Портрет переплетчика: Жорж Траутц

Портрет переплетчика: Жорж Траутц

Жорж Траутц

Для любого человека, не являющегося заядлым библиофилом, имя переплетчика, который является предметом нашего маленького исследования, скорее всего, неизвестно. Более того, в большинстве библиофильских справочниках его имя упоминается крайне редко.  Тем не менее, это имя хорошо знакомо истинным любителям книг и красивых переплетов.

Портрет переплетчика: Жорж Траутц

Жорж Траутц являлся наиболее востребованным переплетчиком своего времени. Сегодня оценка его работ переросла практически в манию: работы Траутца на аукционах продаются в несколько раз дороже их реальной стоимости. Но, при этом, как любители живописи готовы скупать полотна любимых мастеров по цене золотого слитка, равного картине по весу, так и библиофилы счастливы платить любую цену за переплет с подписью Траутца-Бозонне.

Жорж Траутц
Все дело в том, что этот художник, истинно любивший свое искусство, бережно хранил, а, вернее, возрождал традиции самых известных переплетчиков прошлых веков. Главной отличительной чертой его работ было то, что он ухитрялся взять все лучшее, что имелось в работах мастеров прошлого, избегая их ошибок. Он тщательно изучил работы знаменитых переплетчиков 16 века, таких как Николя и Кловис Ев, переплетчиков короля Генриха II, III и IV, Маргариты де Валуа (королева Марго). Он был хорошо знаком с работами Ле Гаскона, который во времена Людовика XIII создавал великолепные переплеты при помощи тончайших штампов, которые были настолько замечательно отгравированы, что даже сегодня у переплетчиков возникают трудности с их имитацией. Траутц также тщательно изучил высочайшую прочность переплетов, которой славились работы дю Сейля, ведущего переплетчика времен Людовика XIV.
Жорж Траутц

Траутц в совершенстве овладел  искусством изготовления переплетов и футляров, присущим лучшим образцам конца XVII – начала XVIII века. Работы Бойе и Паделу тщательно изучались и воспроизводились.

Жорж Траутц

Синяя шагрень, 271х185 мм.
Специально изготовленные позолотные штампы.
Инкрустация двух бронзовых медалей представляющих коронацию Наполеона на передней крышке и Египетскую кампанию (1799-1801) на задней крышке

Признавая прогресс литературы и соответственно, искусства оформления книг, Траутц утверждал, что переплет должен прогрессировать вместе с литературой.

Портрет переплетчика: Жорж Траутц

Жорж Траутц родился в 1808 г в Пфорцхайме (герцогство Баден). В возрасте 14 лет он начал изучать переплетное мастерство в Гейдельберге. В 17 лет он стал рабочим в переплетной мастерской. Работал в мастерских Мюнхена, Нердлингена, Штудгарта, Вюртемберга. В 1830 г он приезал в Париж, где поступил на работу в мастерской переплетчика Кляйнханса, где проработал три года. В 1833 году он стал позолотчиком у Бозонне, женившись на вдове Пенгольда.

Портрет переплетчика: Жорж Траутц
С самого начала своей работы Траутц говорил, что отделка переплета должна соответствовать вкусу и богатству владельца книги. И этому принципу он следовал до последних дней своей жизни. Даже за 2-3 года до своей смерти он продолжал выполнять замечательные богатые мозаики, считающиеся сегодня лучшими его произведениями.

Портрет переплетчика: Жорж Траутц

В 1840 г Траутц женился на мисс Пургольд, невестке Бозонне и стал его партнером. До 1851 года он работал в мастерской своего тестя. В течение этих 11 лет переплеты подписывались штампом «Бозонне-Траутц». В 1851 году Траутц покинул мастерскую тестя. Именно с этого момента переплеты Траутца стали особо ценимы библиофилами.

Портрет переплетчика: Жорж Траутц

Траутц стал первым среди переплетчиков рыцарем Почетного Легиона в 1869 г.

Умер Траутц в Париже 6 ноября 1879 года в возрасте 71 года. Он не оставил преемника. Его сын никогда не испытывал интереса к переплету, а учеников у Траутца не было.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий