Переплет 1496-1599 г. Анализ и реконструкция

перевод с англ.

Бибилиотека OSU имеет собственную коллекцию редких книг. Экземпляр Epistole св.Иеронима из их коллекции еще не подвергался реставрационным работам, поэтому в марте 1999 г мне удалось изучить и сфотографировать оригинальный переплет этой книги.

На данной книге видна половина корешка, форзацы давно утрачены, что позволяет изучить строение переплета, не нарушая целостности книги.

Epistole св.Иеронима

Epistole была изготовлена в период от 1496 до 1599 г. (экземпляр OSU не имеет более точной датировки) печатным способом на бумаге. Бумага была широко введена в книгопечатание в Англии в середине 1300-х годов, и к 1400 г работало уже довольно много бумажных фабрик. Epistole – пример книг, утративших статус эксклюзивности, ставших доступными широким слоям народа, что, впрочем, послужило поводом для упрощения переплета, по сравнению с более ранними образцами.

Epistole св.Иеронима

Epistole Sancti Hieronymi (1496-1599) — вид сзади.

Обратите внимание на остатки ремней и медной фурнитуры. Такие детали — пережиток времен пергаментных книг, которым для сохранения прямоугольной формы требовались застежки. Бумажные книги в этом не нуждаются.

Epistole св.Иеронима

Под передней крышкой.

Фальц первой тетради укреплен макулатурной бумагой (с ручной каллиграфией). Края деревянной крышки скошены.

Переплет
Epistole – книга с традиционным средневековым переплетом на поднятых шнурах. Хорошо видны три кожаных полосы, выполняющие роль шнуров, присоединенные к крышкам клеем и гвоздями. Также видны полосы тонкой ткани, приклеенные между шнурами. И шнуры, и ткань приклеены к крышкам, а не пропущены сквозь них, как на более ранних переплетах.

Наиболее ранний пример переплета на поднятых шнурах относится к 1250 г (MS P.2.XIII, Hereford Cathedral.) Название переплета получено из-за шнуров, которые выступают над плоскостью корешка. В ранних книгах шнуры или тесьмы утапливались в специально проделанные углубления и вплетались через отверстия в крышках. В середине 1200-х годов стали ограничиваться небольшим углублением для шнуров и приклеивали шнуры поверх переплетных крышек. Epistole – еще более упрощенный вариант. Шнуры просто прибиты и приклеены поверх крышек. По моему мнению, это — вынужденный шаг для сокращения объема трудоемких операций и удешевления книги. И это не предел — взгляните на деградацию переплета в наши дни…

Epistole св.Иеронима

Внутренняя сторона задней крышки.

Также видны шнуры из беленой кожи (кожа вымачивалась в растворе квасцов и солей до получения белого цвета). Полотно тонкое, аналогичное сорочечному полотну того времени. Нить для шитья льняная, сложенная вдвое.

Epistole св.Иеронима

Поврежденная часть корешка.

Кожаный шнур разрезан вдоль, для оплетки нитью.

Капталы были изготовлены из кожаного шнура, оплетенного льняной нитью. Для того времени это было традиционным способом изготовления капталов, в отличие от современности, когда каптал имитируется приклеенной тесьмой. Настоящий плетеный каптал дополнительно укрепляет головку и хвостик корешка.

Epistole св.Иеронима

Доски ничем не покрывались (ремни и застежки присоединены непосредственно к доскам, и рядом с ними нет никаких следов былого покрытия). Покрытие корешка — тонкая коричневая кожа. Доски скошены, соответственно ширине страниц.

Epistole св.Иеронима

Страницы из старых книг часто использовались в качестве форзацев. В данном случае полосы пергамента в 1,5“ шириной от старых книг использованы для укрепления фальцев первой и последней тетрадей. Конструкция форзацев непонятна, от них остались только небольшие следы клея на крышках.

Epistole св.Иеронима

Рекомендуемые материалы
2 дубовые доски
Доски для Epistole были изготовлены способом расщепления бревна клиньями. В отличие от распиловки в заданный размер, такой способ гарантирует, что доску не поведет со временем.

100% тряпичная бескислотная бумага. Бумага Epistole довольно толстая и рыхлая, что указывает на изготовление именно из тряпок.

Пергаментные полосы для укрепления фальцев. Я использовал обрезки тонкой кожи, отшерфованные и обработанные шкуркой до минимальной толщины, что почти соответствует пергаменту оригинала.

Шнуры изготовлены из кожи хромового дубления. В Epistole используется беленая кожа, которая намного прочнее обычной, но, к сожалению, у меня нет поставщика такой кожи.

Шнур для основы каптала. В Epistole используется крученый шнур из тонкой коричневой кожи.

Белая льняная ткань для укрепления корешка.

Клеи – Barge’s Contact Cement для приклейки кожи, Aileen’s Tacky для ткани, Rubber Cement для бумаги. В Epistole использовались крахмальные и костные клеи, но они довольно сложны в работе.

Покровный материал — коричневая кожа растительного дубления.

Вощеная нить для сшивания блока

Инструкции по сшиванию книги

1. Сфальцуйте листы в тетради по 16 полос. Тетради Epistole состоят из 3-4 листов. Если планируете укреплять тетради полосами пергамента, то приклейте его полосы к внешним фальцам. Эти тетради станут первой и последней.

2. Разметьте карандашом отверстия для шитья. Одно отверстие на каждый шнур и по одному отверстию в 1/2“ от верха и низа тетради.

3. Проколите отверстия шилом или толстой иглой.

4. Сшейте тетради
– Введите иглу с нитью в первое отверстие.
– Выведите иглу через следующее отверстие так, чтобы игла прошла в разрез кожаного шнура. Пропустите нить под шнуром и введите иглу через разрез шнура в то же самое отверстие в тетради.
– Повторите действия до конца тетради
– Поместите следующую тетрадь поверх текущей. Тщательно выровняйте тетради.
– Повторите предыдущие действия. Дойдя до конца тетради, перехлестните нить со стежком на предыдущей тетради, чтобы скрепить их между собой.
– Когда все тетради прошиты, закрепите нить узлом и отрежьте излишки.

Epistole св.Иеронима

5. Приклейте полосы льняного полотна на концах корешка (закрыв фитцбунды)

Вырежьте 6. Сплетите капталы. Прошивая приклеенные льняные полосы.

Epistole св.Иеронима

7. Поместите книгу в пресс.

Epistole св.Иеронима

Рис. Частично сшитый блок. Обратите внимание, что капталы сплетены через льняные полосы, укрепляющие корешок.

Крышки

1. Вырежьте углубления в картонах для тесьм/шнуров и концов шнура капталов.

Epistole св.Иеронима
2. Проложите вощеную бумагу между крышками и блоком.
3. Вклейте шнуры/тесьмы в углубления клеем ПВА
4. Вклейте концы основы капталов в углубления клеем ПВА.
5. Оставьте до полного высыхания.

Epistole св.Иеронима

Покрывание корешка

1. Вырежьте кожу для корешка (или для всего блока, если хотите сделать цельнокожаный переплет)
2. Нанесите Barge’s Contact Cement на обе поверхности и оставьте до высыхания на 30 минут.
3. Вырежьте вверху и внизу прямоугольника кожи детали под подвороты.
4. Подверните кожу внутрь в районе капталов

Приклейка форзацев
1. Нанесите тонким слоем rubber cement на всю первую страницу и на крышку по формату страницы.
2. Оставьте до высыхания
3. Закройте книгу. Это позволит крышке приклеиться к первой странице, которая будет выполнять роль форзаца. В Epistole роль форзаца выполняет отдельная тетрадь из одного листа, усиленного по фальцу полосой пергамента.

Финальная опрессовка
Оставьте книгу в прессе на ночь.
После высыхания клея поставьте книгу на корешок и аккуратно позвольте ей самостоятельно раскрыться. Возможно, в первый раз вам придется помочь книге раскрыться, что поможет корешку не сломаться под весом крышек.

Рианнон Редвольф

Библиография

Ferrell, Robert G. (Cynric of Bedwyn). “Medieval Bookbinding”. Tournaments Illuminated, Issue 95 Summer AS XXV.
Hobson, G.D. “English Binding Before 1500.” The Library, 4th series XV, 1929.
Middleon, Bernard C. History of English Craft Bookbinding Technique. Oak Knoll Press, 1996.
Powell, Roger. “The Stonyhurst Gospel: the Binding.” The Relics of Saint Cuthbert. Durham Cathedral, 1956.
“12th Century Bindings”. The Library. Fifth Series, Vol XVII, No.1, March 1962.
Szirman, J.A. The Archaeology of Medieval Bookbinding. Ashgate (1999) Burlington.
Watson, Aldren. Hand Bookbinding; A Manual of Instruction. Macmillan Publishing Co. (1986) New York.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

4 комментария

  1. Александр Чебелев:

    Жаль, нет картинок с уже готовой обложкой ))

  2. KraftSkald:

    Все равно, исключительно чудесно!! Это — магия! Спасибо!

  3. KraftSkald:

    Про “деградацию переплета в наши дни” — сердечно сопереживаю автору статьи. Увы, как он он прав…

Добавить комментарий