Изготовление клейстерных бумаг «Herrnhuter»

Перевод с англ.

Основной текст принадлежит GBW. От себя позволил вставить небольшую историческую справку и проиллюстрировать чисто текстовый материал семинара.

Дебора Эветтс

GBW 15-17 сентября 2016 года

В XVIII веке известная европейская «клейстерная» бумага получила широкое распространение. С 1764 по 1825 год группа незамужних женщин, живущих в строгом сообществе моравских церквей в Хернхуте, Германия, известных также, как «сестры Хернхута», выпускали синюю, красную и зеленую «клейстерную» бумагу, используя совмещение машинной и ручной техник. О мастерах этого сообщества почти ничего не известно, но они обеспечили германский рынок качественной декоративной бумагой. А это, в свою очередь, обеспечило трудовую занятость сообществу, в котором тяжелый ручной труд являлся формой религиозной преданности, и 16-часовой рабочий день был обязателен для всех «сестер».

Характерный стиль этой мастерской – использование деревянных печатных форм, объединенное с ручной финишной отделкой. Технология этой общины, позаимствованная из текстильного производства, стала настолько популярной в то время, что термин «Herrnhutter Paper» к 1800 году стал синонимом «клейстерной бумаги».

Клейстерная бумага

Материалы и инструменты, которые вам нужно будет купить или сделать:

• Плотная бумага машинного изготовления. В любом магазине материалов для художников.
• Пшеничный крахмал. Смешать, взбивая, одну часть крахмала и семь частей воды, оставить на 20 минут, чтобы гранулы крахмала впитали воду. Готовить на высокой температуре в микроволновой печи, в течение пяти минут, периодически взбивая. После остывания клей протереть через нейлон.
• Метилцеллюлоза дает более гладкую поверхность. Добавить 25 г порошка метилцеллюлозы в 1000 мл. горячей воды, энергично перемешивая. Дать остыть, переиодически перемешивая.
• Порошкообразные пигменты, используемые моравскими сестрами, были красновато-коричневыми, прусскими голубыми, земляными красными, желто-охристыми и оливково-зелеными. Вы можете купить такие пигменты, например, в Kremer Pigments (kremer-pigmente.de). Я использую акриловые краски Liquitex, доступные в арт-магазинах.
• 2-1 / 2 «дюймовые щетинные кисти
• Губки
• Гребни можно вырезать из пластиковых панелей, крышек от кухонных контейнеров, жалюзи и т.п., а можно приобрести готовые в магазинах стройтоваров.
• Валики могут быть изготовлены из линолеума, смонтированного на обычный покрасочный валик, с помощью набора инструментов для линогравюры из арт-магазина. Также можно использовать инструменты для резьбы по дереву. Нарисуйте на линолеуме нужный орнамент и вырежьте его. Затем на валик при помощи эпоксидного (двухкомпонентного) клея («холодной сварки») нанесите слой прозрачной полимерной пленки (Mylar или, например, прозрачные пластиковые обложки для пружинного переплета), затем поверх смонтируйте вашу линогравюру, стараясь сделать минимально заметный стык – это послужит залогом успеха при нанесении непрерывного рисунка на большую поверхность.

Клейстерная бумага

Подготовка рабочего пространства

Работайте на столе, удобном для вас по высоте. Подготовьте следующие материалы и инструменты:

• Майлар (полимерная пленка) шире и длиннее, чем изготавливаемая бумага.
• Чаша с водой, губки, щетки, крахмальный клей, акриловые краски, контейнеры для смешивания красок.

Сушка и отделка бумаги:

• Повесьте готовую бумагу на протянутых веревках, или разложите их на газеты на полу. Клей высыхает довольно быстро, но обязательно следите за равномерностью нанесенного клея, иначе те места, где клеевой слой тоще, могут испортить вашу работу. Не складывайте бумагу до полного высыхания клея. После высыхания бумагу можно обработать агатовым зубком или горячим полировальником с нанесением небольшого количества натурального воска.

Клейстерная бумага

Советы:

• Слегка смачивайте инструменты и кисти перед тем, как работать с окрашенным клеем – это упростит последующую очистку.
• Сразу очищайте инструменты от клея. После того, как он высохнет, сделать это будет гораздо труднее.
• Очищайте валики и штампы после каждого использования.
• Глицерин, добавленный в клей, позволяет достичь более гладкой структуры.

Клейстерная бумага

Практика:

• Поместите немного клея в чистый контейнер, смешайте с пигментом. Темные пигменты лучше показывают равномерность смешивания, чем светлые.
• Увлажните бумагу. Уложите бумагу на слой полимерной пленки, промокните фильтровальной бумагой. Лист должен быть влажным, но не мокрым.
• Кистью нанесите слой окрашенного клея, затем тщательно распределите клей по поверхности листа, добиваясь равномерности нанесения. Если вам не нравится полученный результат, вы можете 2-3 раза повторить эту операцию.
• Толщина клеевого слоя, количество клея и влажность бумаги влияют на финальный вид готового листа.
• Кистью или гребнем создавайте геометрический или абстрактный узор по всей поверхности листа.
• Попробуйте варианты создания прямых, петельных, волнистых узоров.
• Пробуйте использовать плоские штампы из линолеума. Для хорошего результата экспериментируйте с давлением на штамп.
• Не бойтесь использовать готовые образцы «клейстерной» бумаги, найденные в сети. Старайтесь скопировать их максимально близко к оригиналу.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: