Крахмальный клей. Два рецепта.
Перевод с англ.(оригинал https://thebookandpapergathering.org)
1. Введение
Реставрация зачастую представляет собой сочетание науки, традиций и ремесел. За годы учебы в Великобритании и Японии я обнаружила, что очень часто реставраторы используют не «товары с магазинной полки», а готовят необходимые материалы самостоятельно, зачастую используя уникальные авторские рецепты.
Одним из таких материалов является самый обычный крахмальный клей, использующийся в реставрации бумаги и переплета. Его приготовление обманчиво просто, но приготовление качественного клея требует определенных навыков и времени. На собственном опыте я поняла, как легко испортить очередную партию такого клея…
В этой статье я постараюсь обобщить опыт моих коллег по приготовлению крахмального клея, дабы уберечь новичков-реставраторов от разочарований и лишних эксперментов. Я расскажу о двух рецептах приготовления крахмального клея: первый – для малых партий (200 г), второй – для партий клея от 1 кг и более.
Я очень благодарна за бесценные идеи и добрые советы г-же Киоко Кусуноки, реставратору студии Хираяма Британского музея.
2) Общие сведения, ингредиенты и инструменты
В приведенных ниже рецептах старайтесь сбалансировать простоту приготовления и качество конечного продукта, однако важно помнить, что любой рецепт является приблизительным, и что изготовитель клея должен вносить свои поправки в рецепт в зависимости от качества ингредиентов и внешних условий (температуры в мастерской, влажности и т.п.).
Также крайне важно понять, что приготовление клея – процесс последовательный. Самая распространенная ошибка, которую допускают почти все новички (и я в том числе) – попытка сэкономить время. Желание повысить температуру нагрева, уменьшить время замачивания и т.п. почти всегда приводило к худшим результатам.
Что потребуется для приготовления крахмального клея:
– пшеничный крахмал «Шофу»
– дистиллированная (деионизированная) вода
– мензурка
– толстостенная емкость. Толщина стенок и дна необходима для более равномерного распределения тепла во время приготовления клея. Предпочтительно – эмалированная емкость, но не алюминиевая или медная, т.к. такая посуда «отдает» ионы металлов клею. Также убедитесь, что ваша емкость соответствует по размеру количеству приготовляемого клея – в процессе приготовления клей постоянно перемешивается, поэтому должен быть небольшой запас по объему, чтобы не допустить разбрызгивания. Я обычно использую такую емкость, чтобы клей не занимал больше 2/3 объема посуды.
– Круглая деревянная палочка для перемешивания клея. Убедитесь, что древесина ничем не покрыта, т.к. некоторые покрытия могут повредить, например, кислотно-щелочному балансу клея. Некоторые используют деревянные ложки, но, по моему опыту, круглая палочка удобнее для равномерного перемешивания.
– Газовая или электрическая плитка.
– Традиционное японское сито из конского волоса. Можно использовать мелкое кулинарное сито («протирку»)
– Японская деревянная ложка «самодзи»
3) Рецепт для малой партии клея
Это рецепт, который я разработала в колледже West Dean, для приготовления небольшой партии клея (примерно 200 г) – количество, которое обычно является достаточным для группы из трех студентов-реставраторов в течение недели (конечно, все зависит от объема работ).
Шаг 1: Замачивание
Смешайте крахмал и воду в соотношении 1/5 (по массе или объему). В данном случае: 40 г крахмала Шофу и 200 г деионизированной воды. Тщательно перемешайте смесь и оставьте ее на ночь. Некоторые мастерские в Японии используют способ длительного замачивания крахмала (до 6 месяцев!), но такой способ требует очень жесткого контроля и нецелесообразен для малых партий клея.
Предварительное замачивание крахмала позволяет ему начать медленно переходить в состояние желе, что в последующем сокращает время приготовления клея. По моему опыту, предварительное замачивание позволяет в последующем почти полностью избежать образования комков. На мензурке отметьте уровень смеси – это пригодится позже.
На следующий день слейте отстоявшуюся воду и дополните мензурку до отмеченного уровня свежей деионизированной водой. Аккуратно перемешайте смесь и перелейте ее в емкость для варки.
Шаг 2: Варка клея
Поставьте емкость на средний огонь и начните перемешивать.
Крайне важно поддерживать постоянное, тщательное и энергичное перемешивание на протяжении всей фазы приготовления, чтобы избежать образования комков и снизить риск пригорания клея. Делайте 2-3 полных круговых оборота в секунду по всей площади емкости. Если вы будете мешать только по краям емкости, в середине образуются крахмальные комки.
Через минут пять смесь начнет закипать.
Продолжайте перемешивание. Через 2-3 минуты смесь начнет загустевать и приобретать желеобразную полупрозрачную текстуру. В этот момент уделяйте перемешиванию особое внимание, т.к. именно сейчас начинаю образовываться комки. Увеличьте нагрев до максимума (я использую на электрической плитке режим 300-350 гр)
Постепенно смесь будет приобретать вид сливок, становиться более прозрачной и вязкой, что сопровождается появлением крупных пузырьков на поверхности. Еще через 5-10 минут, когда основная влага выпаривается, объем клея уменьшится, а сама смесь станет более блестящей. На боках емкости появится налет сухой смеси. Продолжайте тщательно перемешивать!
Еще через 5-10 минут смесь еще больше «уварится» и станет липкой.
Готовность клея определяется в тот момент, когда клей тонкой упругой нитью будет стекать с поднятой палочки для перемешивания.
Весь процесс приготовления может занять 20-25 минут при постоянном и интенсивном перемешивании. Поверьте, это не совсем просто физически!
Шаг 3: Охлаждение
По завершении варки клея снимите емкость с огня и немедленно перелейте клей в чистую посуду. Старайтесь не «выскребать» клей из емкости, т.к. на дне могут быть пригоревшие или просто высохшие комки.
Поместите посуду с перелитым клеем в большую емкость с холодной водой, накройте ее чистой тканью и охладите до комнатной температуры (около часа).
Шаг 4: Протирание
Когда клей остыл, можно приступать к протиранию.
Если вы используете традиционное японское сито из конских волос, сначала замочите его на 20 мин в холодной воде.
Положите сито в чистую посуду, выложите на сито немного клея ложкой самодзи.
Наклоните сито на 45 гр от себя и круговыми движениями ложки тщательно втирайте клей в поверхность сита. Продолжайте до тех пор, пока весь клей в сите не будет протерт. Затем добавьте следующую порцию клея и снова протрите. И так до тех пор, пока весь приготовленный клей не будет протерт.
После этого повторите операцию протирания еще два раза для всего объема клея.
В результате вы получите очень однородный, гладкий и очень липкий клей.
4) Рецепт для большой партии клея
Этот рецепт любезно предоставила г-жа Киоко Кусуноки, реставратор студии Хираяма Британского музея. Это тот рецепт, который их мастерская использует для изготовления партий клея в 1 кг или более. Г-жа Кусуноки сказала, что они используют кукурузный крахмал Komugi denpun tokutoo из Японии.
Соотношение: 270 г крахмала на 1230 г (или куб. см) деионизированной воды для партии клея в 1500 г.
В отличие от того, что я делаю для приготовления малых порций клея, студия Hirayama не делает предварительного замачивания крахмала. В ходе своих экспериментов они обнаружили, что предварительное замачивание хотя и не лишне, но особого влияния на качество конечного продукта не оказывает.
Смесь воды и крахмала сначала тщательно перемешивают в емкости, затем ставят емкость на средний огонь. Затем все похоже на приготовление малой партии клея, разве что занимает больше времени. Два основных отличия большой партии от малой: незамачивавшийся крахмал проще образует комки, что требует постоянного контроля и тщательного перемешивания; существенное физическое усилие, необходимое для перемешивания большого объема клея в течение 20-25 минут без остановки. Г-жа Кусуноки предупредила, что если сократить время приготовления клея, то через некоторое время готовый клей расслоится, несмотря на то, что в процессе приготовления он будет выглядеть безупречно.
Охлаждение и протирание клея идентичны описанным выше способам для малых порций.
Обратите внимание, что Hirayama Studio для разных по объему порций клея использует разные пропорции ингредиентов. И не забывайте, что качество крахмала влияет на время приготовления клея.
Крахмал | Вода | Клей | Время приготовления |
270 | 1230 | 1500 | ~25 |
360 | 2460 | 2000 | ~30 |
540 | 2460 | 3000 | ~35 |
720 | 3280 | 4000 | ~45 |
5) Хранение и использование клея
После протирки клей необходимо переложить в чистую банку, закрыть крышкой, промаркировать время изготовления.
Оптимальная температура хранения готового клея – 10-15 гр. При таком режиме клей сохраняет свои свойства в течение недели.
По словам г-жи Кусуноки, хранить клей при пониженных температурах (ниже 6 ° C) не рекомендуется, т.к. низкая температура ухудшает адгезионные свойства клея.
Также, по ее словам, если на поверхности готового клея появилась плесень, необходимо тщательно снять верхний слой, а остальной клей переложить в чистую посуду. Если клей поменял цвет или приобрел неприятный запах, его нужно выбросить.
Маркировка клея по времени приготовления очень важна. Не существует жестких рамок по сроку годности клея. Но я никогда не стану использовать клей, приготовленный более недели назад.
При необходимости готовый клей можно разбавлять водой в зависимости от задачи, стоящей перед реставратором, и материалов в каждой конкретной работе.