Интервью с мастером клейстерной бумаги Сюзанн Краузе

Клейстерная бумага (paste paper — англ.; kleisterpapier – нем.) – один из видов декоративной бумаги для оформления форзацев и обложек. В Европе ее изготавливают с XVI века, пик расцвета — XVIII век. В истории русского переплета она прочно ассоциируется с восемнадцатым столетием.
Основа для создания декора – паста. Чаще всего ее делают из крахмала, который окрашивают в разные цвета. Декор создается множеством инструментов — щетками, иглами, трафаретами, губками, гребенками, шариками из бумаги, бечевками, деревянными штампами с вырезанным узором. Иногда мастер работает просто пальцами. Особенность клейстерной бумаги — насыщенные оттенки, живость рисунка и ощущение объема.

Сегодня мастеров клейстерной бумаги мало, гораздо меньше тех, кто занимается мраморной бумагой. Специально для сайта propereplet.ru мы побеседовали с мастером из Гамбурга – Сюзанн Краузе (Susanne Krause). Сюзанн создает клейстерную и другие виды немраморной бумаги. Ее творения – это реконструкции образцов XVIII века и современные авторские композиции. Сюзанн Краузе также преподает, пишет и издает книги.

Интервью – Анна Маркова
Перевод с английского – Мария Сандомирская

Анна Маркова: Как Вы пришли к искусству клейстерной бумаги?
Сюзанн Краузе: Начинала я в реставрации. Моя учительница настаивала, чтобы я работала с декоративной бумагой и собственноручно производила те образцы, которые требовались нам в мастерской, но которые невозможно было нигде достать. Это было в 1989 году. В 1997 году, когда моя наставница уехала из Германии, я начала работать с декоративной бумагой самостоятельно. Кроме клейстерной я создаю несколько других видов бумаги, но в любом случае ориентируюсь на исторические образцы и техники. Иногда я берусь за декоративную ткань для переплетов: Но я не занимаюсь ни мраморной бумагой, ни бумагой с набивным рисунком.

Клейстерная бумага

Пример соотношения возможностей и ограничений. На этом фото изображен промежуточный момент: красный цвет и рисунок волн (их амплитуда) требуют доработки. Очень хорошо видно, что замечательная контрастность на оригинальной бумаге является следствием выцветания самых тонких участков бумаги и не может быть повторена. Подождите 200 лет, и такая контрастность появится – но только учтите, что и более плотные участки тоже будут выцветать.

А.М.: Что вас привлекает (технически, эстетически) в этом виде декоративной бумаги?
С.К.: Искусство клейстерной бумаги – непосредственное и честное, оно не прощает колебаний, неверного мазка кистью. Характерная текстура ни на что не похожа. Ни у одной другой техники нет такой глубины. Основные методы не менялись с XVII века, но они сложнее, чем кажется на первый взгляд.

А.М.: В России клейстерная бумага была в ходу в основном в XVIII веке. В Германии эта традиция не прерывалась до сегодняшнего дня или вы реконструируете утраченную технологию?
С.К.: Клейстерная бумага не умирала, и технология ее производства не забывалась, хотя бывали периоды, когда такой вид бумаги был не в моде. Источников крайне мало, наверное потому, что практически все переплетчики делали клейстерную бумагу сами как часть повседневной рабочей рутины и не оставляли письменных указаний (в отличие от совсем других практик вокруг производства мраморной бумаги!). Те навыки, которые мне не удалось вычленить из изучения немногочисленных источников, я получила, работая методом проб и ошибок.

Клейстерная бумага

Книга без корешка на фоне новой бумаги.

А.М.: Сегодня очень немногие художники занимаются клейстерной бумагой, в отличие от бумаги мраморной. Как вы считаете, почему?
С.К.: Клейстерная бумага обманчиво проста на вид, вокруг нее нет этой ауры загадочности и волшебства как у мраморной бумаги. Клейстерная бумага не может похвастаться яркостью, пышностью или вычурностью, чаще всего она одноцветная. Листы клейстерной бумаги не такие броские. Утонченность, тайна этих листов проявляется тому, кто окажется глубоко вовлечен в них. Ему понадобятся упрямство, дотошность и терпение, а также готовность всматриваться. К тому же, мраморная бумага лучше продается, даже если качество ее оставляет желать лучшего.

А.М.: Меня очень заинтересовали ваши работы по реконструкции образцов XVIII века. Вы применяете их только при реставрации старых книг? Или используете их как часть творческих исканий?
С.К.: Обычно мою бумагу заказывают для старых книг музеи, библиотеки, архивы, частные коллекции. Иногда — для мебели, довольно редко – для современных книг в старом стиле. Художникам книги обычно нравятся тканевые переплеты с украшением в технике клейстерной бумаги. Научные исследования и публикации составляют другую часть моей работы, и не менее важную.

Клейстерная бумага

Фрагменты сильно поврежденных крышек переплета на фоне клейстерной бумаги с прожилками (veined) максимально схожего оттенка. Оригинальные фрагменты были впоследствии перенесены на новые крышки и аккуратно затонированы.

А.М.: Какие места в Германии вы можете порекомендовать человеку, который интересуется клейстерной бумагой? Может быть, специализированный музей с образцами? Или специальные школы, мастер-классы? Существуют ли фестивали, посвященные этому виду бумаги?
С.К.: Самая большая коллекция образцов клейстерной бумаги находится в Музее книжного дела и письменности в Национальной Библиотеке Лейпцига (Deutsche Buch- und Schriftmuseum). Их каталог совершенно не годится для поиска по клейстерной бумаге, но сама коллекция великолепна. Другие коллекции хранятся в Берлинской библиотеке искусств (Kunstbibliothek Berlin), в Немецком музее в Мюнхене (Deutsches Museum) – в ней акцент сделан на XIX веке, в Библиотеке герцогини Анны Амалии в Веймере (Die Herzogin Anna Amalia Bibliothek). Никаких школ. Никаких фестивалей. Мастер-классы, да, время от времени, хотя редко на серьезном уровне. Так, развлечение на один день, не больше.

А.М.: Можете ли вы порекомендовать литературу с рецептами для создания клейстерной бумаги (если такая существует)?
С.К.: Это довольно трудно. Почти все современные книги или а) о мраморировании, или б) на уровне детского сада, или в) посвящены не только клейстерной бумаге.

Вот небольшой список основных и наиболее доступных сегодня книг (в хронологическом порядке):

1. Krause, Susanne; Rinck, Julia. Buntpapier–Ein Bestimmungsbuch / Decorated Paper–A Guidebook / Sierpapier–Een gids. Stuttgart, 2016.
2. Marks, P. J. M. An anthology of decorated papers. A sourcebook for designers. London, 2015.
3. Christiane F. Kopylov: Papiers dorés d’Allemagne. Paris 2012. (См. также подобные работы Marc Kopylov и André Jammes)
4. Moll, Marianne. Alte und neue Buntpapiere. Hamburg, 2011.
5. Doizy, Marie-Ange. De la dominoterie à la marbrure. Paris, 1996.
6. Miura, Einen. The art of marbled paper. London, 1989.
7. Haemmerle, Albert; unter Mitarbeit von Hirsch, Olga. Buntpapier. Herkommen, Geschichte, Techniken, Beziehungen zur Kunst. München, 1977.
8. Kersten, Paul. Die Marmorierkunst. Nebst einem Nachtrage: Das Marmorieren mit Kleisterfarben. Halle, 1932.
9. Weichelt, August. Buntpapier-Fabrikation. Berlin. 1927.
10. Adam, Paul. Das Marmorieren des Buchbinders auf Schleimgrund und im Kleisterverfahren. Halle/Saale, 1906.
11. Halfer, Josef. Die Fortschritte der Marmorierkunst. Budapest, 1885; Stuttgart, 1891.

 

Сайт Сюзанн Краузе — http://www.hamburgerbuntpapier.de
Инстаграм — @annak.hh

 

Анна Маркова — активный участник сообщества «Ручной переплет». Место работы: Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова, Отдел редких книг и рукописей. Гл. библиотекарь. Специальность: историк.

Анна Маркова

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: