела сохранить образцы бумаг с книг, которые они ремонтировали. Многие образцы были восстановлены, склеены и тонированы по местам склеек.
Полли использовала некоторые образцы из купленной коллекции для восстановления книг из библиотеки мужа, но попутно она и умножила коллекцию, приобретая редкие образцы парчи, муара, гравюр Варезе и т.п. Сегодня коллекция включает в себя около 650 листов уникальных бумаг.

ДЕКОРАТИВНЫЕ БУМАГИ

Большая часть образцов была изготовлена для отделки книжных переплетов, футляров и других объектов.
Декоративные бумаги часто имитировали более дорогие материалы.
Эти бумаги использовались разными мастерами (переплетчиками, краснодеревщиками, производителями обоев и т. п.) и были доступны к покупке в канцелярских лавках или непосредственно в мастерских.
Изготовители декоративной бумаги считались уважаемыми ремесленниками.
История декоративных бумаг может быть условно разделена на два этапа: с начала массового производства в 16хх годах до начала 18хх гг изготовление было исключительно ручным, а с XIX века декоративные бумаги начали производится машинными методами (зачастую в ролях), что привело к ухудшению качества и внешнего вида бумаг.
Декоративные бумаги предоставили развивающейся книжной промышленности вполне экономичное решение отделки переплетов, частично заменив более дорогостоящие материалы.

Хронология:

Приблизительно 105: Китаец Цай-Лун изобретает бумагу
794-1184: Первые образцы суминагаши в Японии
Китайцы практиковали мраморное окрашивание бумаги с 10 века, возможно с инсектицидными целями.
Мраморирование в современном понятии начало практиковаться в Турции приблизительно в XIII веке и в начале XIV века в Персии. В течение XV века в Персии появилось несколько общепризнанных мастеров мраморирования.
1430: появление первого известного образца цветной бумаги (Равенсбург, Германия), использованного на игральных картах
Прибл.1447: самый старый образец турецкой мраморной бумаги
Прибл.1448: Гуттенберг представляет свой печатный пресс
1575: первая декоративная бумага, сделанная печатью с резных досок. Германия
1580: первая клеевая бумага и бумага «яйцо ржанки» (выполненная техникой набрызгивания краски), Германия
Прибл.1590: мраморная бумага впервые импортирована в Европу с Ближнего Востока
1616: Первый учебник мраморирования (Дания) Verlichtery Kunst-Boek, выпущенный Герардом тер Брюггеном.
1642: первая французская книга по мраморированию (внутрицеховая, в продажу не поступала)
1646: Атанасиус Кирхер, иезуитский ученый, пишет труд по мраморированию, опубликованный в Риме
1649: Жан-Антонио Ремондини из Падуи устанавливает печатный пресс в Баззано (Италия) для производства декоративной бумаги. Его компания закрылась в 1861 г. Множество книг в 1890-1939 г было изготовлено Cartiera Molina Company с использованием его бумаг.
Прибл. 1685-1692: первая бумага с бронзовым покрытием произведена Якобом Эндерлином и Иеремией Нойхофером в Аугсбурге.
1690: первая парчовая (тисненая) бумага произведена в Аугсбурге (производство продолжалось до 1850 г)
1735: первая печатная декоративная бумага
1765: опубликована «Энциклопедия» Дидро
1798: первая бумагоделательная машина непрерывного типа изготовлена Николя-Луи Робером во Франции
1815: The Whole Process of Marbling, первый учебник мраморирования на английском языке, написан Хью Синклером
1843: бумага в ролях впервые используется для производства декоративной бумаги.
1850: разработан более совершенный механизм декорирования ролевой бумаги
1853: C.В.Вулноу публикует классический труд по мраморированию
1885: Джозеф Халфер, переплетчик, возрождает искусство мраморирования бумаги, проведя исследования в этой области и опубликовав их результаты в книге Die Fortschritte der Marmozier Kunst.

Мраморная бумага

Хотя отделка бумаги под мрамор на протяжении столетий использовалась переплетчиками Востока и Запада, историки до сих пор о многих моментах спорят. Европейцы приспособили к собственным нуждам искусство эбру буквально за четверть века после своей первой встречи с этим уникальным способом отделки. (Эбру — турецкий/персидский термин, описывающий способ отделки бумаги под мрамор. Дословно – «отражение облаков в воде»). Уже в 1630 г французы использовали мраморную бумагу для форзацев и технику мраморирования для декорирования обрезов книг. Первый английский образец использования мраморной бумаги относится к 1655 г. В Германии в это время мраморную бумагу использовали для переплетов юридических документов и брошюр. К 1680 г мраморная бумага ассоциировалась исключительно с переплетными работами.
испанская волна
Испания, прибл. 1793 г. Первое появление узора «испанская волна». Являлся наиболее популярным узором в Испании до 1820 г. На протяжении XIX века этот узор был очень популярен в немецких и английских бумагах.
камешки
Простой узор «камешки» – белый, темно-синий и коричневый с небольшими вкраплениями белого. Один из старейших узоров мраморной бумаги, известный с середины XV века. Узор получается простым набрызгиванием трех или четырех красок на грунт. Является основой для многих рисунков.
Italian Hair Vein
Итальянский венозный узор: характеризуется красивым венозным переплетением цветов. Был очень популярным в Италии XVIII в., периодически встречается на форзацах итальянских книг и более позднего времени. Узор формируется из красок: черной, красной, зеленой и индиго, с набрызгиванием поверх этой гаммы мелких капель смеси бычьей желчи, мыла и спирта, что приводит к образованию тонких «вен» из красок.
French Shell
Узор «французская раковина». Использовался в Англии в период 1805-1825 гг. Получается добавлением оливкового или льняного масла к последней набрызгиваемой краске.
Stormont
Stormont. Этот узор был разработан в Англии в последние годы 17хх или в начале 18хх. Характеризуется красным венозным рисунком, проходящим по серо-голубому фону. Такой рисунок часто ассоциируется с английским переплетом. Название “stormont” применяется ко всем краскам, разбавленным скипидаром, который позволяет краскам разбиваться на кружевную сеть пятен. Прекрасно подходит для этого узора индиго. Поскольку скипидар имеет обыкновение быстро испаряться, мастер должен работать очень быстро.
French Curl
Французский завиток. XVIII век. Красный, синий, желтый и белый. Завитки расположены неравномерно и близко друг к другу.
Tiger or Sun Spot
Тигровый глаз или Солнечное пятно. Немецкий узор XIX в (1830-1860). Этот узор делается на старом грунте с добавлением небольшого количества гидроокиси калия к грунту или базовому цвету.
Placard
Placard. Рисунок получается при помощи широкого гребня. Приблизительно середина 18хх г. Ранний образец.
Paste paper
Клеевая бумага. XVIII в. Мучной клей, тонированный темно-розовой краской, волнообразно процарапан параллельными диагональными линиями. В центре каждого ромба нанесена круглая фигура.
ксилография
Различные виды печатных бумаг. Ксилография. Сетчатые и ромбовидные орнаменты.
Эстамп
Эстамп. Простой цветочный орнамент, отпечатанный с использованием деревянных и медных форм.
Ксилография
Ксилография. XVIII или XIX век. Производство Варезе, Италия. Линейный рисунок дубовых листьев и желудей на синем фоне с золотыми полосами по бокам. Между линиями — растительный орнамент.
Датская бумага
Датская бумага. Полный лист, изготовленный приблизительно в 1780 г. Дважды повторенный рисунок пасторальной сцены. Сначала по трафарету наносился горчичный цвет, затем при помощи деревянных форм печатались зеленый и красный цвета, в завершении печатались черные контуры.
Золотая парчовая бумага
Золотая парчовая бумага. Использовалась для обложки брошюры. Эта бумага была сделана Георгом Кристофом Стоем (бумажник из Аугсбурга) в первой половине XVIII в. Орнамент из переплетающихся акантовых листьев окружает 15 рисунков военной тематики. Золотое тиснение по красному пастозному фону.
Золотая парчовая бумага
Золотая парчовая бумага. Изготовлена Иоганном Кристофом Ледергербером в Аугсбурге приблизительно в 1710 г. Использовалась для переплета книги Componiment Poetica. Бумага была сначала окрашена в светло-зеленый цвет, затем оттиснена золотом в виде цветочного орнамента.
Золотая парчовая бумага
Золотая парчовая бумага. Аугсбург, приблизительно в 1710 г. Запечатана сплошными пятнами светло-зеленого, оранжевого, розового, темно-синего и оливкового цветов. Затем нанесено тиснение с медного клише, отдельные детали покрыты сусальным золотом.

Клеевая бумага
Изготовление клеевой бумаги – процесс очень простой. Тонированный мучной клей наносится на поверхность бумаги и, пока он еще не высох, на нем различными инструментами процарапывается узор.
Такая бумага большей частью производилась в Германии, хотя французы и итальянцы также выпускали подобную бумагу в конце XVIII в. Клеевая бумага часто использовалась для переплета тогда, когда не было возможности использовать другие, более дорогие, декоративные материалы. Немецкие переплетчики часто обучались изготовлению такой бумаги во время своего ученичества.
Гернхуттерс (Германия) занимался коммерческим изготовлением клеевой бумаги высокого качества на протяжении 50 лет с 1765 г.

Ксилография и трафареты
Ксилографическая печать и печать по трафаретам процветала на протяжении XVIII в. Найденные на переплетах самые ранние образцы подобной декоративной бумаги с повторяющимися небольшими орнаментами были изготовлены приблизительно в 1550 г. Многоцветной печати не встречается до XVIII в.
Для печати использовались гравированные на дереве и меди формы, и производимые бумаги отличались широким ассортиментом цветов и орнаментов.
Начиная с XV в, трафареты использовались в Европе для производства декоративных бумаг как самостоятельно, так и в сочетании с ксилографической печатью.

Тисненая или парчовая бумага и датская золоченая бумага.
Эти виды бумаг впервые появились около 1700 г в Аугсбурге (Германия), заем производились в Нюрнберге, Франкфурте, Лейпциге. Также производство было в Баззано и Риме (Италия). Такие бумаги идеальны для переплета, т.к. они мягкие, прочные, недорогие и при этом очень красивые.
Для производства таких бумаг использовались большие металлические пластины, аналогичные пластинам для тиснения кожи. Орнамент на клише наносился гравировкой, затем тиснился прессами с использованием листовой потали или натурального золота и серебра. Также часто бумага перед тиснением обрабатывалась цветным клейстером.
На датскую бумагу перед тиснением наносился орнамент в 4 или 5 цветов трафаретной печатью.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

4 комментария

  1. Анна Маркова:

    Николай, а термин «французская раковина» – это Ваш перевод? Французы такой узор называют еще “caillou sur fonde persillé”.

    • Николай Кушнир:

      Анна, я поспрашивал у наших мрамористов, но никто русского названия подсказать не смог… Поэтому пришлось использовать простой “подстрочник”.

      • Анна Маркова:

        Понятно! Спасибо! Я просто тоже ищу русские термины для описания бумаг. На сегодняшний день в случае с бумагами XIX века ограничиваюсь тем, что даю в скобках принятые французские названия.

  2. Анна Маркова:

    “sur fond” конечно ))

Добавить комментарий