Псалтырь 1910 г от Михаила Кориненко
Ну вот, наконец, дошла реставрационная очередь и до церковного фолианта – Псалтыри.
Это старообрядческое издание на церковнославянском языке отпечатано в христианской типографии при Преображенском богадельном доме в Москве в лето 7419 (1910) года.
Состояние книги, мягко говоря, удручающее. Книжного блока фактически не осталось, многие тетради вырваны, страницы надорваны-разорваны, порядок нарушен, утрачены замки-застежки.
Углы страниц замяты и сильно изношены.
Но есть и приятный момент – сохранен цельнокожаный переплет эпохи, который, конечно же, тоже надо сохранить и бережно укрепить.
От шнуров тоже мало что осталось, нити истлели, а те, что сохранились, хаотично намотаны и навязаны. Скорее всего – это следы старой, неумелой реставрации. И силикатный клей на переплете – тому подтверждение.
Есть и положительный момент, литографическая картинка «Царь Давид» неплохо сохранилась. Конечно, это не гравюра 16-17 веков, но всё равно приятно – обычно данные сюжеты пропадают из псалтырей в первую очередь.
Некоторые страницы открывались гораздо чаще других (это начало книги и наиболее часто читаемые каноны). Следы бытования хорошо видны.
Корешок был глухим, но клей практически весь осыпался. Оголенные фальцы измяты, разорваны или держатся на честном слове.
Готовимся к реставрации. Разбираем блок, убираем остатки нити, механически аккуратно снимаем клей с еле живых фальцев, раскладываем все листы и отдельные страницы по тетрадям, складываем тетради по порядку. Получается ровная стопочка. Самый важный и главный момент – все страницы псалтыри на месте!
С лицевой стороны кожаного переплета аккуратно вынимаю старые кованые гвоздики и убираю остатки ремней, к которым крепились замки.
С обратной стороны удаляю остатки силикатного клея и кончики шнуров, приклеенных к переплетным крышкам.
Начинается этап реставрации. Я брал «в работу» примерно по 25-30 тетрадей, каждая тетрадь по 2 отфальцованных листа – 8 страниц. Мягкой кисточкой и влажной тряпкой очищал листы от грязи и пыли в районе сгиба (фальца). Скальпелем убирал многочисленные капли воска (набрал в итоге целую пригоршню).
Затем, несколько самых грязных тетрадей отправил на «водные процедуры». Они отмокали в ваннах, мылись под проточной водой, сушились, прессовались.
Самое слабое и нагруженное место в блоке – это фальцы. И если внутренний лист в тетради был в достаточно приемлемом состоянии, то наружный лист практически у всех тетрадей был надорван или полностью разделен по месту сгиба – фальцу. Очень много пришлось проклеивать, подклеивать, чтобы укрепить слабые места. Использовал нашу микалентную бумагу и реставрационную японскую (9 грамм), в зависимости от ситуации. Клей – обычный мучной. Кроме того, устранял надрывы, утраты уголков и на самих страницах – укреплял, дублировал, но без фанатизма. Старался бережно и максимально сохранить оригинальность книги. Не трогал и слабозагрязненные страницы со следами бытования – это ведь тоже история книги. После подклеек – всё подсушил и в пресс.
Дошла очередь и до формирования в книжный блок первой партии подготовленных тетрадей. Трудно было разобраться, как же изначально были сшиты тетради. На предыдущих фотографиях видны хаотично сплетенные нити и проколотые отверстия. Помог Николай Кушнир, мы разобрались – блок шился по схеме в 4 тетради на 3 шнура.
Принято решение – сшивать тем же способом, начиная, конечно же, с последней тетради. Только сшивать я стал зеркально от первоначального варианта. Дело в том, что старые проколы под крайние стежки (фитцбунды) практически все «разбиты», а отзеркалив, я получил возможность шить края по новым отверстиям.
Ну вот на швальном станке и расположилась первая стопочка тетрадей.
Всего же тетрадей было 131, и я проделал 5 круговых циклов. Блок собран полностью.
Как видно, линия фитцбундов плавает, но в этом, к сожалению, прослеживается прямая связь с «разбитыми» краями и желание максимально их укрепить. По этой же причины видны и участки нитей в районе шнуров. Так же на фотографии заметны многочисленные следы укрепления фальцев.
Хотелось сказать и несколько слов про шнуры. Впервые взял «вязаный» шнур и больше никогда его использовать не буду. С виду – толстый пучок, а когда начинаешь распускать кончики, чтобы приклеить их к крышкам переплета, то оказывается, что весь шнур «вкруговую» сшит всего лишь из нескольких тонких нитей. Особо меня это не расстроило, потому что я предусмотрительно вшил в начале и конце блока (по подобию крепления форзацев) слизурную ткань (натуральный лен), которая и будет скреплять блок с крышками.
Корешок блока еще влажный от клея.
Проклеил слизурной тканью и корешок блока.
Несмотря на то, что кожаный переплет был в достаточно приемлемом состоянии, пришлось тканью продублировать самое «нагружаемое» место. Растянул кожу и завёл ткань под крышки примерно на 1 см с каждой стороны.
Капталы в данной книге отсутствовали изначально и, поэтому, сохраняя оригинальность, я их устанавливать не стал. Но утраты кожи по нижней стороне переплета продублировал новым кусочком кожи.
Так как в родном варианте корешок был глухим, то и мудрить я особо не стал. Основные опасения были в том, что блок не встанет на место из-за увеличения в объеме от проклеек фальцев. Но всё встало на место без проблем, блок посадил на клей.
Тут надо бы признаться… Я везде в этой работе использовал мучной, то есть обратимый клей. Но в данном случае немного испугался, что дублирующая ткань на переплете корешка и на переплете книг от влажности при установке блока на место отойдёт, и соединение будет не крепким. Поэтому посадил блок на клей ПВА с пластификатором. Он не даёт такой влаги как «клей на воде» и крепко держит. Нет и прямого контакта ПВА клея с бумагой и кожей. В том и в другом случае кожу и бумагу отделяют мучной клей плюс слизурная ткань.
Как я уже писал выше, оригинальные замки от книги были утрачены. Попросил коллегу изготовить новые из латуни с рисунком-орнаментом и запатинировать, чтобы они не выглядели новодельно. Для ремней замков использовал кусочки кожи от своих старых любимых ботинок, купленных много лет назад в Праге. По толщине, цвету, фактуре кожа меня вполне устроила.
Вырезал ремни, заклепал замки, получил полуфабрикат. Кожу подшкурил по лицевой стороне, чтобы убрать глянец и проколеровал её в тон переплетной крышки.
Поставил ремни на место.
Пригодились и старые кованые гвоздики, предусмотрительно сохраненные при разборе Псалтыри.
Теперь книга плотно закрывается.
Замок крупным планом.
А вот и наша картинка – Царь Давид.
Псалтырь открывается достаточно легко, и блок держит форму.
Последний форзац. Восполнял утраты старой бумагой (даже со следами загрязнений).
P.S. Данная Псалтырь недорогая и достаточно распространенная, поэтому реставрация и переплет проводились без фанатизма.
Новый и крепкий блок сформирован, переплетная крышка укреплена, утраты восполнены, уголки страниц выпрямлены, надрывы устранены, новые застежки встали на место. Книга чистая, без плесени и запаха. Максимально сохранены все старые элементы и минимизировано ощущение новодельности.
Автор – Михаил Кориненко, коллекционер, активный участник сообщества “Ручной переплет”
От себя добавлю, что мучной клей можно “обезводить”, после приготовления выложив его на слой фильтровальной бумаги. После этого ни влажных пятен, ни коробления от клея нет.