Особенности итальянского переплета XVI в. (по материалам BOOKCOVER DESIGNING)
На рис.1. показан образец итальянского переплета на примере книги, изданной в Венеции в 1521 г. На нем ясно видна приверженность к использованию арабесок, вошедших в моду в эпоху правления Людовика XII во Франции. Также прослеживается использование штампов Альда, вплетенных в орнамент, соответствующий эпохе итальянского Ренессанса (рис.2).
На рис.3 показан еще один вариант оформления переплета, сделанного в Венеции и предназначавшегося для Гролье. В центре оставлено свободное место, куда впоследствии должен был быть оттиснут герб владельца.
В этом варианте отделки все еще четко видно использование «альдов», что говорит об использовании идей дизайна переплетов, разработанных во Франции.
Рис.4 – книга, изготовленная по заказу Генриха II для библиотеки Дианы Пуатье, о чем свидетельствуют оттиснутые монограммы H и D (начальные буквы имен), а также три переплетенных полумесяца, являющихся составной частью герба Дианы. Переплет выполнен из марокена, что является довольно типичным для переплетов 1545 г.
Следующий рисунок представляет книгу, переплетенную в 1556 г. для Генриха II. Отличительная особенность – барельеф профиля короля. Переплет крыт коричневым марокеном, с прокрашенными участками и золотым тиснением. Кроме барельефа переплет не украшен ни инициалами, ни другими отличительными чертами.
На рис.6 изображена книга, переплетенная для Катерины Медичи в 1562 г. В центре – герб семьи Медичи. Корешок переплета украшен коронованным инициалом «К» – начальной буквой имени владелицы книги. Переплет выполнен в оливковом марокене с использованием темно-синего и зеленого цветов, и золотого тиснения. Центральная часть вокруг герба была окрашена в красный цвет.
Рис.7 – книга, изготовленная для Генриха III. Основной элемент тиснения, выполненного по коричневому марокену – геральдическая лилия.
Рис.8 – книга Генриха IV, выполненная в красном марокене в 1604 г. Средник представляет собой королевский герб, а инициалы по бордюру выполнены из совмещенных монограмм Генриха и его супруги, Маргариты Валуа. Тенденции простоты отделки переплетов этого периода наглядно показаны в сравнении с переплетом книги Маргариты Валуа, выполненной 27 лет спустя – коричневый опоек, обильно украшенный золотым тиснением (рис.9).