Переплетная мастерская “Сангорски и Сатклифф” (Великобритания)
перевод с английского
Фотожурналист Монти Мет посетил мастерскую традиционного переплета Сангорски и Сатклиффа и сделал фотоснимки мастеров, работающих в ней. Эти снимки были опубликованы в журнале «Сфера» в сентябре 1947 г. Кстати, мастерская существует до настоящего времени.
Глава фирмы Стенли Брей работает над книгой «Рубаи» Омара Хайяма – задача, на выполнение которой уйдет более 10 лет. Рядом с ним можно увидеть эскизы первых переплетов книги. Первый из переплетов погиб при крушении «Титаника», второй – при бомбардировке Лондона. На изготовление и отделку этого переплета уйдет 5 тысяч фрагментов кожи, 100 кв.футов сусального золота и 1051 драгоценный камень. Законченная книга станет редчайшим экземпляром английской переплетной школы.
Обрезка книжного блока – выполняется традиционным инструментом для обрезки – гобелем, хорошая точность изготовления которого и высококлассная заточка ножа являются залогом качественной работы.
Сшивание тетрадей книжного блока на швальном станке. Станок такого типа используется в переплетном деле уже многие сотни лет. Каждая тетрадь, состоящая из 8 или 16 страниц, пришивается к шнурам, которые затем используются для крепления переплетных крышек.
Плетение капталов – тесьм, которые защищают верхний и нижний край корешка при хранении книги на полке. Капталы плетутся из шелковых нитей различных цветов.
Шнуры, на которые сшит книжный блок, обрабатываются таким образом, чтобы к ним можно было прикрепить картоны. Тщательная растрепка концов шнуров – залог качественного разглаживания кожи на переплете.
Раскрой кожи для корешка и углов переплета. Богато-выглядящая темно-красная нигерйская козья кожа почти полностью идентична марокену, которым покрывали переплеты английский и французские переплетчики XVIII века. Кожа на корешок и уголки раскраивается и подготавливается к шерфованию.
Перед приклеиванием кожи к переплету ее необходимо отшерфовать – утончить до нужной толщины. Эта операция выполняется шерфовальным ножом на специальном камне и требует от мастера большого опыта и твердой руки.
Рубчатые выступы на корешке – «бинты» – придают книге дополнительную привлекательность. Мастер придает им максимально возможную четкость.
Кожа на переплете украшена золотым орнаментом, выполненным мастером-отделочником. Он – аристократ переплетной мастерской, от его художественного вкуса и мастерства исполнения работы более всего зависит конечный вид переплета. Мастер на фото – один из лучших в своей области.
Очень важная отрасль переплетного ремесла – реставрация старых книг. В руках мастеров они получают вторую жизнь.
Законченные книги в ручных переплетах помещаются в пресс на 12-24 часа. Эта операция позволит книгам в будущем выдерживать серьезные нагрузки. Прессу на фото – более 100 лет и он до сих пор активно используется в работе.
Когда-то Великобритания занимала одно из ведущих мест в мире по мастерству переплетчиков. Со времен Кромвеля книги в кожаных переплетах заполняли книжные полки наших предков. Очень немногие фирмы сегодня сохраняют тонкости ремесла ручного переплета, и среди них Сангорски и Сатлифф по мнению экспертов занимает очень высокое место. Переплет книги требует 38 различных операций, и никакая из изобретенных машин не может конкурировать в качестве и изящности результата с ручным переплетом. В своей мастерской переплетчики изготавливают книги для всемирных выставок, начиная с 1904 года, и в доказательство востребованности ручного переплета можно сказать, что 65% их продукции идет на экспорт.
Мастерская в 1923 г