Книжные застежки, накладки и жуковины

Дж.Франклин Моури

перевод с английского

Книжные застежки, накладки и жуковины

Портрет переплетчика Никасиуса, устанавливающего застежки. Нюрнберг 1614. (Из коллекции Landauerschen Gedenkbuchern, Государственная библиотека, Нюрнберг.)

Книжные застежки, накладки и жуковины

Портрет переплетчика Йоханнеса Ландауэра. Нюрнберг 1532. (Из коллекции Landauerschen Gedenkbuchern, Государственная библиотека, Нюрнберг).

Эта статья была впервые опубликована в журнале GBW Journal более 10 лет назад. У меня было много времени для сбора информации, и я был очень удивлен, обнаружив, что количество англоязычных статей по данной теме очень мало. Основой данной статьи стала статья Карла Джекеля «Alte Techniken des Buchbinderhandwerks …» и статьи из немецкого переплетного издания Algemeine Anzeige fur Buchbinderei за последние 30 лет. К тому же, некоторые мои друзья снабжали меня случайно найденной информацией, за что я им очень благодарен.

Переплетчики часто хотят установить замки на свои переплеты, реставраторы постоянно сталкиваются с проблемой утраты замков на старых книгах. Проблема утрат настолько актуальна, что изготовление замков для реставрации книг было частью моей первоначальной подготовки в библиотеке Staats und Universitats Bibliothek в Гамбурге в 1972 году. В этот период Вилдред Колморган показал мне варианты изготовления замков из латунной пластины для книги, над восстановлением которой я работал. Это оказалось на удивление просто, но требовало наличия инструментов и материалов. Работа над одним замком и ремнем заняла у меня полный день. В большей части данной статьи я рассказываю о том, как я подхожу к изготовлению металлических замков. Конечно, профессиональный ювелир или просто металлообработчик может высказать массу критических замечаний относительно моей техники. Однако, не надо забывать, что в эпоху Ренессанса переплетчики не слишком сосредотачивались на совершенстве такой детали, как замки. Основную массу составляют именно самодельные замки, а застежки, изготовленные профессиональными ювелирами, скорее, редкость.

Использование застежек кажется таким же древним, как и сами кодексы привычного нам вида. Трудно установить дату появления замков и жуковин. В эпоху раннего средневековья, когда крышки украшались драгоценными металлами, камнями, плакетками из слоновой кости или эмали. До нашего времени эти книги часто доходят с повреждениями крышек, из-за размеров и веса накладок.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 1. Евангелие от Св. Агидина (Брауншвейг, Германия), начало тринадцатого века.

Книги хранились горизонтально, а не размещались вертикально на полках или кафедрах. Иногда использовались металлические цепи для крепления книги к столу или полке (рис. 2, 3, 4). Естественно, в процессе эксплуатации книги возникала опасность повреждений декорированных крышек. Чтобы избежать таких повреждений, на крышки крепились различные накладки, которые можно разделить на несколько типов: жуковины, уголки, средники и канты.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 2. Библиотека с книгами, прикрепленными цепями, в огне (XVIII век, гравюра).

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 3. Библиотека Св.Лаврентия (Флоренция, Италия)

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 4. Книга, прикрепленная цепью к пюпитру

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 5 Инкунабула (Германия), около 1495 г., с цепью, углами, застежками и средником (а) и простыми жуковинами на задней крышке (б).

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 6. Жуковина со скругленным верхом и металлический уголок. Германия, около 1475.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 7. Переплет (Германия, около 1635 г.) с металлической накладкой, обернутой вокруг угла крышки.

Углы, как правило, делались пропорционально размеру и весу книги. Располагались они по краям крышек, прибивались гвоздями или фиксировались клеем. Средники (рис.8) крепились таким же способом, часто содержали геральдические или символические изображения. Они были сконструированы так, чтобы располагаться по краям доски, прибивались гвоздями или приклеивались к деревянным крышкам, чтобы обеспечить максимальную защиту.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 8. Средник. Италия, приблизительно 1490 г.

Центральные пластины (рис. 8) были одинаково прикреплены и иногда имели геральдические или символические украшения. Гвозди (рис.9) выполняли не только крепежную, но и декоративную функцию. В особо больших книгах иногда использовали металлические канты (рис.10)

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 9. Гвозди-«звезды». Италия, около 1480 года.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 10. Металлическая окантовка вокруг края крышки.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 11. Ювелирный переплет с полудрагоценными камнями, выполняющими роль жуковин.

