Портрет переплетчика: Фрэнсис Бедфорд

Фрэнсис Бедфорд (1799-1883)

О персонаже сегодняшнего рассказа можно говорить по-разному. Кто-то назовет его прекрасным мастером, демонстрирующим переплетное совершенство в своих работах. Кто-то – смелым экспериментатором. Кто-то – простым, хоть и умелым копиистом. Как бы то ни было, этот переплетчик, его работы, его карьера несомненно заслуживают внимания. Мне кажется, что среди английских переплетчиков немногие могут похвастаться таким обилием разноплановых эпитетов. Искусство переплета в Англии XVII-XIX вв достигло больших высот, многие переплеты того времени дошли до нас в хорошем состоянии и сегодня представляют собой жемчужины библиофильских коллекций. Но работы этого переплетчика заслуживают того, чтобы снять перед ними шляпу.

Имя этого мастера – Френсис Бедфорд.

Родился Френсис в Паддингтоне (Лондон) в семье придворного курьера. Учился в Йоркшире. Вернувшись в Лондон после смерти отца в 1817 г., по настоянию своего опекуна Генри Бауэра поступил в обучение к переплетчику Хэю, чья мастерская находилась на Поланд-стрит. Спустя непродолжительное время он перебрался в мастерскую другого переплетчика, Финдли, расположенную на той же улице. К концу своего ученичества Френсис стал первым помощником одного из лучших переплетчиков того времени Чарльза Льюиса (1786 – 1836). С 1841 по 1850 г. Бедфорд сменил Льюиса на посту руководителя этой мастерской, сотрудничая с такими мастерами, как Джон Кларк, который прославился своими книгами, переплетенными в телячью кожу, окрашенную под мрамор.

Переплет, который представлен на фотографиях выше, выглядит так, как будто вышел из мастерской Траутца, Лортика, Кюзена или Дюру. Ничто не говорит о том, что этот переплет – английский. Несомненно, сама книга («Манон Леско» 1733 г) побудила английского переплетчика сделать идеальную «реплику» французских переплетов того времени.

Мне попалась одна запись на английском языке: «Книжный переплет в Англии не пошел по стопам других искусств, таких, как живопись или скульптура, т.к. проявил полную преданность мастерам прошлого. Конечно, каждый художник должен следовать по стопам своего учителя, но, например, там, где Жорж Траутц искал вдохновение, Бедфорд и другие английские переплетчики занимались простым копированием. Да, исполнение этих работ было тщательным, но отделка была безжизненной и бесцветной.» (Брандер Мэтьюз)

4 - Портрет переплетчика: Фрэнсис Бедфорд

Тем не менее, Френсиса Бедфорда большинство исследователей описывает, как одного из лучших мастеров того периода. Кварич и Хобсон говорят о Бедфорде, как о главном исполнителе заказов для клуба Гролье. «Мастер, копировавший лучшие французские образцы, но при этом способный на оригинальные работы, обладающие собственным «тихим достоинством»».

Френсис БедфордФренсис Бедфорд

Из-за плохого здоровья Бедфорд был вынужден покинуть Англию и уехать на Мыс Доброй Надежды. Впоследствии, вернувшись в Англию, он продолжил работу переплетчика в Вестминстере, переплетал книги XV – XIX вв для библиотеки герцога Омальского (Генриха Орлеанского).

Френсис Бедфорд

Умер Бедфорд в собственном доме в Шефердс Буш 8 июня 1883 г.

8 - Портрет переплетчика: Фрэнсис Бедфорд

Книги из личной библиотеки мастера были проданы на аукционе Сотбис спустя год после его смерти, в марте 1884 г.

Френсис Бедфорд

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: