Инструменты переплетчика – тиснение

Отделка переплетов золотым и блинтовым тиснением – одно из самых популярных. Рассмотрим инструменты, при помощи которых производится данная отделка.

Прежде всего, это – шрифт-кассы. Шрифт-кассы позволяют набирать надпись из литер наборного шрифта и тиснить ее на корешке или обложке книги. Существуют шрифт-кассы двух видов: обычные и самоцентрующиеся. В обычных шрифт-кассах набранный шрифт выравнивается по левому краю держателя. В системах типа «Рапид» – винт сжимает литеры по центру держателя.

шрифт-касса

Шрифты довольно дороги. Литеры травятся из латуни, высота литер от 1 см до 3 см в зависимости от производителя. У наших продавцов, как правило, наличествуют шрифты испанского производства, кириллица (особенно с символами дореформенного языка), это 2-3 наименования гарнитур – выбор небогатый.

литеры

Штампы, филеты, паллеты и колеса – как правило, тоже испанские, реже английские. Выбор довольно богатый, цена еще богаче )) Цена вполне разумно обусловлена стоимостью материала и работы. Но высока…

Второй вариант – тиснение при помощи пресса. В нашем случае – это корейский ТМ-800. В комплекте с прессом идут 2 алюминиевых клишедержателя под размеры от минимального до В4. Пользоваться максимальным размером катастрофически неудобно, т.к. такие работы требуют идеально выставленного стола, идеально ровного клише и т.п. В практических условиях все эти параметры малодостижимы.

ТС800

Основной плюс – не требуется дополнительной оснастки для клише, имеется механизм протяжки фольги, что удобно для тиражной продукции и т.п.

Тиснение при помощи пресса требует вдумчивого подхода. Возможно тиснение гартовыми и цинковыми клише (оставшимися со старых времен), но это требует сугубо экспериментального подхода. Стандартное тиснение кожи – магниевое или латунное клише глубиной 7 мм.

Несомненный плюс ручного тиснения – возможность многократного тиснения по готовому отпечатку. На прессе попасть в уже имеющийся оттиск – несравненно сложней, хотя тоже возможно.

Еще один минус пресса – невозможность тиснения по готовому «продукту». Так, например, оттиснить корешок готовой книги на прессе невозможно (не хватит высоты стола и средств крепления книги), в любом случае придется использовать ручные варианты отделки.

Во многих типографиях до сих пор используют позолотные прессы еще советского производства. Их плюс – хорошее усилие оттиска, минус – небольшая высота стола.

пресс

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

4 комментария

  1. Александр Чебелев:

    А где такие шрифты можно посмотреть?

Добавить комментарий