Идентификационный гид по кожам

Мария Рузайкина

(https://vk.com/id2561105)

Привет коллегам. Перевела идентификационный гид по наиболее часто используемым в переплетном деле современным и вышедшим из употребления кожам из книги английского специалиста Бернара Мидлтона (1924-2019) “The restoration of leather bindings”. Исторический обзор c фотографиями зерна кож разного вида и пергамента. Несмотря на специфику распространения и применения тех или иных кож на территориях разных стран прослеживается ряд совпадений и параллелей. В комментариях просьба писать замечания по технологическим нюансам и терминам, если таковые имеются.

1. TAWED PIGSKIN

Идентификационный гид по кожам

Свиная кожа, выделанная с помощью вымачивания в солях и алюминии без использования покраски с помощью процесса дубления. Благодаря такому способу кожа приобретает белый оттенок. Четкая отличительная черта этой кожи – структура фолликулов, сформированных в неравномерные треугольные группы, являющаяся следствием удаления щетины. Фактически все свиные кожи на антикварных книгах, особенно немецких, выделаны без процесса дубления. Cо временем, белый цвет приобретает типичный оттенок слоновой кости, однако под форзацами сохраняется в неизменном виде. Этот вид кожи часто принимают за пергамент, но характерный рисунок легко помогает рассеять сомнения.

2. TURKEY GOATSKIN 

Идентификационный гид по кожам

Турецкая коза получила название по стране происхождения. Ее изредка использовали в Англии в 16 – 17 веках. Зерно имеет более ярко выраженный и округлый рисунок, чем схожий с овчиной «марокен», очень часто применяемый в 18 веке.

3. MOROCCO GOATSKIN

Идентификационный гид по кожам

Марокен. Кожа козы, используемая на множестве переплетов последней трети 18 века. Как замечено выше, структура схожа с овчиной. В большинстве случаев в последнее время термин применяется к любой коже козы вне зависимости от региона происхождения.

4. CALFSKIN

Идентификационный гид по кожам

Кожа теленка, изготовленная из шкур очень молодых животных возрастом 7-10 дней. (Возможно, имеется в виду опоек). Гладкая, без характерного рисунка. В 15 -16 веках начали окрашивать шкуры более зрелых животных, получая более прочный материал. Примечательно частое применение сульфата железа (железного купороса) для получения эффекта древесных рисунков или ржавчины.

5. SHEEPSKIN

Идентификационный гид по кожам

Овчина – мягкая кожа, особенностью которой является то, что вследствие истирания поверхность начинает сходить полосами. Коричневая овчина, часто окрапленная красителями, была крайне популярна в переплетном деле в 17- 18 веках благодаря своей дешевизне. С начала 19 века ее активно принялись тиснить, симулируя виды более ценных кож. Спилок – тонкий срез верхнего слоя, использовали для изготовления ярлыков на корешках переплетов, сделанных из материалов еще более низкого качества, или тканевых.

6. BLACK SHAGREEN

Идентификационный гид по кожам

Черная шагрень. Периодически попадается на переплетах второй половины 17 века. Изготовлялась путем вымачивания лошадиных и ослиных шкур в воде в течение нескольких дней, после чего волосяной покров и обратная сторона соскабливалась. Затем шкуры раскладывали на полу и покрывали маленькими гладкими зернышками. После высыхания зерно вбивали в кожу для получения мелких вмятин. С другой стороны кожа, соответственно, приобретала бугристый вид. Вследствие дальнейшего вымачивания в рассоле и покрытия чернильным орехом кожа приобретала черный цвет. Очень жесткую, ее крайне затруднительно реставрировать.

7. ROUGH OR REVERSED CALF

Идентификационный гид по кожам

«Грубая» или «перевернутая наизнанку» телячья кожа. Как следует из термина, это обратная cторона кожи теленка. Практически неизменно встречается в коричневых оттенках и, как правило, находится в скверном состоянии. Вероятно, причина недолговечности кроется в способности этого вида кожи впитывать ядовитые воздушные субстанции. Часто применялась на протяжении 18 века для изготовления нот и бухгалтерских книг.

8. RUSSIA

Идентификационный гид по кожам

«Россия» (пишется именно Russia, а не Russian, в текстах часто можно встретить выражение «bound in russia» cо строчной буквы) – воловья кожа родом из России. Ее пропитывали березовой смолой, аромат которой до сих пор иногда уловим на антикварных переплетах. «Россию» использовали в Англии ориентировочно с 1730 года, и она не выходила из моды до последней четверти 18 века. В целом прослеживается неплохая сохранность, в отличие от немецких и французских имитаций этой кожи, используемой в 19 веке в галантерее высокого ранга. Вероятно, причина плохой сохранности – тиснение искусственной фактуры непосредственно на готовом изделии.

9. CALFSKIN VELLUM

Идентификационный гид по кожам

Телячий пергамент имеет совершенно гладкую поверхность, в отличие от пергамента из козы. Технически, пергамент едва ли можно отнести к какой-либо категории кож, так как он не подвергается ни процессу, включающим применение алюминия, ни процессу дубления. Для производства пергамента используется обработка известью, которая способствует удалению мездрового слоя и волос. Далее кожу растягивают на рамах и обезжиривают с помощью кремообразной субстанции, cостоящей из мела, соды и воды. После высыхания утончают особым ножом и обрабатывают пумисовой (вулканической) пудрой. Все это требует особых навыков и мастерства. Пергамент очень долговечный материал, но имеет тенденцию к растрескиванию в области стыка корешка и крышек и, вообще, очень чувствителен к условиям окружающей среды. Повышенная сухость воздуха приводит к усыханию. При перемещении во влажную атмосферу переплеты имеют способность к самовосстановлению. Негативное влияние оказывает и прямой свет.

10. GOATSKIN VELLUM

Идентификационный гид по кожам

Козий пергамент довольно редко использовался в переплете вследствие грубоватого рисунка на поверхности. И сегодня мастера современного переплета делают выбор в пользу пергамента из теленка.

11. HARD GRAIN MOROCCO

Идентификационный гид по кожам

Твердо-зернистый марокен также известен как «булавочная головка» и напоминает по структуре гальку. Традиционно, шкуры растягивали в разных направлениях вручную. В середине 19 века из него делали переплеты, следующие по категории после самых лучших. В наши дни этот вид кожи получают путем тиснения, нередко выбирая для этого овчину. Поверхность износостойкая и с трудом подвергаетcя полировке.

12. LEVANT

Идентификационный гид по кожам

Левант (старое название области суши в восточной части Средиземного моря, включая Сирию, Ливан, Израиль и части Турции). Кожа козы c ярко выраженным и глубоким зерном. Часто встречается на английских переплетах высочайшего уровня первой половины 20 века.

13. MODERN CALF

Идентификационный гид по кожам
Cовременная телячья кожа – с гладкой и ровной поверхностью, изготовляется из телят 7-10 дневного возраста. (Не совсем ясно, по какой причине выделена в отдельную категорию).

14. CROSS GRAIN MOROCCO

Идентификационный гид по кожам

Марокен с поперечным рисунком зерна. Аналогичен пункту номер 11, но зерно имеет менее округлую форму.

15. NATIVE-DYED NIGER GOATSKIN

Идентификационный гид по кожам

Нигерийская коза. Шкуры, выдубленные и окрашенные в Нигерии. Впервые начали использоваться в переплете в последние годы 19 века. Активным популяризатором этого вида был известный мастер Дуглас Кокрел. В первые десятилетия 20 века кожу активно применяли любители и мастера-одиночки. Единственные крупные мастерские, которые оценили по достоинству нигерийские шкуры, была мастерская Сангорского и Сатклифа, (Sangorski & Sutcliffe) которые оба проходили обучение у Кокрела, и мастерская W. H . Smith, руководимая им же.  Эта кожа до сих пор импортируется и применяется, но в скромных масштабах. Чаще всего встречается в продаже кирпичных и терракотовых оттенков, также присутствует выбор зеленых и желтых оттенков. Нигерийская кожа, выделанная и окрашенная в Англии, отличается качеством и очень популярна в кругах западных мастеров современного переплета.

16. STREIGHT GRAIN

Идентификационный гид по кожам
Кожа с прямым зерном изобретена в Англии. Первый известный экземпляр переплета датируются 1766 годом. Параллельные «морщины» получали путем растягивания в двух направлениях до процесса самого наклеивания кожи на блок, поэтому этот рисунок как правило можно наблюдать и на бордюрах внутри крышек. В начале 19 века стали применять тиснение пластинами в прессе на уже готовых переплетах, благодаря чему получали более характерное рельефное тиснение. Сегодня зерно подобного рода наносят на готовые шкуры.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий