Крахмальный клей

Статья Кристины Смит, руководителя и старшего реставратора «Conservation of Art on Paper, Inc.» (Александрия, Вирджиния), о приготовлении и использовании крахмального клея. Перевод с англ.

Крахмальный клей
Введение
Крахмальный клей обладает средней адгезией, поэтому для многих работ с бумагой он предпочтительнее, чем более сильные клеи. К тому же, большинство клеев и клеящих лент гидрофобны и не реагируют на изменение влажности, что приводит к короблению склеенной бумаги, в то время как гигроскопичные крахмальные клеи, расширяясь и сжимаясь вместе с бумагой, сводят ее деформацию к минимуму. Клейстеры готовятся из растительного сырья, а другие клеи — из животного или синтетического. Мучной клей состоит из смеси крахмала и клейковины (глютена), поэтому старый мучной клей плохо удаляется с бумаги. Если клейковина удалена из муки при начальной обработке, то остаточный крахмал представляет собой прекрасную клеевую основу. Различные растительные крахмалы имеют разные характеристики: одним из лучших для склеивания бумаги является пшеничный крахмал.

При правильном приготовлении и правильной подготовке к использованию из пшеничного крахмала можно сделать вариации клея от сильного до совсем слабого. Люди, которые пользовались крахмальным клейстером лишь однажды, могут утверждать, что такой клей недостаточно прочен. И действительно, неправильно приготовленный клей слаб. Такое же действие на клей оказывает длительное хранение или хранение в холодильнике. Эффективность крахмального клея напрямую зависит от способа приготовления, свежести клея и опыта мастера. Хорошо приготовленный клей сочетает в себе прочность и обратимость и не меняет цвета со временем. Это те причины, по которым крахмальный клей является стандартом для реставраторов бумаги.

Клей из рисового крахмала довольно слаб, что при некоторых работах бывает полезно. Другие крахмалы (например, картофельный, кукурузный) недостаточно прочны.

В некоторых ситуациях бывают полезны производные целлюлозы. Эта группа включает в себя метилцеллюлозу, гидроксипропилцеллюлозу, этилгидроксиэтилцеллюлозу и аналогичные соединения. Эти клеи обеспечивают хорошую вязкость и клейкость, но довольно слабы при самостоятельном использовании. Добавление их в крахмальные клеи позволяют регулировать степень адгезии.

Промышленные клеи для библиотек изготавливаются из декстрина (измененной формы крахмала) и различных добавок, таких как консерванты, пластификаторы, ароматизаторы и т. п. Изначально декстрин обладает меньшей адгезией, чем обычный крахмал, а добавки не всегда совместимы с работой над ценными старинными книгами.

Лучший крахмальный клей нельзя купить, так как он обладает очень коротким сроком годности (около недели), что делает его коммерчески невыгодным. Однако приготовление такого клея не требует особых усилий, если готовить его, например, в электрической соуснице (емкость с вращающейся лопаткой, которая постоянно перемешивает смесь крахмала и воды). Чуть больших усилий требует приготовление крахмального клея на водяной бане. Но качество хорошо приготовленного клея оправдывает затраты сил и времени.

Приготовление клея.
1. Никогда не используйте водопроводную воду, если она не прошла анализ на содержание металлов и микроорганизмов, которые могут привести к порче бумаги.
2. Крахмалы разных торговых марок и даже разных партий могут быть разными по качеству. Разные реставраторы предпочитают разные марки крахмала. Автор предпочитает крахмал под торговой маркой Zin Shofu, которая позволяет приготовить очень прочный и однородный клей.
3. Простейший способ приготовления клея — это электрическая соусница с тефлоновым покрытием, продающаяся в магазинах кухонной утвари. Альтернатива — стеклянная или керамическая пароварка и плоская пластиковая или деревянная лопатка. Для обеспечения чистоты используйте емкость и лопатку только для приготовления клея.
4. Также необходимо приобрести мелкое неметаллическое сито. Можно использовать москитную сетку, натянутую на пяльцах, но обычно ячейка москитной сетки крупнее необходимой.
5. Стеклянный или глазированный керамический сосуд служит для хранения клея. Чтобы предотвратить порчу клея, можно накрыть его ватными дисками, пропитанными этиловым спиртом. Некоторые реставраторы хранят клей под стерильными вакуумными колпаками. Другие заливают клей слоем чистой воды, которую ежедневно меняют.

Пропорции:
1 часть пшеничного крахмала на 9 частей дистиллированной или деионизованной воды. Экспериментальным путем станет понятно, какой объем клея вам нужен. Начать можно с 20 г крахмала и 180 мл воды.

Приготовление
Поместите крахмал и воду в чистую стеклянную емкость и перемешайте. В течение 3-х часов перемешивайте смесь каждые полчаса. Частицы крахмала впитают часть воды и после начала варки быстрее и полнее перейдут в вязкое состояние.

Приготовление в соуснице
Тефлоновое покрытие емкости защищает крахмал от контакта с металлом, а вращение пластиковой лопатки обеспечивает приготовление сильного клея, экономя время и силы мастера. Для тех, кто часто пользуется крахмальным клеем, покупка такого устройства — правильное вложение.
Температура должна быть установлена на максимум (обычно «5») в течение 25-30 минут. В зависимости от влажности в помещении клей готовится по-разному: в сухом помещении быстрее, во влажном — дольше. Большой объем клея также требует более долгого приготовления. Во время приготовления объем клея уменьшается, и на лопатке и стенках емкости образуется вязкая масса. Процесс приготовления завершен, когда масса станет по консистенции, как ириска.

Приготовление на водяной бане
Если соусницы нет, клей можно готовить в стеклянной или керамической посуде методом водяной бани. Смесь ставится на средний огонь и непрерывно помешивается в течение 30-45 минут. Приготовив клей таким образом один раз, люди обычно покупают соусницу.

Приготовление в микроволновой печи
Некоторые реставраторы готовят клей в микроволновке, хотя многи, включая автора, пришли к выводу, что приготовленный таким способом клей по прочности не идет в сравнение с клеем, приготовленным при непрерывном перемешивании в течение более долгого времени.
После замачивания крахмала поставьте смесь в печь на высокой мощности на 20-30 секунд. Выньте клей, тщательно перемешайте и снова поставьте в печь. Повторяйте эти действия в течение 3-4 минут (время зависит от мощности печи и объема клея)

Тестирование
Способ проверки липкости клея очень прост. Нанесите каплю клея на указательный палец и несколько раз прижмите большим пальцем. Правильно приготовленный клей очень липкий. Немедленно прекращайте приготовление и вынимайте клей из емкости неметаллической ложкой.

Процеживание
После приготовления клей необходимо пропустить через неметаллическое сито. Это позволяет избавиться от комочков. В идеале процедить клей нужно дважды: через крупное сито, затем через мелкое. Либо несколько раз пропустить клей через мелкое сито. Можно процедить весь приготовленный клей, но насыщение его кислородом приведет к уменьшению срока хранения. Поэтому лучше процедить только то количество клея, которое вам нужно для текущей работы.

Хранение
Ополосните этиловым спиртом стеклянный или другой неметаллический сосуд, вытряхните остатки спирта и поместите клей в емкость. Накладывайте клей как можно плотнее, чтобы уменьшить количество воздушных пузырей в массе. Сверху положите ватные диски, смоченные спиртом. Оставьте крышку сосуда открытой на несколько часов, чтоб избавиться от остатков воды. Затем слейте освободившуюся воду, плотно закройте крышку и поместите емкость в прохладное место, но не в холодильник, максимум на неделю. Старайтесь, чтоб от ватных дисков до крышки оставалось около дюйма свободного пространства, так клей лучше хранится. От клея лучше отказаться, если в течение недели он проявляет признаки какой-либо деградации: ослабление клеящих свойств, изменение цвета или консистенции и т.п.).

Очистка
Сито промойте в проточной воде. Емкость соусницы замочите, а затем удалите остатки клея мягкой губкой или тканью, чтоб не повредить тефлоновое покрытие.

Использование крахмального клея
Перед использованием клей необходимо разбавить и надлежащим образом подготовить. Для этого плоской жесткой щетинной кистью положите немного клея в стеклянную пепельницу и перемешивайте во всех направлениях в течение 7 мин. Клеящая способность клея существенно возрастет, и он изменит внешний вид от белесого до почти прозрачного.
Добавьте к клею несколько капель дистиллированной воды и тщательно размешайте. Добавляйте воду по нескольку капель до того момента, как клей достигнет нужной вам консистенции. Консистенция для разных материалов и их сочетаний определяется опытным путем. Например, для приклеивания тканевого фальчика к бумаге средней плотности, консистенция клея должна быть между густотой молока и сливок. Многие люди, впервые видящие процесс разбавления клея, отмечают, что консистенция его более жидкая, чем они предполагали. Клей, разведенный более тонко, вполне достаточен для надежного скрепления поверхностей. Более густой клей за счет более толстого слоя вполне может деформировать бумагу.

Для сушки склеенных поверхностей проложите слой полиэстрового нетканого материала сверху и снизу склеиваемых поверхностей, а затем слой фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага удаляет остатки влаги, а нетканый материал предотвращает ее приклеивание. Положите лист стекла или жесткого пластика поверх склеиваемых поверхностей и прижмите грузами в 2-4 фунта. Стекло или пластик равномерно распределит нагрузку, обеспечивая плотный клеевой контакт по всей плоскости. В течение 20 мин несколько раз переместите или замените листы фильтровальной бумаги, затем оставьте сохнуть в течение нескольких часов. При некоторых работах можно оставить склеиваемые детали под грузом на ночь.
Разбавленный клей можно накрыть и оставить на ночь. Возможно его использование следующим утром, но во второй половине дня от его использования лучше отказаться, приготовив свежую порцию.

Для полноценной работы с клеем необходим опыт, т. к. разные бумаги по-разному реагируют на нанесенный клей и нужно уметь вводить соответствующие коррективы в состав и способ приготовления клея. Самые частые проблемы связаны с короблением бумаги. Чтобы избежать этого, перед нанесением выложите клей на небольшой кусок фильтровальной бумаги, который поглотит излишнюю влагу. Проводите пробы на отдельных листах, а не на оригинале. Обязательно прокладывайте склеенные детали фильтровальной бумагой и нетканым материалом.
Иногда клей оставляет светло-серые следы на бумаге. В таком случае попробуйте приготовить новый клей. Может помочь приготовление клея из рисового крахмала или смешивание клея из пшеничного крахмала с метилцеллюлозой 1:1.
Плохая прочность сразу после склеивания или со временем может быть обусловлена многими причинами: клей может быть просроченным — такой клей сохраняет видимость нормальной адгезии, но абсолютно нестоек к нагрузкам. Слишком слабо разведенный клей также способствует появлению в толстом клеевом слое внутренних трещин, что приводит к ослаблению склейки. Причина может также быть в зажиренности склеиваемых поверхностей.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: