Книжные застежки (продолжение)

 (начало статьи)

Время от времени обнаруживаются застежки, изготовленные в странах, находившихся под влиянием Византии (рис.36). Славянские застежки обычно делались пропорциональными размеру книги. Они не отличались разнообразием дизайна, наиболее распространенным способом отделки были гравированные круги и точки, которые позволяли замаскировать крепежные заклепки (рис.35). Застежки на греческих манускриптах были схожи между собой размерами и формой, независимо от размера и толщины книги. Чаще всего кожаный ремешок, к которому за нижний край крепилась застежка, был разделен на три части.

Книжные застежки

Рисунок 35 Дизайн славянской застежки

Книжные застежки

Рисунок 36 Греческий / Византийский замок.

 Восточные книги и альбомы иногда снабжались застежками, состоящими из тканевой ленты, закрепленной на задней крышке, к которой прикреплялась клиновидная застежка из дерева или кости. Застегивали такую застежку, вставляя клин в петлю на передней крышке книги (рис.37).

Книжные застежки

Рисунок 37 Вариант восточной застежки

Способы крепления застежек различались в зависимости от региона изготовления, что иногда помогает идентифицировать место, где книга была переплетена. Так например, в Центральной Европе использовали две застежки на переднем обрезе книги. Английские переплетчики чаще всего ставили всего одну застежку на переднем обрезе (рис.38, 39). На юге Европы, особенно в Италии, часто практиковали установку четырех застежек – двух на переднем обрезе и по одной на верхнем и нижнем (рис.13). Известно, что ранние коптские переплеты имели семь застежек: три на переднем обрезе и по две на верхнем и нижнем.

До XII — XIII вв наиболее распространенными были застежки в виде ремня, прикрепленного к передней крышке, и застегивающегося при помощи штифта на задней. Такой способ был распространен в Англии, Италии, Испании, иногда встречался во Франции. В Германии и Голландии же ремень закреплялся на задней крышке и застегивался на передней.

Книжные застежки

Рисунок 38 Английский переплет Эндрю Руве, около 1505, с одной застежкой. Неподвижная часть установлена на задней крышке.

Книжные застежки

Рисунок 39. Деталь застежки, которая является более грубой и простой по дизайну, чем застежки переплетов континентальной Европы того же периода.

В начале XVI в в связи с массовым распространением книг застежки стали устанавливаться реже, т.к. книги становились небольшими по размеру и часто переплетались не в доски, а в картон. Прочное крепление металлической застежки к картону довольно затруднительно, а вес и размер книг не требовал обязательной установки застежек. Поэтому застежки устанавливались только на большие роскошные издания. На других книгах иногда использовали кожаные (рис.41) или тканевые (рис.40) завязки, которые приклеивались к крышкам и пропускались через прорезь в покровном материале. Эстетическому аспекту также уделялось внимание – ленты для завязок подбирались в тон покровному материалу, а некоторые ленты с золотыми кистями зачастую стоили дороже всего переплета.

41 - Книжные застежки (продолжение)

Рисунок 41 Пергаментный переплет с завязками из кожи, 1609 г.

Книжные застежки

Рисунок 40 Английский вышитый переплет с тканевыми завязками, около 1635 г.

В Испании пергаментные переплеты XVI – XVII вв часто имели замки из плетеных сухожилий, которые застегивались на шарики из слоновой кости (рис.42). На большие книги, переплетенные в кожу или пергамент, зачастую ставили крючки или ремни с пряжками (рис.43 – 45).

Книжные застежки

Рисунок 42. Испания, около 1617 г. Пергаментный переплет с плетеным ремешком и застежкой из слоновой кости. Застежка установлена на передней крышке

Т.к. застежки чаще всего имели сугубо функциональное назначение, их дизайн был довольно простым. Но иногда встречались очень интересные примеры. Когда я работал с одной итальянской инкунабулой, застежки на ней отсутствовали, но крышке, обтянутой козьей кожей, остался четкий отпечаток цветка, украшавшего застежку (рис.46). Удивительно, что когда я приступил к реставрации книжного блока, то обнаружил на бумаге филигрань, изображавшую такой же цветок (рис.47). Т.е. дизайн застежки специально делался под конкретную книгу. Ремни, на которых крепились застежки, также часто украшались сообразно общему оформлению книги.

Ремни почти всегда изготавливались из кожи или пергамента. Большинство ремней, сохранившихся без повреждений, представляют собой пергаментную основу, обернутую кожей. Именно такая конструкция обеспечила этим ремням лучшую сохранность, чем у простых кожаных полос – пергамент придавал ремню прочность и упругость. Ремни иногда в декоративных целях прорезались (рис.48, 49). Иногда ремешки заменялись цельнометаллическими застежками (рис.50).

Наиболее распространенная конструкция книжного замка представляет собой неподвижную часть, закрепленную на крышке и подвижную, закрепленную на ремне и имеющую крючок, отверстие или иную застежку. Следующие фотографии (рис.51-80) в основном иллюстрируют различие дизайна,  а также время и место изготовления застежек.

Книжные застежки

Рисунок 50 Цельнометаллическая застежка, Голландия, около 1632.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: