Книжные застежки, накладки и жуковины
Дж.Франклин Моури
перевод с английского
Эта статья была впервые опубликована в журнале GBW Journal более 10 лет назад. У меня было много времени для сбора информации, и я был очень удивлен, обнаружив, что количество англоязычных статей по данной теме очень мало. Основой данной статьи стала статья Карла Джекеля «Alte Techniken des Buchbinderhandwerks …» и статьи из немецкого переплетного издания Algemeine Anzeige fur Buchbinderei за последние 30 лет. К тому же, некоторые мои друзья снабжали меня случайно найденной информацией, за что я им очень благодарен.
Переплетчики часто хотят установить замки на свои переплеты, реставраторы постоянно сталкиваются с проблемой утраты замков на старых книгах. Проблема утрат настолько актуальна, что изготовление замков для реставрации книг было частью моей первоначальной подготовки в библиотеке Staats und Universitats Bibliothek в Гамбурге в 1972 году. В этот период Вилдред Колморган показал мне варианты изготовления замков из латунной пластины для книги, над восстановлением которой я работал. Это оказалось на удивление просто, но требовало наличия инструментов и материалов. Работа над одним замком и ремнем заняла у меня полный день. В большей части данной статьи я рассказываю о том, как я подхожу к изготовлению металлических замков. Конечно, профессиональный ювелир или просто металлообработчик может высказать массу критических замечаний относительно моей техники. Однако, не надо забывать, что в эпоху Ренессанса переплетчики не слишком сосредотачивались на совершенстве такой детали, как замки. Основную массу составляют именно самодельные замки, а застежки, изготовленные профессиональными ювелирами, скорее, редкость.
Использование застежек кажется таким же древним, как и сами кодексы привычного нам вида. Трудно установить дату появления замков и жуковин. В эпоху раннего средневековья, когда крышки украшались драгоценными металлами, камнями, плакетками из слоновой кости или эмали. До нашего времени эти книги часто доходят с повреждениями крышек, из-за размеров и веса накладок.
Книги хранились горизонтально, а не размещались вертикально на полках или кафедрах. Иногда использовались металлические цепи для крепления книги к столу или полке (рис. 2, 3, 4). Естественно, в процессе эксплуатации книги возникала опасность повреждений декорированных крышек. Чтобы избежать таких повреждений, на крышки крепились различные накладки, которые можно разделить на несколько типов: жуковины, уголки, средники и канты.
Углы, как правило, делались пропорционально размеру и весу книги. Располагались они по краям крышек, прибивались гвоздями или фиксировались клеем. Средники (рис.8) крепились таким же способом, часто содержали геральдические или символические изображения. Они были сконструированы так, чтобы располагаться по краям доски, прибивались гвоздями или приклеивались к деревянным крышкам, чтобы обеспечить максимальную защиту.
Центральные пластины (рис. 8) были одинаково прикреплены и иногда имели геральдические или символические украшения. Гвозди (рис.9) выполняли не только крепежную, но и декоративную функцию. В особо больших книгах иногда использовали металлические канты (рис.10)
Существует несколько традиционных разновидностей накладок: металлические жуковины; деревянные накладки, костяные накладки. На более ценных переплетах часто использовали накладные полудрагоценные камни, эмали или филиграни (рис.11). Поверхность накладок делали либо полусферической, либо плоской. В Германии чаще использовали плоские жуковины (рис.12, 13, 14, 15), в Англии жуковины устанавливали довольно редко.
Наличие выпуклых накладок делало более удобным поднимание тяжелой книги с горизонтальной поверхности. В эпоху Возрождения резко выросло количество книг, появилось большое количество небольших библиотек. В них уже не было такого количества столов и кафедр для горизонтального размещения книг, как в больших университетских и монастырских библиотеках. Книги начали хранить вертикально на полках, при этом выступающие жуковины мешали компактному размещению, поэтому новые переплеты начали делать с меньшим количеством различных накладок, а со старых переплетов их зачастую снимали. Поэтому основные образцы старинных накладок сохранились только на церковных книгах.
Наиболее ранние кодексы состояли из пергаментных тетрадей, сшитых в текстовые блоки, и укрепленных между деревянными досками. Переплетчики быстро поняли, что из-за гигроскопичности (способности поглощать и отдавать влагу) пергамента и дерева, только что переплетенные книги необходимо тщательно опрессовывать и скреплять сторонки застежками, которые препятствовали бы изгибанию крышек и попаданию в книжный блок пыли и прямого света. Таким образом, шитье книги, сторонки и застежки выполняют функцию пресса, оказывающего постоянное давление на книжный блок.
В XVI в. застежка из структурного элемента переплета превратилась в декоративный, отражающий общий дизайн книги, стилистику переплета и, конечно, богатство владельца. К тому же, застежки можно рассматривать не только как функциональные и декоративные элементы переплета, но и как деталь, несущую в себе определенный символический смысл. До начала эпохи Возрождения читать умели считанные единицы. Чтение было умением, которое тщательно охранялось, и книжная застежка визуально (а иногда и физически) блокировала любопытствующим доступ к тайнам, скрытым в книге.
Одна из латунных накладок утрачена, что позволяет увидеть металлический штифт, служивший креплением накладки к обложке.
Назначение конкретных книг и общая культура народа, которым они производились, повлияли на появление различных форм переплетов. Исламский переплет (например, тунисский) представлял из себя «короб» с мягкими кожаными клапанами вокруг обрезов для защиты полей книжного блока (рис.16).
Зачастую использовались кожаные ремешки, идущие от задней крышки и завязывающиеся на передней, чтобы предотвратить случайное открывание книги. В XII в появились книги с жестким треугольным клапаном вдоль переднего обреза, который либо защищал обрез, либо использовался как своеобразная закладка (рис.17).
Похожий принцип использовался и в некоторых восточных переплетах (рис.18), где крышки также обладали дополнительными клапанами и скреплялись между собой застежками из слоновой кости или дерева. Средневековые переплеты часто имели дополнительные чехлы из мягкой кожи или ткани.
Для предотвращения краж из монастырских или университетских библиотек, книги часто крепились к полкам или пюпитрам цепочками, проходящими через крышки переплетов. Такая практика была прекращена в XV в повсеместно, за исключением Польши и нескольких кафедральных библиотек в Англии, где цепи использовали до конца XVII в.
Существует очень мало описательной информации о конструкциях застежек и жуковин, но иногда их изображения встречаются в раннесредневековых картинах, скульптурах и миниатюрах. В частности, в работах Яна ван Эйка, Гольбейна младшего и Дюрера часто довольно детально изображаются книжные застежки, что позволяет делать предположения об их внешнем виде и способах изготовления.
Застежек изготавливались разными мастерами: застежки из железа делались кузнецами, из латуни – «gurtler» (мастерами по изготовлению пряжек). Такие застежки чаще всего отличались бедной отделкой, украшались самыми простыми способами: чеканкой, тиснением пуансонами, гравировкой. Поскольку эти методы известны очень давно и на протяжении веков оставались практически неизменными, застежки таких типов трудно точно датировать.
Застежки и жуковины из серебра и золота изготавливались мастерами-ювелирами и устанавливались только на очень ценные издания. После появления печатных книг драгоценные металлы стали использоваться для украшения переплетов очень редко, хотя книги, принадлежащие королевским дворам, часто отделывали серебром. Особенно это касалось переплетов из бархата, т.к. бархат быстро истирался, и для его защиты как раз и устанавливались серебряные накладки (рис.19, 20). Я видел немало примеров серебряных накладок на переплетах, сделанных для королевы Англии Елизаветы I (1533-1603). В Лондоне до 1634 г существовало, как минимум, три мастерских по изготовлению застежек и накладок.
Датирование стилей застежек – непростая задача. Самый ранний из известных способов закрывания книги представляет из себя длинный кожаный ремешок, прикрепленный к одной из крышек (скорее всего, изначально он вообще не крепился). Ремешком обматывалась книга (либо горизонтально, либо вертикально), а его концы фиксировались под предыдущими витками.
До XII века металлические застежки делались в основном из железа, имели простые формы и минимальную отделку. Застежки из обычной или слоновой кости крепились медными гвоздями, латунь использовалась крайне редко. Наиболее употребительным типом застежки был кожаный ремешок, прикрепленный к задней крышке металлической пластиной, а со стороны передней крышки имевший металлическую застежку с отверстием в центре. Отверстием застежка фиксировалась на металлическом штифте, укрепленным на крышке. На недорогих переплетах штифт располагался по центру крышки (рис.22), что обеспечивало надежное скрепление книги.
На богато отделанных переплетах также использовались такие застежки, но штифт располагался на краю крышки, чтобы застежка не мешала ювелирной отделке золотом, эмалью или слоновой костью. Металлические части застежек выполнялись литьем, либо вырезались из листа железа. К концу XII века железо все чаще заменялось латунью.
В XIII и XIV вв застежки начали украшать гравировкой и чеканкой. Этот же период отличается наиболее частым использованием на переплетах дорогих изданий застежек из позолоченного серебра. В XVI в из-за увеличения объема выпускаемых книг (например, в Германии) металлические листы, из которых делались застежки, часто обрабатывались гравированными штампами. В общих примерах сохранились слова “Ave Maria” и “Maria hilf”. Листы разрезались на куски нужного размера, при этом штампованные надписи не учитывались, поэтому застежки часто содержать лишь отдельные фрагменты надписей (рис.23, 24).
В Нюрнберге было развито производство латунных застежек, отмеченных такими штампами. Также изготавливались застежки с растительными орнаментами. При их изготовлении целостности штампованного рисунка уделялось гораздо больше внимания (рис.25,26).
К концу пятнадцатого века начали использовать картонные крышки (рис.27, 28), но большинство книг по-прежнему переплетали в деревянные крышки, покрытые кожей или тканью, и снабженные латунными застежками.
Правда, застежки уже носили сугубо декоративный характер, т.к. бумажный книжный блок не требовал постоянного давления, как пергаментный. В Германии наиболее часто используемым покровным материалом была свиная кожа, которая ставилась на переплеты во влажном состоянии, а при высыхании давала сильную усадку и выгибала доски. Застежки использовали для уменьшения этой деформации. Застежки в этот период были преимущественно небольшого размера с очень тонкой обработкой (рис. 29-33).
В конце XVI – начале XVII в большинство переплетов изготавливались либо вообще без застежек, либо с медными застежками. Замки из железа в этот период практически не встречаются Впрочем, я видел Библии, выпущенные в Пенсильвании, на которых были установлены простые железные застежки. В XVIII в застежки практически исчезли из употребления, а те, которые все же устанавливались на переплеты, изготавливались из тонкого металла способом массовой штамповки. Они, как правило, встречаются только в Библиях, и, поскольку явно не было никакой функциональной цели для их использования, они существовали только для создания традиционного внешнего вида.