Крахмальный клей. Два рецепта.

Перевод с англ.(оригинал https://thebookandpapergathering.org)

1. Введение

Реставрация зачастую представляет собой сочетание науки, традиций и ремесел. За годы учебы в Великобритании и Японии я обнаружила, что очень часто реставраторы используют не «товары с магазинной полки», а готовят необходимые материалы самостоятельно, зачастую используя уникальные авторские рецепты.
Одним из таких материалов является самый обычный крахмальный клей, использующийся в реставрации бумаги и переплета. Его приготовление обманчиво просто, но приготовление качественного клея требует определенных навыков и времени. На собственном опыте я поняла, как легко испортить очередную партию такого клея…

В этой статье я постараюсь обобщить опыт моих коллег по приготовлению крахмального клея, дабы уберечь новичков-реставраторов от разочарований и лишних эксперментов. Я расскажу о двух рецептах приготовления крахмального клея: первый – для малых партий (200 г), второй – для партий клея от 1 кг и более.

Я очень благодарна за бесценные идеи и добрые советы г-же Киоко Кусуноки, реставратору студии Хираяма Британского музея.

2) Общие сведения, ингредиенты и инструменты

В приведенных ниже рецептах старайтесь сбалансировать простоту приготовления и качество конечного продукта, однако важно помнить, что любой рецепт является приблизительным, и что изготовитель клея должен вносить свои поправки в рецепт в зависимости от качества ингредиентов и внешних условий (температуры в мастерской, влажности и т.п.).
Также крайне важно понять, что приготовление клея – процесс последовательный. Самая распространенная ошибка, которую допускают почти все новички (и я в том числе) – попытка сэкономить время. Желание повысить температуру нагрева, уменьшить время замачивания и т.п. почти всегда приводило к худшим результатам.

Что потребуется для приготовления крахмального клея:
— пшеничный крахмал «Шофу»
— дистиллированная (деионизированная) вода
— мензурка
— толстостенная емкость. Толщина стенок и дна необходима для более равномерного распределения тепла во время приготовления клея. Предпочтительно – эмалированная емкость, но не алюминиевая или медная, т.к. такая посуда «отдает» ионы металлов клею. Также убедитесь, что ваша емкость соответствует по размеру количеству приготовляемого клея – в процессе приготовления клей постоянно перемешивается, поэтому должен быть небольшой запас по объему, чтобы не допустить разбрызгивания. Я обычно использую такую емкость, чтобы клей не занимал больше 2/3 объема посуды.
— Круглая деревянная палочка для перемешивания клея. Убедитесь, что древесина ничем не покрыта, т.к. некоторые покрытия могут повредить, например, кислотно-щелочному балансу клея. Некоторые используют деревянные ложки, но, по моему опыту, круглая палочка удобнее для равномерного перемешивания.
— Газовая или электрическая плитка.
— Традиционное японское сито из конского волоса. Можно использовать мелкое кулинарное сито («протирку»)
— Японская деревянная ложка «самодзи»

3) Рецепт для малой партии клея

Это рецепт, который я разработала в колледже West Dean, для приготовления небольшой партии клея (примерно 200 г) — количество, которое обычно является достаточным для группы из трех студентов-реставраторов в течение недели (конечно, все зависит от объема работ).

Шаг 1: Замачивание

Смешайте крахмал и воду в соотношении 1/5 (по массе или объему). В данном случае: 40 г крахмала Шофу и 200 г деионизированной воды. Тщательно перемешайте смесь и оставьте ее на ночь. Некоторые мастерские в Японии используют способ длительного замачивания крахмала (до 6 месяцев!), но такой способ требует очень жесткого контроля и нецелесообразен для малых партий клея.
Предварительное замачивание крахмала позволяет ему начать медленно переходить в состояние желе, что в последующем сокращает время приготовления клея. По моему опыту, предварительное замачивание позволяет в последующем почти полностью избежать образования комков. На мензурке отметьте уровень смеси – это пригодится позже.

На следующий день слейте отстоявшуюся воду и дополните мензурку до отмеченного уровня свежей деионизированной водой. Аккуратно перемешайте смесь и перелейте ее в емкость для варки.

Шаг 2: Варка клея

Поставьте емкость на средний огонь и начните перемешивать.
Крайне важно поддерживать постоянное, тщательное и энергичное перемешивание на протяжении всей фазы приготовления, чтобы избежать образования комков и снизить риск пригорания клея. Делайте 2-3 полных круговых оборота в секунду по всей площади емкости. Если вы будете мешать только по краям емкости, в середине образуются крахмальные комки.
Через минут пять смесь начнет закипать.
Продолжайте перемешивание. Через 2-3 минуты смесь начнет загустевать и приобретать желеобразную полупрозрачную текстуру. В этот момент уделяйте перемешиванию особое внимание, т.к. именно сейчас начинаю образовываться комки. Увеличьте нагрев до максимума (я использую на электрической плитке режим 300-350 гр)

 

Крахмальный клей

Перемешивание клея

Крахмальный клей

Клей приобретает структуру желе

Постепенно смесь будет приобретать вид сливок, становиться более прозрачной и вязкой, что сопровождается появлением крупных пузырьков на поверхности. Еще через 5-10 минут, когда основная влага выпаривается, объем клея уменьшится, а сама смесь станет более блестящей. На боках емкости появится налет сухой смеси. Продолжайте тщательно перемешивать!

Крахмальный клей

«Сливочная» текстура клея

Крахмальный клей

Смесь становится прозрачной с крупными пузырьками

Крахмальный клей

Клей тонкой нитью тянется с палочки

Еще через 5-10 минут смесь еще больше «уварится» и станет липкой.

Готовность клея определяется в тот момент, когда клей тонкой упругой нитью будет стекать с поднятой палочки для перемешивания.

Весь процесс приготовления может занять 20-25 минут при постоянном и интенсивном перемешивании. Поверьте, это не совсем просто физически!

Шаг 3: Охлаждение

По завершении варки клея снимите емкость с огня и немедленно перелейте клей в чистую посуду. Старайтесь не «выскребать» клей из емкости, т.к. на дне могут быть пригоревшие или просто высохшие комки.

Поместите посуду с перелитым клеем в большую емкость с холодной водой, накройте ее чистой тканью и охладите до комнатной температуры (около часа).

Шаг 4: Протирание

Когда клей остыл, можно приступать к протиранию.
Если вы используете традиционное японское сито из конских волос, сначала замочите его на 20 мин в холодной воде.
Положите сито в чистую посуду, выложите на сито немного клея ложкой самодзи.

Наклоните сито на 45 гр от себя и круговыми движениями ложки тщательно втирайте клей в поверхность сита. Продолжайте до тех пор, пока весь клей в сите не будет протерт. Затем добавьте следующую порцию клея и снова протрите. И так до тех пор, пока весь приготовленный клей не будет протерт.

Крахмальный клей

Клей до протирки

Крахмальный клей

Протирание клея

Крахмальный клей

Клей после первой протирки

После этого повторите операцию протирания еще два раза для всего объема клея.
В результате вы получите очень однородный, гладкий и очень липкий клей.

4) Рецепт для большой партии клея
Этот рецепт любезно предоставила г-жа Киоко Кусуноки, реставратор студии Хираяма Британского музея. Это тот рецепт, который их мастерская использует для изготовления партий клея в 1 кг или более. Г-жа Кусуноки сказала, что они используют кукурузный крахмал Komugi denpun tokutoo из Японии.
Соотношение: 270 г крахмала на 1230 г (или куб. см) деионизированной воды для партии клея в 1500 г.
В отличие от того, что я делаю для приготовления малых порций клея, студия Hirayama не делает предварительного замачивания крахмала. В ходе своих экспериментов они обнаружили, что предварительное замачивание хотя и не лишне, но особого влияния на качество конечного продукта не оказывает.
Смесь воды и крахмала сначала тщательно перемешивают в емкости, затем ставят емкость на средний огонь. Затем все похоже на приготовление малой партии клея, разве что занимает больше времени. Два основных отличия большой партии от малой: незамачивавшийся крахмал проще образует комки, что требует постоянного контроля и тщательного перемешивания; существенное физическое усилие, необходимое для перемешивания большого объема клея в течение 20-25 минут без остановки. Г-жа Кусуноки предупредила, что если сократить время приготовления клея, то через некоторое время готовый клей расслоится, несмотря на то, что в процессе приготовления он будет выглядеть безупречно.

Крахмальный клей

Киоко Кусуноки готовит клей

Охлаждение и протирание клея идентичны описанным выше способам для малых порций.

Обратите внимание, что Hirayama Studio для разных по объему порций клея использует разные пропорции ингредиентов. И не забывайте, что качество крахмала влияет на время приготовления клея.

Крахмал Вода Клей Время приготовления
270 1230 1500 ~25
360 2460 2000 ~30
540 2460 3000 ~35
720 3280 4000 ~45

5) Хранение и использование клея
После протирки клей необходимо переложить в чистую банку, закрыть крышкой, промаркировать время изготовления.
Оптимальная температура хранения готового клея – 10-15 гр. При таком режиме клей сохраняет свои свойства в течение недели.

По словам г-жи Кусуноки, хранить клей при пониженных температурах (ниже 6 ° C) не рекомендуется, т.к. низкая температура ухудшает адгезионные свойства клея.

Также, по ее словам, если на поверхности готового клея появилась плесень, необходимо тщательно снять верхний слой, а остальной клей переложить в чистую посуду. Если клей поменял цвет или приобрел неприятный запах, его нужно выбросить.

Маркировка клея по времени приготовления очень важна. Не существует жестких рамок по сроку годности клея. Но я никогда не стану использовать клей, приготовленный более недели назад.

При необходимости готовый клей можно разбавлять водой в зависимости от задачи, стоящей перед реставратором, и материалов в каждой конкретной работе.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: