Пергамент и велень. 

Пергамент – шкура козы, теленка или овцы, которая была обработана известью или различными ферментами, а затем растянута на раме для сушки. Сушка в растянутом состоянии приводит к изменению структуры коллагеновых волокон в дермальном слое, что образует тонкую непрозрачную поверхность. Исторически пергамент использовался не только для письма, но и для переплетов книг, а также для натяжки на барабаны.
Пергамент и велень

Пергаментщик на работе.  Печатная версия Woodblock от Йоста Аммана, от Das Ständebuch (1568). 

Название «пергамент» происходит от древнего города Пергама, в котором данная технология выделки кожи была распространена во II веке до нашей эры. Во времена Средневековья пергамент был основным материалом для письма в Европе, пока постепенно не был заменен бумагой, изготовление которой было существенно дешевле даже в больших количествах. Тем не менее, пергамент оставался востребованным для официальных документов и дорогих изданий. Более того, даже сегодня пергамент используют для печати британских парламентских законов. Даже свидетельство о браке герцога и герцогини Кембриджских напечатано на традиционном пергаменте.
Велень. 
Хотя термины пергамент и велень часто смешивают и используют взаимозаменямо, строго говоря, велень – это пергамент исключительно из телячьей кожи. Зачастую словом «велень» описывают высококачественный тонкий пергамент.

Некоторые из самых важных сокровищ Британской библиотеки: Евангелия Линдисфарна (слева) и Великая хартия (справа), написаны на пергаменте и велени. 

The Lyte Pedigree 
Lyte Pedigree, 1605 – рукописная копия королевской генеалогии, выполненной на пергаменте железо-галловыми чернилами. Выполнена генеалогом Томасом Лите, написавшим также Britianes Monarchie – рукопись, прослеживающую родословную короля Джеймса I. Lyte Pedigree – один из двух экземпляров, подготовленных для Джеймса I. Второй экземпляр, изготовленный на бумаге в 1610 году, до наших дней не сохранился.
Пергамент и велень

Изображение Джеймса I

Изначально «Генеалогия» состояла из девяти пергаментов. До сегодняшнего дня сохранились только пять, крестообразно расположенных. Четыре угла были утеряны. Общий размер составляет более двух метров в высоту и в ширину.

Первоначально прямоугольник, состоящий из девяти пергаментных шкур, генеалогия теперь представляет собой крестообразную форму, состоящую из пяти скинов с четырьмя углами, которые были потеряны. Генеалогия имеет ширину более двух метров и высоту почти два метра.
Реставрация 
«Генеалогия» поступила в реставрационную мастерскую весной 2012 года для реставрации к выставке в Британском музее.
При хранении две боковые части были сложены. В целом, документ имел заломы и серьезные складки, что не позволяло выставить «Генеалогию» в развернутом виде.

«Генеалогия», когда она впервые прибыла в Центр реставрации. 

При восстановлении «Генеалогии» были удалены подклейки по верху шкур, а также следы старых ремонтов, сделанных при помощи шелковой ткани на обороте страниц. Новые подклейки делались японской реставрационной бумагой и крахмальным клеем. «Генеалогия» в течение нескольких недель содержалась под легким прессом.
Пергамент – крайне гигроскопичный материал, он легко поглощает влагу и крайне негативно реагирует на изменение влажности. Коллагеновые волокна со временем разрушаются, поэтому использование для ремонта современного пергамента нежелательно из-за разницы в состоянии волокон. Излишнее увлажнение старого пергамента приводит к разрушению структуры кожи, поэтому увлажнение осуществляется крайне редко и в малых количествах.
После того, как пергаменты были разделены, их оставили на акклиматизацию под небольшим грузом в течение нескольких недель.
После вдумчивого изучения пергаментов, реставраторы пришли к выводу, что заломы и складки требуют небольшого увлажнения. Для этого использовались несколько методов. Во-первых, две наиболее поврежденные шкуры были помещены в кедровую камеру с повышенной до 70% влажностью на несколько часов. Камера также была облицована слоями Gore-Tex, пропускающими водяной пар. Затем лист пергамента перемещали в другую камеру с нормальной влажностью. Складки отдельно обрабатывались ультразвуковым увлажнением, затем разглаживались и прессовались.

Пергамент и веленьПергамент и велень

Выделенные области перед (слева) и после обработки (справа) с увлажнением ультразвуком и сушкой с использованием магнитов. 

По мере того, как пергамент увлажнялся и приходил к первоначальному состоянию, некоторые из старых подклеек стали вызывать ненужные напряжения. Поэтому старые подклейки было решено удалить, и сделать новые с использованием японской реставрационной бумаги. Бумага отдельно тонировалась для соответствия цвету оригинального пергамента. Слои бумаги покрыты тонким слоем клея Isinglass, который при необходимости легко удаляется минимальным увлажнением. Этот клей часто используют при работе с пергаментом с нанесенными железо-галловыми чернилами.

Старые подклейки (слева) заменены новыми подклейками с использованием реставрационной японской бумаги.

После реставрации шкуры были помещены на гофрокартон с помощью растяжек из японской бумаги, расположенных на расстоянии 30 мм, для равномерного растяжения шкур. Плотность бумаги была подобрана с таким расчетом, чтобы она порвалась при излишней усадке пергамента.

Затем листы пергамента были помещены в емкости, заполненные Plastazote – материалом, компенсирующим коробление пергамента.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: