Портрет переплетчика: Пьер-Марселлен Лортик

Пьер-Марселлен Лортик (1822 – 1892)

Пьер Лортик
1855. Отчет Всемирной выставки, один из ключевых документов для переплетчиков того времени, озвучил ужасную аксиому: «Мы можем только копировать старое!». Несколько лет спустя Клеман де Ри подтвердил требование заказчиков-книголюбов XIX века, согласно которому стилизация под старину является и еще долго будет являться приоритетной. «Если наши современные переплетчики хотят создать шедевр, им приходится делать имитацию того, что делалось триста лет назад». Этот подход оказал большое влияние на работы переплетчиков XIX века, пока не появились такие борцы с традициями, как Мариус-Мишель и Пьер-Марселлен Лортик.

Лортик родился 4 апреля 1822 года в Гаскони, в г.Сан-Годен.

Лортик

г. Сан-Годен

В конце 1830-х приехал в Париж и устроился в мастерскую Пьера-Поля Грюэля разнорабочим. Молодой человек отличался сильным характером и вполне самостоятельными взглядами на жизнь и работу, которые он никогда не стеснялся озвучивать. В возрасте 22 лет в 1844 году Лортик открыл свою первую мастерскую на улице Сент-Оноре, где проработал до 1860 г, когда переехал на Рю де ля Монэ.

Лортик

Мастерская П.-М. Лортика на Рю де ля Монэ, 1

Для продвижения своих работ Лортик использовал особо модные в то время старинные орнаменты, известные своим изяществом и тонким исполнением. Переплеты Пьера-Марселлена Лортика отличались своей прочностью, но при этом «воздушностью», что достигалось тонкими картонами, тонкими шнурами, полировкой марокена, изяществом позолоты. Сам Лортик позолотчиком не был, поэтому сотрудничал с ведущими мастерами того времени, такими как Майяр, Вампфлюг и Домон.

Вампфлюг был подмастерьем мастера Нидре, работал в мастерской Лортика с 1855 г. В 1863 году открыл собственную мастерскую в Париже.

Николя Майяр (с именем этого мастера связана некая путаница: некоторые источники именуют его Шарлем) работал с Лортиком  1866 по 1876 г.

Александр-Жюль Домон с 1866 по 1868 г. работал позолотчиком в мастерской Мариуса-Мишеля (отца), затем, с 1876 по 1879 г. работал с  М.-М.Лортиком.

Это изящество переплетов часто сравнивалось мастерами с работами другого известного переплетчика Траутца, работы которого критиковали за то, что идеальное воплощение маскирует полное отсутствие творчества. Там, где Лортик предпочитал творить, Траутц довольствовался имитацией старых работ. Одним из различий работ этих двух мастеров являлось исполнение тиснения. Траутц использовал многократное тиснение (3-4 оттиска по одному месту), в то время как Лортик предпочитал более «легкое» тиснение.

Лортик

Жорж Траутц

Траутц охотно подчинялся капризам заказчиков в плане стилизации под старинные переплеты, а Лортик в этом плане вел себя довольно оригинально: на двери его мастерской висела табличка «Вход воспрещен» – таким образом он старался оградить себя от клиентов, старающихся повлиять на его выбор стиля переплета. Прежде всего, Лортик являлся новатором, который помимо высочайшего мастерства и тяги к перфекционизму продемонстрировал незаурядные способности в общении с клиентом и организации коммерческого подхода к переплетному ремеслу.

Технически, два основных момента формируют вклад Лортика во французский переплет XIX века: использование в переплетах парчи или муара и украшение книжных футляров. В отделке Лортик часто использовал гасконские мотивы, нанесенные очень тонким тиснением.

Работу с клиентами Лортик также строил по нетрадиционной схеме. Во-первых, он очень редко реагировал на критику и советы со стороны заказчиков. Во-вторых, основной его новацией на тот момент стало то, что он не ждал заказов, а приобретал книги, переплетал их по своему вкусу и предлагал уже готовые книги к продаже в мастерской, которая, таким образом, стала еще и книжным магазином. Такая концепция в то время была абсолютно революционной. Основные работы выполнялись исключительно по требованиям заказчика. Это навлекло на Лортика осуждение мастеров, но прекрасно иллюстрировало его хорошее знание книг и вкусов библиографов того времени.

Пьер Лортик

Романы и сказки. Вольтер. Переплет П.М.Лортика

Исключительный вкус Лортика помог ему создать переплеты, которые он отказывался продавать даже самым страстным библиофилам: Дидо, Лесуфаше, герцогу Пармскому, герцогу д’Омаль, Эдмону де Гонкуру, Пуле-Малласи и, конечно же, Бодлеру, с которым у него сложились замечательные рабочие отношения.

Продажа библиотеки Пьера-Марселлена Лортика, состоявшаяся в Дюру 19-20 января 1894 г., стала яркой демонстрацией его таланта: 204 книги, разделенные по темам (теология, наука, искусство, беллетристика и история), все тома исключительно редкие, роскошно переплетенные, подписанные непосредственно Лортиком, а также Мариусом-Мишелем, Дюру, Нидри, Кейпом, Массон-Дебоннелле и даже Траутцем.

Лортик

Титульный лист каталога выставки-продажи библиотеки П.-М.Лортика

Пьер-Марселлен Лортик неоднократно награждался на Всеобщих выставках в Лондоне (1851, ему было всего 29 лет), Париже (1855 и 1878), Вене (1873) и Филадельфии (1876), прежде чем стать первым французским переплетчиком, удостоенным звания кавалера Легиона Чести в 1878 году.

Лортик

Это звание часто встречаются на его личном штампе и на экслибрисах.

Пьер Лортик

Личный экслибрис П.-М. Лортика

Пьер Лортик

Личный штамп П.-М. Лортика

Лортик

Личный штамп П.-М. Лортика

Пьер-Марселлен Лортик завершил свою профессиональную деятельность в 1884 году. Его дело приняли двое из его четырех сыновей – Мареселлен и Поль. Их переплеты обозначались штампом «Братья Лортик» или «Сыновья Лортик». В 1891 году братья объединили мастерские, и хозяином семейной мастерской на улице Монэ стал Марселлен.

Бодлер высоко ценил тонкость работ Лортика, ему был близок такой стиль. В результате Бодлер доверил Лортику переплет восьми экземпляров оригинального издания Fleur du mal, включая экземпляр, предназначавшийся в подарок матери Бодлера.

Пьер Лортик

Переплеты Пьера-Марселлена Лортика

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий