Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко

Ну вот, наконец, дошла реставрационная очередь и до церковного фолианта – Псалтыри.

Это старообрядческое издание на церковнославянском языке отпечатано в христианской типографии при Преображенском богадельном доме в Москве в лето 7419 (1910) года.

Псалтырь 1910 г

Состояние книги, мягко говоря, удручающее. Книжного блока фактически не осталось, многие тетради вырваны, страницы надорваны-разорваны, порядок нарушен, утрачены замки-застежки.

Псалтырь 1910 г

Углы страниц замяты и сильно изношены.

Псалтырь 1910 г

Но есть и приятный момент – сохранен цельнокожаный переплет эпохи, который, конечно же, тоже надо сохранить и бережно укрепить.

Псалтырь 1910 г

От шнуров тоже мало что осталось, нити истлели, а те, что сохранились, хаотично намотаны и навязаны. Скорее всего – это следы старой, неумелой реставрации. И силикатный клей на переплете – тому подтверждение.

Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко

Есть и положительный момент, литографическая картинка «Царь Давид» неплохо сохранилась. Конечно, это не гравюра 16-17 веков, но всё равно приятно – обычно данные сюжеты пропадают из псалтырей в первую очередь.

Псалтырь 1910 г

Некоторые страницы открывались гораздо чаще других (это начало книги и наиболее часто читаемые каноны). Следы бытования хорошо видны.

Псалтырь 1910 г

Корешок был глухим, но клей практически весь осыпался. Оголенные фальцы измяты, разорваны или держатся на честном слове.

Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко

Готовимся к реставрации. Разбираем блок, убираем остатки нити, механически аккуратно снимаем клей с еле живых фальцев, раскладываем все листы и отдельные страницы по тетрадям, складываем тетради по порядку. Получается ровная стопочка. Самый важный и главный момент – все страницы псалтыри на месте!

Псалтырь 1910 г

С лицевой стороны кожаного переплета аккуратно вынимаю старые кованые гвоздики и убираю остатки ремней, к которым крепились замки.

Псалтырь 1910 г

С обратной стороны удаляю остатки силикатного клея и кончики шнуров, приклеенных к переплетным крышкам.

Начинается этап реставрации. Я брал «в работу» примерно по 25-30 тетрадей, каждая тетрадь по 2 отфальцованных листа – 8 страниц. Мягкой кисточкой и влажной тряпкой очищал листы от грязи и пыли в районе сгиба (фальца). Скальпелем убирал многочисленные капли воска (набрал в итоге целую пригоршню).

Затем, несколько самых грязных тетрадей отправил на «водные процедуры». Они отмокали в ваннах, мылись под проточной водой, сушились, прессовались.

Самое слабое и нагруженное место в блоке – это фальцы. И если внутренний лист в тетради был в достаточно приемлемом состоянии, то наружный лист практически у всех тетрадей был надорван или полностью разделен по месту сгиба – фальцу.  Очень много пришлось проклеивать, подклеивать, чтобы укрепить слабые места. Использовал нашу микалентную бумагу и реставрационную японскую (9 грамм), в зависимости от ситуации. Клей – обычный мучной. Кроме того, устранял надрывы, утраты уголков и на самих страницах – укреплял, дублировал, но без фанатизма. Старался бережно и максимально сохранить оригинальность книги.  Не трогал и слабозагрязненные страницы со следами бытования – это ведь тоже история книги. После подклеек – всё подсушил и в пресс.

Дошла очередь и до формирования в книжный блок первой партии подготовленных тетрадей. Трудно было разобраться, как же изначально были сшиты тетради. На предыдущих фотографиях видны хаотично сплетенные нити и проколотые отверстия. Помог Николай Кушнир, мы разобрались – блок шился по схеме в 4 тетради на 3 шнура.

Принято решение – сшивать тем же способом, начиная, конечно же, с последней тетради. Только сшивать я стал зеркально от первоначального варианта. Дело в том, что старые проколы под крайние стежки (фитцбунды) практически все «разбиты», а отзеркалив, я получил возможность шить края по новым отверстиям.

Ну вот на швальном станке и расположилась первая стопочка тетрадей.

Псалтырь 1910 г

Всего же тетрадей было 131, и я проделал 5 круговых циклов. Блок собран полностью.

Псалтырь 1910 г

Как видно, линия фитцбундов плавает, но в этом, к сожалению, прослеживается прямая связь с «разбитыми» краями и желание максимально их укрепить. По этой же причины видны и участки нитей в районе шнуров. Так же на фотографии заметны многочисленные следы укрепления фальцев.

Хотелось сказать и несколько слов про шнуры. Впервые взял «вязаный» шнур и больше никогда его использовать не буду. С виду – толстый пучок, а когда начинаешь распускать кончики, чтобы приклеить их к крышкам переплета, то оказывается, что весь шнур «вкруговую» сшит всего лишь из нескольких тонких нитей. Особо меня это не расстроило, потому что я предусмотрительно вшил в начале и конце блока (по подобию крепления форзацев) слизурную ткань (натуральный лен), которая и будет скреплять блок с крышками.

Корешок блока еще влажный от клея.

Псалтырь 1910 г

Псалтырь 1910 г

Проклеил слизурной тканью и корешок блока.

Псалтырь 1910 г

Несмотря на то, что кожаный переплет был в достаточно приемлемом состоянии, пришлось тканью продублировать самое «нагружаемое» место. Растянул кожу и завёл ткань под крышки примерно на 1 см с каждой стороны.

Капталы в данной книге отсутствовали изначально и, поэтому, сохраняя оригинальность, я их устанавливать не стал. Но утраты кожи по нижней стороне переплета продублировал новым кусочком кожи.

Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко

Так как в родном варианте корешок был глухим, то и мудрить я особо не стал. Основные опасения были в том, что блок не встанет на место из-за увеличения в объеме от проклеек фальцев. Но всё встало на место без проблем, блок посадил на клей.

Тут надо бы признаться… Я везде в этой работе использовал мучной, то есть обратимый клей. Но в данном случае немного испугался, что дублирующая ткань на переплете корешка и на переплете книг от влажности при установке блока на место отойдёт, и соединение будет не крепким. Поэтому посадил блок на клей ПВА с пластификатором. Он не даёт такой влаги как «клей на воде» и крепко держит. Нет и прямого контакта ПВА клея с бумагой и кожей. В том и в другом случае кожу и бумагу отделяют мучной клей плюс слизурная ткань.

Псалтырь 1910 г

Как я уже писал выше, оригинальные замки от книги были утрачены. Попросил коллегу изготовить новые из латуни с рисунком-орнаментом и запатинировать, чтобы они не выглядели новодельно. Для ремней замков использовал кусочки кожи от своих старых любимых ботинок, купленных много лет назад в Праге. По толщине, цвету, фактуре кожа меня вполне устроила.

Псалтырь 1910 г

Вырезал ремни, заклепал замки, получил полуфабрикат. Кожу подшкурил по лицевой стороне, чтобы убрать глянец и проколеровал её в тон переплетной крышки.

Псалтырь 1910 г

Поставил ремни на место.

Псалтырь 1910 г

Пригодились и старые кованые гвоздики, предусмотрительно сохраненные при разборе Псалтыри.

Псалтырь 1910 г

Теперь книга плотно закрывается.

Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко

Замок крупным планом.

Псалтырь 1910 г

А вот и наша картинка – Царь Давид.

Псалтырь 1910 г

Псалтырь открывается достаточно легко, и блок держит форму.

Псалтырь 1910 г

Последний форзац. Восполнял утраты старой бумагой (даже со следами загрязнений).

P.S. Данная Псалтырь недорогая и достаточно распространенная, поэтому реставрация и переплет проводились без фанатизма.

Новый и крепкий блок сформирован, переплетная крышка укреплена, утраты восполнены, уголки страниц выпрямлены, надрывы устранены, новые застежки встали на место. Книга чистая, без плесени и запаха. Максимально сохранены все старые элементы и минимизировано ощущение новодельности.

Автор – Михаил Кориненко, коллекционер, активный участник сообщества “Ручной переплет”  

Михаил Кориненко

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

1 Ответ

  1. Николай Кушнир:

    От себя добавлю, что мучной клей можно “обезводить”, после приготовления выложив его на слой фильтровальной бумаги. После этого ни влажных пятен, ни коробления от клея нет.

Добавить комментарий