Мраморирование бумаги

Вольный перевод первой части методички от Ричарда Нормана Edenworkshops (с любезного разрешения автора).

Мраморирование – подсказки, основанные на 20-летнем опыте

Если Вы страдаете болезнью под названием «мраморирование», то, надеюсь, этот материал сможет Вам помочь.

Сейчас уже мраморирование бумаги не является секретом, как в былые времена. Если Вы введете в строку поисковика  «мраморная бумага», Вы получите сотни ссылок, по которым найдет множество оригинальных рецептов. Но, нужно подчеркнуть, что конечный результат всегда будет зависеть от мельчайших факторов, таких как климат, колебания температуры и влажности. Все это будет сказываться на качестве Вашей мраморной бумаги. Но настойчивость окупается! Я провел долгие годы в экспериментах, прежде чем начал получать достойные результаты. Надеюсь, что мой опыт позволит Вам сократить этот долгий экспериментальный путь.

Сначала позвольте мне объяснить, почему мы будем работать с акриловыми красками. Гуашь и акварель, нанесенные на лист бумаги, не имеют достаточной стойкости и зачастую продолжают пачкать руки и расплываться даже спустя долгое время после нанесения. Акрил же, нанесенный на бумагу, прочно закрепляется и даже протирание влажной тканью не смазывает полученного рисунка.

Мраморирование акрилом отличается от мраморирования гуашью или акварелью. Гуашь и акварель требуют добавления поверхностно-активных агентов, позволяющих краске свободно растекаться по поверхности грунта. Без этих добавок капли краски будут либо тонуть, либо не будут растекаться. Излишнее количество агента – и краска будет блеклой, т.к. пигмент будет распространяться по большей поверхности.

Раньше в качестве ПАВ использовалась бычья желчь. Я пробовал ее использовать, Вы также можете купить ее в магазинах художественных материалов, либо, если в вас живет дух авантюризма, можете приготовить ее самостоятельно. (Процесс самостоятельного приготовления бычьей желчи опускаю 😉 )

НО! Есть иной путь. И когда я отыскал его, я больше никогда не смотрел в сторону бычьей желчи!

Этот секрет – Fairy! Да, хотите верьте, хотите – нет, но старая добрая жидкость для мытья посуды работает прекрасно! Для получения хорошего результата нужно смешать 20 частей воды с 1 частью Fairy. Возможно использование любого другого аналогичного хозяйственного средства.

Использование гуаши или акварели требует обязательного применения ПА-агента, но акрил ведет себя несколько иначе. Некоторые цвета (например, белый) не требуют добавления ПАВ, черный – небольшого кол-ва ПАВ. Именно это свойство акрила часто приводит к тому, что его не рекомендуют для мраморирования бумаги. Если вы только начинаете пробы в мраморировании, то это не имеет значения, просто постарайтесь подробно изучить поведение красок. Это нужно и с акрилом, и с гуашью/акварелью, так что просто пробуйте и увидите результат.

Я перепробовал довольно много материалов для мраморирования. Карраген чаще доступен в порошковой форме, но я его не использовал, хотя многие специалисты рекомендовали именно его. Лучший каррагинан я нашел в Ирландии, где водоросль каррагена собирается, высушивается и измельчается. Детали – в конце статьи. Там же приведены контакты по заказу квасцов.

Рецепт использования порошкового каррагинана.

Приготовление грунта из каррагинана с использованием бытового блендера.

Рецепт состоит в смешивании 2 ст.ложек каррагинана с 1 галлоном воды. Определите, какой объем грунта необходим для вашего лотка (Лоток размером 13,5 х 23 дюйма требует около галлона грунта). Наполните ваш блендер на 2/3 водой и добавьте меньше чайной ложки порошка каррагинана. Перемешивайте несколько секунд до растворения каррагинана.

Затем добавьте воды до ¾ объема блендера и перемешивайте около минуты, затем перелейте смесь в емкость. Повторяйте эту процедуру до смешивания необходимого объема грунта.

Перелейте приготовленный грунт в лоток. Если грунт отстоится в течение ночи, то пузырьки воздуха из него выйдут, и поверхность грунта станет идеальной для мраморирования.

Приготовление красок

Приготовление красок

Я обнаружил, что краски Windsor&Newton идеально подходят для мраморирования бумаги. Они относительно недороги, имеют хорошую укрывистость благодаря хорошему пигменту и продаются практически по всему миру. Вам потребуется развести краски в воде для использования. Из моих экспериментов выяснилось, что идеальная пропорция разбавления краски 5:1 с водой (Видимо, имеется в виду 5 частей воды на 1 часть краски.

Вода, применяемая для разбавления красок, обязательно должна быть мягкой. Если вы живете в местности с жесткой водой, используйте таблетки для смягчения воды в пропорции 1 таблетка на 3 галлона воды.

Важно: не используйте соль для посудомоечных машин в качестве смягчителя воды. Если нет возможности использовать средства для смягчения воды, используйте дождевую воду.

Приготовление красок

Приготовление красок

Я пришел к выводу, что ведение подробных записей экспериментов существенно облегчает работу. Чтобы иметь возможность точно повторить цветовую гамму бумаги, записывайте точные рецептуры красок. Для точных измерений используйте лабораторную посуду.

Важным моментом является обработка бумаги раствором алюмокалиевых квасцов. Это придает бумаге бОльшую восприимчивость к краске. Без такой обработки краска просто «сползет» с листа. Идеальная пропорция – 100 г квасцов на пинту воды.

Обработка бумаги алюмокалиевыми квасцами

Обработка бумаги алюмокалиевыми квасцами

Обратите внимание, что квасцы нужно добавлять в холодную воду, а затем медленно нагревать до растворения. Идеальным аппликатором для нанесения раствора являются обычные хозяйственные губки. Губка смачивается в горячем растворе квасцов, бумага протирается мокрой губкой, затем губка отжимается и излишки влаги снимаются с поверхности бумаги. Сложите обработанные листы вместе, таким образом, листы пропитаются раствором квасцов. Запомните, какую сторону листов вы обрабатывали.

*Далее следует рецепт приготовления грунта из каррагена. По причине его малой доступности в наших краях – не привожу.

Лоток для мраморирования может быть изготовлен из дерева, из пластика, из нержавейки и т.п. Его размеры должны быть больше размеров мраморируемой бумаги приблизительно на 2 дюйма. Желательно, чтобы края лотка не были закругленными, т.к. по ним протаскивается снятый с грунта лист, чтобы удалить с него остатки грунта и краски.

Нанесение краски на грунт

Нанесение краски на грунт

Для красок я использую пипетки, но можно использовать кисти и щетки. Пипетка позволяет добиться более точного нанесения краски на грунт, т.е. добиться большей повторяемости рисунка «мрамора». Для красок я использую лабораторную посуду.

Гребни для "мрамора"

Гребни для “мрамора”

Также для работы потребуется некоторый набор «гребней». Для простых работ гребни не требуются, но для создания более сложных рисунков без них не обойтись. Принцип их использования довольно прост: после нанесения краски на грунт, гребнем проводят по длинной, а затем по короткой стороне лотка, до получения необходимого рисунка.

Получение рисунка

Получение рисунка

Здесь вы видите использование первого гребня, видите, как пятна краски растягиваются в узор.

Краски, размешанные гребнем по вертикали и горизонтали, затем проходятся мелким гребнем для получения мелкого рисунка.

Получение рисунка

Получение рисунка

Когда рисунок на грунте соответствует вашим желаниям, самое время перенести его на бумагу. Возьмите лист из вашей стопы обработанной квасцами бумаги. Бумага должна быть влажной, но не мокрой.

Убедитесь, что укладываете бумагу обработанной квасцами стороной. Как вы видите, я упираюсь одной рукой в край лотка. Это позволяет положить бумагу ровно, избегая ненужных движений. Укладывайте бумагу на грунт от угла  к углу последовательно и плавно.

Укладывание бумаги на грунт

Укладывание бумаги на грунт

Опускайте лист, пока он полностью не ляжет на грунт. Снимается лист в обратной последовательности. После снятия  грунта лист нужно повесить на просушку.

Укладывание бумаги на грунт

Укладывание бумаги на грунт

Некоторые специалисты не промывают лист после снятия с грунта, считая, что краска с остатками грунта прочнее держится на поверхности бумаги. Я не вижу большой разницы. Если все было сделано правильно, то и после промывки краска держится на бумаге прочно.

После высыхания листы должны быть помещены между досками в пресс для выравнивания поверхности, как минимум, на ночь.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий