Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Перевод с англ.

Данная статья является “завлекалочкой” для переплетных курсов, поэтому никакие секреты здесь не раскрываются (хотя пару интересных моментов я для себя нашел), но зато представлен порядок действий. Именно о последовательности этапов часто спрашивают в личке, поэтому считаю данную статью довольно полезной.

Неважно, переплетаете вы чистые листы, отпечатанную книгу, или заменяете старый переплет — процесс, в основном, остается неизменным. Существует много разновидностей переплета, этот способ показывает один из наиболее традиционных — полукожаный переплет (т. е. переплет, в котором корешок покрыт кожей, а сторонки, например, тканью).

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Первым шагом является подборка страниц. Для такого типа переплета требуется подобрать отдельные листы в тетради, в данном случае по 16 полос, т. е. по 4 листа, сфальцованных пополам. Тетрадь из 4 листов обеспечивает достаточную прочность, чтобы бумага не рвалась при прошивании.

После подборки листов необходимо опрессовать или выколотить корешковую часть, чтобы уменьшить толщину сфальцованных листов.

Затем тетради можно сшить вместе. На этом же этапе могут быть пришиты форзацы, либо они могут быть приклеены позже, как в данном примере — все зависит от конструкции конкретного форзаца.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами
Шитье производится на швальном станке (см.фото), позволяющем закрепить и натянуть тесьмы, к которым пришиваются тетради.
Тетради шьются вручную вощеной нитью.
Традиционно тетради шились на шнуры, а не на тесьмы, что как раз и формировало бинты на корешке книги. Шитье на тесьмы считается более прочным, а бинты можно сымитировать для украшения, как будет показано ниже. Число тесьм и способ шитья в первую очередь зависит от размера и объема книги.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Здесь вы видите сшитый книжный блок. Корешковая часть после шитья была еще раз выколочена для уменьшения толщины. Корешок слегка проклеен, чтобы зафиксировать страницы, а затем обрезан гильотиной или гобелем для получения ровных прямоугольных обрезов. Поэтому при печати книги обратите внимание на то, чтобы поля были достаточными для последующей обрезки.

На фото корешок книги плоский. Следующим шагом является округление и каширование корешка. Сначала корешку книги придается округлая форма ударами молотка, затем блок помещается в пресс, где корешку молотком придается форма «грибка». Этот момент довольно сложен, но является залогом прочности переплета.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Книга показана зажатой в переплетных тисках, уже с округленным и кашированным корешком. На корешок приклеены капталы. Капталы являются не только декоративным элементом, но также укрепляют корешок, что особенно важно, когда книга вынимается с книжной полки за край корешка. Каптал принимает на себя основную нагрузку и не дает повредить корешок.
Традиционно капталы плетутся вручную на отрезке шнура или кожи. Но если для старинных книг это почти обязательно, то для новоделов не всегда оправданно.

Также корешок укреплен аппретированной переплетной марлей, которая, помимо укрепления корешка, играет роль дополнительного крепления блока к сторонкам.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Затем на корешке формируется гильза. Для такого типа переплета это — полая трубка из тонкого картона. Для готовой книги — это очень важный элемент.
Представьте, что вы раскрываете книгу с глухим корешком. Корешок переламывается в виде буквы V. При наличии гильзы кожа отходит от корешка и практически не получает нагрузки, тогда как в книгах с глухим корешком ломается и кожа, и клеевой слой на корешке. Особенно хорошо это видно на старых книгах, где и клей, и кожа уже сильно пересохли и стали хрупкими.

Книги с настоящими бинтами гильзы, естественно, не имеют, т. к. покровный материал приклеен непосредственно к корешку блока.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами
Следующий шаг — крепление крышек. Разновидностей крепления также очень много, но в данном случае показан способ, когда тесьмы и марля вклеиваются между двумя слоями тонкого картона. Такой способ обеспечивает хорошую прочность креплению.
На фото показан вариант, именуемый «американский шарнир», при котором между крышками и «грибком» оставляется промежуток, который формирует канавку на готовом переплете, способствующую хорошему открыванию книги.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Книга снова помещается в пресс для приклейки фальш-бинтов, обеспечивающих дополнительный декоративный эффект. В данном случае они сделаны из полосок кожи. Расстояние между бинтами должно быть равным, но расстояние от головки до бинта должно быть меньше, чем от хвостика до бинта — сугубо эстетически это выглядит более привлекательно.
Наличие или отсутствие фальш-бинтов не является обязательным, поэтому не ограничивайте свою фантазию.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами
Затем корешок покрывается кожей. Кожа предварительно должна быть «отшерфована» или утончена, чтобы правильно сформировать корешок и избежать некрасивых перепадов между покровными материалами.
Кожу можно использовать практически любую, но чаще всего используется нигерийская козья кожа. Ее преимущество в том, что, будучи сильно сшерфованной, эта кожа остается очень прочной. В переплетной традиции часто использовалась телячья кожа, которая имеет более гладкую фактуру, чем более зернистая козья.

Фальш-бинты тщательно обрабатываются косточкой и специальными щипцами, чтобы приобрести четкий край. Шарнир также прорабатывается косточкой. После полного высыхания клея края кожи подрезаются для получения края, перпендикулярного краям сторонки.

Полукожаный переплет на тесьмах с фальш-бинтами

Заключительный этап — покрытие сторонок вторым материалом и приклейка форзаца после подрезки покровного материала. Форзацы могут изготавливаться из обычной или цветной бумаги, соответствующей общей цветовой гамме переплета. Традиционные форзацы часто изготавливались из мраморной бумаги, которая сама по себе является произведением искусства, а потому стоит дорого.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

11 комментариев

  1. KraftSkald:

    Превосходно! Большое спасибо!!

  2. Роман Буцких:

    Да, статья отличная, сам сейчас пытаюсь делать подобное. Интересует, можно ли вместо кожи использовать другие материалы, бумвинил, кожзам, коленкор?

  3. KraftSkald:

    По личному опыту могу сказать, что у кожи — совершенно уникальные свойства, которые никакие искусственные материалы не передают, и работать с кожей гораздо приятнее. Но наверное решающее слово по этому вопросу за нашими модераторами.

  4. Николай Кушнир:

    Решающее слово по этому вопросу за исторической традицией ))) Использовать можно все что угодно. Есть же и цельнотканевые переплеты и т.п.

  5. Роман Буцких:

    Я почему спрашивал, интересуюсь с точки зрения новичка. Покупать дорогую кожу и портить… как-то не очень охота:) Понятно, что кожа шикарно выглядит, и как материал по износостойкости и другим параметрам хороша. Но начинать с чего-то надо.

    • Николай Кушнир:

      Для проб можно хоть бумагой обтянуть. Коленкор тоже сойдет.

    • KraftSkald:

      А зачем “дорогую” кожу, Роман? Боюсь навлечь на себя гнев профи, но в своих изделиях я, например, пользуюсь кожей курток из секонд хенда, так как на нормальную кожу не хватит всего моего годового заработка )) И за вполне сносные деньги можно купить вполне приемлемую кожу, на которой можно во-первых приловчиться к работе с кожей, а во-вторых получить необходимый опыт. Нужно конечно отметить, что куртки 20-летней давности немного “покожистей”, чем современные, экономия налицо — во всем ))
      Кстати, мне в свое время очень понравилась книжка “Технология художественных изделий из кожи” — в ней были изложены основные положения и сказана самая главная фраза: “поймите, что когда кожа пропитывается клейстером, она становится эластичной и мягкой как глина”. Книжка, уже точно не помню, но кажется эстонская, а в Ээсти знают толк в стильных и цельных вещах.

      • Николай Кушнир:

        Одежная (галантерейная) кожа довольно тонкая, что не всегда удобно. Но в качестве “рака на безрыбье” – вариант неплохой.

        • Ale Rudenko:

          Да, заметил у галантерейки такое свойство – мездра приклеивается, а внешняя часть продолжает быть податливой и буквально при неосторожном движении руки в одном месте образуется гладкая поверхность, а под пальцами – пошло мелкой рябью.

  6. protasov:

    Николай, подскажите пожалуйста, какой именно тонкий картон используется для гильзы которая приклеивается к корешку. Я правильно понимаю, что гильза приклеивается к корешку поверх марли?

    • KraftSkald:

      Рискну вклиниться. Приклеивается гильза поверх всего и создает шарнир между отставом и корешком, т.е. поняли Вы правильно. Насчет “картона” — лично я стараюсь использовать бумагу наименьшей толщины, какую только возможно найти (остались какие-то аналоги газетной, но пожестче и покрепче — ксерокопии годов так 90-хх на старых ротапринтах — натаскал с бывшей работы). Почему? Потому что чем больше мы отягощаем корешок, тем жестче он становится и тем труднее раскрывается книга. В своих книжках, если используется брошюровочное шитье и затем, соответственно, проклейка корешка марлей во-первых стараюсь обойтись как можно меньшим количеством клея ПВА (раньше, пока он был из Донецка, это удавалось, теперь донецкий клей недоступен, чем заменять буду, когда закончится — даже не представляю), во-вторых максимально плотно пригладить бумагу гильзы, чтобы все, что будет лишним — выдавилось с боков и было удалено ватным тампоном. По крайней мере приемлемое раскрывание блока получить удавалось. А вообще, кажется крафт бумагу для гильз используют. Она прочная.

Добавить комментарий