Существует несколько традиционных разновидностей накладок: металлические жуковины; деревянные накладки, костяные накладки. На более ценных переплетах часто использовали накладные полудрагоценные камни, эмали или филиграни (рис.11). Поверхность накладок делали либо полусферической, либо плоской. В Германии чаще использовали плоские жуковины (рис.12, 13, 14, 15), в Англии жуковины устанавливали довольно редко.

Наличие выпуклых накладок делало более удобным поднимание тяжелой книги с горизонтальной поверхности. В эпоху Возрождения резко выросло количество книг, появилось большое количество небольших библиотек. В них уже не было такого количества столов и кафедр для горизонтального размещения книг, как в больших университетских и монастырских библиотеках. Книги начали хранить вертикально на полках, при этом выступающие жуковины мешали компактному размещению, поэтому новые переплеты начали делать с меньшим количеством различных накладок, а со старых переплетов их зачастую снимали. Поэтому основные образцы старинных накладок сохранились только на церковных книгах.

Наиболее ранние кодексы состояли из пергаментных тетрадей, сшитых в текстовые блоки, и укрепленных между деревянными досками. Переплетчики быстро поняли, что из-за гигроскопичности (способности поглощать и отдавать влагу) пергамента и дерева, только что переплетенные книги необходимо тщательно опрессовывать и скреплять сторонки застежками, которые препятствовали бы изгибанию крышек и попаданию в книжный блок пыли и прямого света. Таким образом, шитье книги, сторонки и застежки выполняют функцию пресса, оказывающего постоянное давление на книжный блок.

В XVI в. застежка из структурного элемента переплета превратилась в декоративный, отражающий общий дизайн книги, стилистику переплета и, конечно, богатство владельца. К тому же, застежки можно рассматривать не только как функциональные и декоративные элементы переплета, но и как деталь, несущую в себе определенный символический смысл. До начала эпохи Возрождения читать умели считанные единицы. Чтение было умением, которое тщательно охранялось, и книжная застежка визуально (а иногда и физически) блокировала любопытствующим доступ к тайнам, скрытым в книге.

Одна из латунных накладок утрачена, что позволяет увидеть металлический штифт, служивший креплением накладки к обложке.

Назначение конкретных книг и общая культура народа, которым они производились, повлияли на появление различных форм переплетов. Исламский переплет (например, тунисский) представлял из себя «короб» с мягкими кожаными клапанами вокруг обрезов  для защиты полей книжного блока (рис.16).

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 16. Тунисский переплет с клапанами.

Зачастую использовались кожаные ремешки, идущие от задней крышки и завязывающиеся на передней, чтобы предотвратить случайное открывание книги. В XII в появились книги с жестким треугольным клапаном вдоль переднего обреза, который либо защищал обрез, либо использовался как своеобразная закладка (рис.17).

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 17. Исламский переплет с жесткими клапанами

Похожий принцип использовался и в некоторых восточных переплетах (рис.18), где крышки также обладали дополнительными клапанами и скреплялись между собой застежками из слоновой кости или дерева. Средневековые переплеты часто имели дополнительные чехлы из мягкой кожи или ткани.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 18. Восточный переплет с крышками, скрепленными поворотными застежками.

Для предотвращения краж из монастырских или университетских библиотек, книги часто крепились к полкам или пюпитрам цепочками, проходящими через крышки переплетов. Такая практика была прекращена в XV в повсеместно, за исключением Польши и нескольких кафедральных библиотек в Англии, где цепи использовали до конца XVII в.

Существует очень мало описательной информации о конструкциях застежек и жуковин, но иногда их изображения встречаются в раннесредневековых картинах, скульптурах и миниатюрах. В частности, в работах Яна ван Эйка, Гольбейна младшего и Дюрера часто довольно детально изображаются книжные застежки, что позволяет делать предположения об их внешнем виде и способах изготовления.

Застежек изготавливались разными мастерами: застежки из железа делались кузнецами, из латуни – «gurtler» (мастерами по изготовлению пряжек). Такие застежки чаще всего отличались бедной отделкой, украшались самыми простыми способами: чеканкой, тиснением пуансонами, гравировкой. Поскольку эти методы известны очень давно и на протяжении веков оставались практически неизменными, застежки таких типов трудно точно датировать.

Застежки и жуковины из серебра и золота изготавливались мастерами-ювелирами и устанавливались только на очень ценные издания. После появления печатных книг драгоценные металлы стали использоваться для украшения переплетов очень редко, хотя книги, принадлежащие королевским дворам, часто отделывали серебром. Особенно это касалось переплетов из бархата, т.к. бархат быстро истирался, и для его защиты как раз и устанавливались серебряные накладки (рис.19, 20). Я видел немало примеров серебряных накладок на переплетах, сделанных для королевы Англии Елизаветы I (1533-1603). В Лондоне до 1634 г существовало, как минимум, три мастерских по изготовлению застежек и накладок.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 19 Английская библия, переплетенная для королевы Елизаветы I (1568 г.).

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 20. Английский бархатный переплет с серебряными накладками и гербом семьи Бургойн. Около 1641 года.

Датирование стилей застежек – непростая задача. Самый ранний из известных способов закрывания книги представляет из себя длинный кожаный ремешок, прикрепленный к одной из крышек (скорее всего, изначально он вообще не крепился). Ремешком обматывалась книга (либо горизонтально, либо вертикально), а его концы фиксировались под предыдущими витками.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 21

До XII века металлические застежки делались в основном из железа, имели простые формы и минимальную отделку. Застежки из обычной или слоновой кости крепились медными гвоздями, латунь использовалась крайне редко. Наиболее употребительным типом застежки был кожаный ремешок, прикрепленный к задней крышке металлической пластиной, а со стороны передней крышки имевший металлическую застежку с отверстием в центре. Отверстием застежка фиксировалась на металлическом штифте, укрепленным на крышке. На недорогих переплетах штифт располагался по центру крышки (рис.22), что обеспечивало надежное скрепление книги.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 22.

На богато отделанных переплетах также использовались такие застежки, но штифт располагался на краю крышки, чтобы застежка не мешала ювелирной отделке золотом, эмалью или слоновой костью. Металлические части застежек выполнялись литьем, либо вырезались из листа железа. К концу XII века железо все чаще заменялось латунью.

В XIII и XIV вв застежки начали украшать гравировкой и чеканкой. Этот же период отличается наиболее частым использованием на переплетах дорогих изданий застежек из позолоченного серебра. В XVI в из-за увеличения объема выпускаемых книг (например, в Германии) металлические листы, из которых делались застежки, часто обрабатывались гравированными штампами. В общих примерах сохранились слова “Ave Maria” и “Maria hilf”. Листы разрезались на куски нужного размера, при этом штампованные надписи не учитывались, поэтому застежки часто содержать лишь отдельные фрагменты надписей (рис.23, 24).

В Нюрнберге было развито производство латунных застежек, отмеченных такими штампами. Также изготавливались застежки с растительными орнаментами. При их изготовлении целостности штампованного рисунка уделялось гораздо больше внимания (рис.25,26).

К концу пятнадцатого века начали использовать картонные крышки (рис.27, 28), но большинство книг по-прежнему переплетали в деревянные крышки, покрытые кожей или тканью, и снабженные латунными застежками.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 27. Внутренняя часть переплета 1480 с картонной крышкой, изготовленной  из 18 листов французского юридического документа 1450-х годов.

Книжные застежки, накладки и жуковины

Рисунок 28. Деталь переплета из козьей кожи растительного дубления, сторонка из переклеенных документов.

Правда, застежки уже носили сугубо декоративный характер, т.к. бумажный книжный блок не требовал постоянного давления, как пергаментный. В Германии наиболее часто используемым покровным материалом была свиная кожа, которая ставилась на переплеты во влажном состоянии, а при высыхании давала сильную усадку и выгибала доски. Застежки использовали для уменьшения этой деформации. Застежки в этот период были преимущественно небольшого размера с очень тонкой обработкой (рис. 29-33).

В конце XVI – начале XVII в большинство переплетов изготавливались либо вообще без застежек, либо с медными застежками. Замки из железа в этот период практически не встречаются Впрочем, я видел Библии, выпущенные в Пенсильвании, на которых были установлены простые железные застежки. В XVIII в застежки практически исчезли из употребления, а те, которые все же устанавливались на переплеты, изготавливались из тонкого металла способом массовой штамповки. Они, как правило, встречаются только в Библиях, и, поскольку явно не было никакой функциональной цели для их использования, они существовали только для создания традиционного внешнего вида.

Продолжение

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: