Развитие технологии изготовления форзацев

перевод Владимира Федорова

Следующий текст основан на статье в журнале GBW (“The Guild of Book Workers”) “Развитие форзацев”, автор Линда Блейзер.

С самого появления форзацев они служили различным целям. Несколько листов по обе стороны книжного блока, не несущие текста, – они добавляют последний штрих в его оформление и помогают укрепить конструкцию книги в целом. С эстетической точки зрения они служат покровом для внутренней части крышки переплета и открывают возможности для ее оформления.

Разнообразие конструкций форзацев на сегодняшний день велико, выбор той или иной зависит от намерений переплетчика, а также от веса и типа переплета. Например форзац для цельнокожаного переплета с поднятыми бинтами, прикрепленными к крышке, будет служить иным целям, нежели в случае, когда книжный блок просто вклеивается в обложку (при переплете “в папку”), и форзац является единственным его креплением к крышке. Очевидная функция многих форзацев – оформить внутреннюю сторону крышки, скрыв при этом подвороты покровного материала. Большое значение имеет качество бумаги для форзаца: она должна быть прочной и пластичной, чтобы обеспечить крепость и улучшить раскрываемость книги. Направление волокон в бумаге должно быть параллельно корешку. Неправильное расположение волокон листа форзаца на внутренней стороне крышки может привести к её деформации после высыхания, что может в свою очередь препятствовать нормальному раскрытию книги. Подобных ошибок стоит избегать.

Бумага ручной работы, которая не имеет направленных волокон, обычно ориентируется по водяному знаку: так, чтобы он располагался справа сверху. Лист форзаца, приклеиваемый на внутреннюю сторону, при высыхании несколько усаживается, что создает поверхностное натяжение. Это придает обложке большую упругость, что благоприятно сказывается на раскрываемости книги. Бумага форзацев может быть (хотя и не всегда) того же самого типа, что и бумага книжного блока. Также могут использоваться декоративные материалы: шелк, атлас, пергамент, цветная бумага, бумага с набивным рисунком, мраморная бумага и многие другие. Кроме того, форзацы являются подходящим местом для размещения библиографических пометок, штампов или подписей, а также обеспечивают защиту для внешних листов книжного блока.

Во многих ранних рукописных книгах форзацев и вовсе не было, а страницы с текстом следовали сразу за обложкой. Самые же первые форзацы были весьма просты: один или два листа в конце и начале книжного блока оставлялись чистыми. Внешние чистые листы подклеивались к обложке, а внутренние, если они были, исполняли роль свободного листа форзаца. Другая распространенная простая вариация форзаца состояла из одного или двух фолио (здесь и далее: фолио – лист, сфальцованный вдвое. Прим.переводчика), которые пришивались как тетради в составе книжного блока в начале и в конце. Эти два вида форзацев в основном делались из велени или пергамента, крепость которых обеспечивала надежное соединение и стойкость к разрывам и износу.

Форзацы

Рисунок 1

Когда бумага стала основным используемым материалом, возникла необходимость в более прочных соединениях. В конце XV и начале XVI веков форзац в основном представлял из себя лист белой бумаги, окантованный полосой велени, которая выполняла функцию армирования.

Форзацы

Рисунок 2

Данные форзацы шили как тетради в составе книжного блока, по одному с каждой стороны. Где-то между 1520-1570 гг в Оксфорде стало популярно использовать полноразмерный лист пергамента или велени для приклеиваемой части форзаца с бумажным свободным листом. Наиболее ранний вариант такой конструкции форзацев формировался путем загибания края на сторону книжного блока и шитья через этот сгиб в его составе.

Форзацы

Рисунок 3

Иногда форзацы загибали вокруг крайних тетрадей книжного блока и прошивали их с тетрадью. Нередко предпочтение отдавалось именно этому методу, поскольку он лишен очевидного недостатка предыдущего – необходимости совершать еще одну отдельную операцию.

Форзацы

Рисунок 4

Жесткая складка велени оттягивала за собой свободный лист форзаца при раскрытии книги.

Форзацы

Рисунок 5

Третий способ начали использовать в 1540 году. Это все еще был лист велени или пергамента с листом бумаги, но различие заключалось в том, что загиб делался в сторону крышки, а не книжного блока. Данный форзац прошивался как еще одна тетрадь в составе книжного блока. При склеивании листа велени или пергамента с крышкой складка оказывалась скрыта внутри, таким образом при открытии книги свободный лист форзаца не тянулся за обложкой, а оставался с книжным блоком.

Форзацы

Рисунок 6

К концу 16 века появилась тенденция к уходу от усиленных форзацев, связанная в основном с распространением книг в розничной продаже. Вероятными причинами такой тенденции было увеличение спроса на книги и уменьшение их размеров. Основным видом форзацев в это время стали подвернутые с краю фолио и одинарные листы, прошитые через складку в составе блока, а также одинарные или двойные фолио.

Форзацы

Рисунок 7

Эти форзацы сшивались в составе книжного блока как отдельные тетради. Иногда отдельный от блока лист форзаца приклеивался на крышку, однако этот способ с отдельным листом оставлял пробел в между блоком и крышкой (Рисунок 8). На этом этапе форзацы все еще оставались простыми, но утратили былую прочность.

Форзацы

Рисунок 8

Декоративная мраморная бумага появилась на Востоке, и персы стали первыми, кто использовал ее для украшения книг. Наиболее ранние примеры такого использования представляют собой мраморированные рамки, обрамляющие рисованные миниатюры и каллиграфические страницы в персидских манускриптах XVI столетия. Распространение мраморной бумаги через торговлю связывают с перемещениями в ходе войн, происходивших сначала в Испании и Италии, а затем во Франции и Германии. А с развитием водных торговых путей дело изготовления мраморной бумаги распространилось и дальше.

По словам Джозефа Зэйнсдорфа английские переплетчики были в восторге от мраморной бумаги, служившей упаковкой для голландских игрушек. Ее попросту выбрасывали в мусор, а переплетчики использовали ее повторно для изготовления форзацев и внутренней отделки коробок, заодно избегая оплаты высоких английских пошлин на бумагу.

Хотя форзацы из мраморной бумаги появились еще в конце XVI века, широкое распространение они получили лишь спустя еще примерно столетие. Французские переплетчики стали использовать мраморную бумагу лишь с XVII века. Один из них, по имени Ле Гаскон,  между 1617 и 1630 гг. использовал их для изготовления свободных листов в сочетании с кожаными дублюрами. Около 1650 г другой французский переплетчик, Флоримон Бадье,  использовал мраморную бумагу как приклеиваемую часть форзаца в сочетании с белыми свободными листами.

С появлением мраморной бумаги стали разрабатываться более сложные виды форзацев. Поскольку мраморная бумага всегда было односторонней, а на обороте имела пятна, полученные в процессе изготовления, переплетчики искали способы скрыть этот недостаток. Склеивание мраморной и белой бумаги для получения готового форзаца вошло в моду около 1650 г. Такие склеенные из мраморной и белой бумаги и сфальцованные вдвое листы часто дополнялись одним или двумя свободными листами. Сфальцованные вдвое белый и составной листы шились в блок с двух сторон, каждый как отдельные тетради.

Форзацы

Рисунок 9

Иногда мраморную и белую бумагу склеивали до шитья, при таком способе шов виден на мраморной стороне фолио. Часто мраморная бумага приклеивалась к белой после сшивания, что подтверждается тем фактом, что швейная нить часто оказывалась скрыта между слоями. Есть еще один способ, используемый более опытными переплетчиками: мраморное и белое фолио склеивают только наполовину, с одной стороны от линии фальцовки, после этого форзац пришивают за белое фолио, а потом уже склеивают вторые половинки фолио, что дает результат, показанный на рисунке 10. Этот метод упрощает этап склеивания. Вероятно, было две причины для перехода к последнему способу: во-первых, прокалывание отверстий под шитье через оба слоя делало место сгиба менее прочным; во-вторых, стежки на поверхности мраморной бумаги портят вид, а так они оказываются скрытыми между слоями.

Форзацы

Рисунок 10

Еще один способ изготовления форзацев с использованием мраморной бумаги в то время включал в себя два белых фолио и одно мраморное. Два белых фолио помещались одно в другое и сшивались в составе книжного блока. После сшивания первый белый лист отворачивался. Одна сторона мраморного фолио приклеивалась на второй белый лист. Потом, в зависимости от размера книги, внешняя половина мраморного фолио приклеивалась к первому белому фолио, чтобы получилась более прочная приклеиваемая часть форзаца. Если книга была маленькая, то первый белый лист оставляли неподклеенным, чтобы оторвать перед склейкой форзаца и обложки.

Форзацы

Рисунок 11

Иногда мраморное фолио вклеивали между вторым и третьим листами, скрывая шов и оставляя в начале пустой разворот.

Форзацы

Рисунок 12

Эти методы изготовления составных форзацев и свободных листов еще оставались актуальны на заре появления бумаги, изготовленной механическим способом. Они оставались пригодными даже при использовании только белых фолио. Но листы машинного производства были тонкими и непрочными, поэтому при создании форзацев их развороты стали делать более жесткими и крепкими.

Эта тенденция умерла около 1830 года. Новая тенденция заключалась в том, чтобы оформлять форзацы вне книги, а затем уже помещать их на место, вместо того, чтобы сшивать их в составе книжного блока. Это позволяло изготовить несколько форзацев стандартного размера одновременно, а затем уже использовать их по мере необходимости. Обычно форзац XIX века состоял из одного белого фолио, одного мраморного фолио и одного белого свободного листа. Мраморное фолио наклеивался на белое фолио после высыхания (Рисунок 13). Свободный лист белого фолио складывался вокруг мраморного фолио, чтобы сформировать свободный лист форзаца, который оказывался в итоге между книжным блоком и форзацем.

Форзацы

Рисунок 13

Свое развитие данный тип форзаца получил в виде конструкции из одного мраморного фолио и двух белых.

Форзацы

Рисунок 14

Мраморный фолио и одно из белых фолио соединялись, но с той лишь разницей, что свободный белый лист не складывался поверх мраморного фолио. Второе белое фолио подклеивалось к текстовому блоку. Следующим шагом пара, собранная на первом этапе, подклеивалась внутрь белого фолио, соединенного с книжным блоком. С подобным усовершенствованным форзацем сборная часть отворачивалась полностью, что было невозможно в предыдущем варианте.

Форзацы

Рисунок 15

Тканевые соединения начали использовать в 1840-х, но их не шили в составе книжного блока до XX столетия. Традиционно сложилось так, что их не приклеивали, а приметывали к книжному блоку через край. Применение шитья через край приводило к тому, что пришитые листы не могли полноценно раскрываться, формировался залом вдоль линии приметки на форзаце и листах тетради, к которой он крепился. Со временем открытие и закрытие книги изнашивало листы вдоль этой линии, что приводило к их утрате.

Форзацы

Рисунок 16

“Если форзацы прошиты через край с книгой, полоска коленкора должна быть приклеена поверх них, чтобы защитить бумагу от перерезания стежками, либо их нужно впоследствии окантовать, чтобы крышки при отделении не отрывали за собой бумагу” (The Bookbinder, An Illustrated Journal for Bookbinders, Librarians, and all Lovers of Books. “Stationery and Vellum Binding.” Liecester: Raithby, Lawrence & Co., Limited. 1889: 154.) Полоска ткани, которая наклеивалась до приметывания (или использовалась как окантовка после), армировала шов, делая форзац более прочным.

Форзацы

Рисунок 17

С наступлением XX столения появились немецкие форзацы, прикрепляемые на ткань. Полосы на крепление делались из муслина [Мусли́н — очень тонкая ткань полотняного переплетения преимущественно из хлопка, а также шерсти, шёлка или льна] или кембрика [Кембрик — тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения нитей, название происходит от места, где была создана французским ткачом Франсуа Батиста, жившим в городе Камбре в XIII веке. Кембрик схож с батистом по технике исполнения, но в отличии от изготовленного из отбеленного сырья батиста, изготавливается из неотбеленного или предварительно окрашенного сырья. В результате ткань приобретает ровную окраску, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны.], подрезанного так, чтобы его необработанные края не сыпались. Чаще всего использовались светлые оттенки, такие как светло-красный, светло-серый и серебристо-серый. В зависимости от размера книги и предполагаемой ширины соединения, ткань нарезалась полосами шириной в 2-2,5 дюйма. Ткань подклеивалась только по краю белого листа.

Форзацы

Рисунок 18

После высыхания свободный лист складывался тканью вовнутрь.

Форзацы

Рисунок 19

После этого сложенный край складывали повторно, чтобы сформировать защитную складку шириной примерно 3/8 дюйма. Данная защитная складка оборачивалась и крепилась к первой или последней тетради. (Рисунок 20) Использование такой складки позволяет сделать крепление форзаца скрытым, придавай ему аккуратный, цельный вид. Генри Марсден, описавший данный немецкий способ тканевого соединения, активно интересовался у коллег сложностями, возникшими у них при использовании данного способа.

Форзацы

Рисунок 20

В апрельском выпуске “International Bookbinder” за 1902 г. Герман Стенгал оспорил крепость немецкого способа крепления форзацев Генри Марсдена с помощью ткани. Стенгал сказал, что первая и последняя тетради “могут очень легко оторваться”. Он разработал форзац с тканевым соединением, который по его мнению отличался “превосходной крепостью и аккуратностью”. Этот форзац состоит из двух белых фолио, одного мраморного и одной полоски ткани или кожи шириной 2- 2,5 дюйма и одной полоски муслина в 3/16 дюйма. Тканевая полоска вклеивается между двумя белыми фолио.

Форзацы

Рисунок 21

Мраморное фолио клеится поверх одного из белых.

Форзацы

Рисунок 22

Следующим шагом внутренний лист (лист, обращенный к книжному блоку) складывается вокруг мраморного фолио, формируя пустой лист.

Форзацы

Рисунок 23

Этот форзац пришивается через среднее фолио как отдельная тетрадь в составе книжного блока. После шитья полоска муслина в 3/16 дюйма наклеивается между форзацем и книжным блоком. (Рисунок 24) Можно сэкономить время изготовив набор таких форзацев заранее и просто используя их по мере надобности.

Форзацы

Рисунок 24

Генри Марсден выносил на обсуждение еще один вариант форзаца с тканевым соединением, применявшийся на рубеже 19-20 веков. Этот форзац использовался специально, чтобы скрепить тяжелый переплет, в котором крышки не были соединены с книгой. Полоса соединительной ткани шириной в 1-1,5 дюйма приклеивалась на 1/4 дюйма к фолио белой бумаги.

Форзацы

Рисунок 25

Если в составе форзаца использовалась мраморная бумага, то одинарный ее лист приклеивался сверху так, чтобы едва прикрыть край тканевой полосы.

Форзацы

Рисунок 26

Второй свободный белый лист оборачивается вокруг лоскута ткани.

Форзацы

Рисунок 27

После этого форзац приклеивают на книжный блок. Шитье не применяется. Непосредственно перед приклеиванием крышки свободный лист обрывают. Края тканевой полосы подрезают диагонально, оставляя некоторый промежуток между краями крышки и текстового блока.

Форзацы

Рисунок 28

Диагональные срезы начинаются от границы крышки, ткань подрезали и приклеивали. Иногда могли делать наоборот, сначала склеивать с крышкой, а потом подрезать с помощью острого ножа. Обрезка после склеивания позволяет переплетчику начать срез ровно от края крышки. Далее приклеивался лист мраморной бумаги, предназначенный для покрытия внутренней стороны обложки. Он располагается с отступом в 1/8 дюйма от внутреннего края крышки. (Рисунок 29) При таком расположении сгибание и разгибание будет изнашивать только соединительный материал.

Форзацы

Рисунок 29

Несшиваемые соединения из тонкой кожи, такой как скивер [skiver {ʹskaıvə}  – тонкая зернистая кожа, выделанная из наружного слоя шкуры овцы, ягненка или козы, обработанная сумахом и окрашенная, прямого перевода на русский не нашел, потому взял просто кальку], изготавливаются практически так же, как было описано выше. Тканевые соединения, как водится, оказались значительно крепче. Использованнные для соединений полоски кожи шерфовались до той же толщины, что подвороты кожи, покрывающей крышку, и подрезались по углам так, чтобы граница их совмещения проходила по биссектрисе образованного прямого угла крышки.

Форзацы

Рисунок 30

Итак, полоса кожи приклеивается, но перед ее натяжением, необходимо сделать, чтобы она перекрывала лист форзаца на как можно меньшую ширину, не более 3/10 дюйма (7,5мм) от угла между краем форзаца и торцом крышки. И уже после этого кожа растягивается по поверхности крышки.

Форзацы

Рисунок 31

Необходимо помнить, что по мере высыхания кожа сократится, поэтому если вы натянете ее на крышку слишком туго, то высохнув, она будет тянуть за собой лист форзаца. Поскольку кожаное соединение было не только менее износостойким чем тканевое, но и занимало больше времени на изготовление, его применяли в основном с целью сделать переплет «богаче».

Форзацы

Рисунок 32

В 1902 году Дуглас Кокерелл ввел в использование зигзагообразный форзац, состоящий из трех белых фолио, склеенных вместе.

Форзацы

Рисунок 33

Лист А1 оборачивается вокруг Б, образуя пустой лист.

Форзацы

Рисунок 34

На листе А2 формируется вторая складка, создавая тот самый зигзаг, дающий название способу.

Форзацы

Рисунок 35

Третье фолио помещается между Б2 и А2. Далее форзац прошивают как еще одну тетрадь в составе текстового блока через фолио В. Каждый разворот такого форзаца раскрывается полностью, а благодаря складке-зигзагу крышка не тянет за собой листы при раскрытии.

Форзацы

Рисунок 36

Впоследствии возникает множество вариаций форзацев с зигзагообразной складкой, которые в том числе включают в себя мраморную бумагу. На рисунке ниже мраморная бумага вклеена в фолио Б.

Форзацы

Рисунок 37

По причине того, что данный форзац был составлен из множества слоев, порой он оказывался слишком жестким, делая невозможным полное раскрытие в случае с книгами маленького формата.  Появилась иная вариация, в которой для соединения служил пергамент. Она состояла из одного пергаментного фолио, одной кожаной полоски и одиночного бумажного листа. Согласно Дугласу Кокереллу, участки, по которым шли сгибы, формирующие зигзаг, тонко шерфовались, а после проклеивалась японской бумагой. Оба пергаментных фолио прошивались на сгибе, поскольку проклеивание не давало нужной надежности соединения между пергаментным фолио и свободным листом. Однако же, данная прошивка нивелирует преимущество, которое дает зигзаг. Склонность пергамента скручиваться  или усыхать под воздействием тепла заставила переплетчиков отказаться от подобной конструкции форзацев, за исключением разве что переплета тяжелых книг с деревянными крышками и застежками.

Форзацы

Рисунок 38

Так же в качестве декоративного материала при изготовлении форзацев с зигзагом использовался шелк. Его вклеивали в фолио Б так же, как в случае с мраморной бумагой; кожаное соединение также применялось в этой конструкции (Рисунок 39). Данный форзац обрезали вместе с блоком, после чего обрез золотили, что, помимо декоративной функции, предохраняло край шелка от осыпания. Эдит Диль в своей книге «Переплетное дело: его основы и техника» (Edith Diehl «Bookbinding: Its Background and Technique»)  предлагает наносить на обрезанные края шелка клей, чтобы предотвратить их осыпание в случае, если обрезы книги не золотят.

Часто при использовании кожи для изготовления зигзагообразного форзаца лист А1 и вовсе не использовался, а край кожи вклеивали во внешнюю складку зигзага вместе с пустым листом. Соединения также могли быть сделаны из льна или других тканей. В целом складывается впечатление, что тканевые соединения получались значительно прочнее кожаных, поскольку кожу для соединений приходилось шерфовать крайне тонко. В силу большой вариативности исполнения, зигзагообразные форзацы приобрели широкую популярность.

Французы разработали еще один популярный стиль форзацев включающий внутреннее покрытие шелком или атласом, называемое doublure (произносится как «дублюр») – в русский язык этот термин перекочевал как «дублюра» и стал обозначать форзац изготовленный не из бумаги (шелковый, муаровый, пергаментный, порой из опойка, сафьяна, с тиснением или даже инкрустацией, при этом нередко подвороты покровной кожи широкие — до 3-4см — и тисненые золотом). Данный способ вырос из нелюбви французов к резким переходам между декоративными материалами и обыкновенной бумагой. Лист белой бумаги вырезали по размеру чуть менее страницы книжного блока. По ширине лист должен соответствовать расстоянию от края кожаного фальца до переднего обреза блока, то есть на 1/8 дюйма уже страницы, а по высоте быть меньше блока на две толщины шелка.  Далее шелк обрезался по данному листу плюс 3/8 дюйма с каждой стороны на подгибы. Шелк необходимо обрезать крайние аккуратно и чисто, поскольку он склонен к осыпанию крайних нитей, что может привести в итоге к весьма неприглядному состоянию. Далее шелк размещается лицевой стороной вниз на чистой поверхности, на край бумаги тонким слоем наносится клей, сам лист бумаги размещается по центру листа шелка клеевой стороной вверх. Углы шелка подрезаются близко к углам бумаги и края шелка загибаются вокруг листа. Загибы должны быть сделаны плотно, чтобы получить ровные правильные края, но не слишком, дабы не стянуть их. Пока склейка из бумаги и шелка сохнет, приклеивается кожаный фальчик [соединение].

Форзацы

Рисунок 39

Когда шелк и бумага высохли, их приклеивают к первому листу форзаца, тщательно следя за совпадением всех сторон — края фальчика и срезов блока. Под крышку кладется чистый лист жести, после чего книга ненадолго зажимается в прессе, чтобы склейка произошла равномерно по всей поверхности. До полного высыхания книга остается открытой. Подобным образом можно декорировать саму крышку, расположив шелковую вставку поверх загибов покровного материала обложки и кожаного фальчика. Недостатками подобной конструкции форзаца считаются его толщина и склонность к деформации.

Форзацы

Рисунок 40

В попытках решить проблемы избыточной толщины и деформации материала был разработан другой тип шелковой дублюры. (Рисунок 41)  Из белой бумаги вырезался лист, превышающий по размерам свободный лист форзаца, с направлением волокна вдоль узкой стороны листа. Шелк отрезался еще большего размера, но с направлением долевой вдоль длинной стороны листа и проклеивался слабым крахмальным клейстером. При обильном проклеивании клейстером обычной густоты, он мог просочиться сквозь ткань и образовать пятна на лицевой поверхности. После нанесения клея шелк прикладывали к заранее приготовленному листу бумаги и проглаживали рукой. Мелкие складки и морщины, могущие появиться на этом этапе устранялись с помощью слегка увлажненной губки. Таких шелковых дублюры изготовлялось две штуки — по одной на крышку и на свободный лист форзаца. После высыхания происходит обрезка по размеру. Перед вклеиванием дублюр непосредственно в книгу небольшое количество клейстера средней липкости берут на кончик пальца и аккуратно наносят на кромки чтобы закрепить их и предупредить осыпание. Для этой же цели могли использовать яичный белок или лак для закрепления ткани, но они имели свойство окрашиваться. И, наконец, после этого дублюры вклеивали на место.

[Видео по склеиванию шелка и бумаги https://www.youtube.com/watch?v=_CNSlTpI0Gg]

Форзацы

Рисунок 41

Форзац из подобной склейки шелка и бумаги может быть изготовлен и в виде фолио вовсе без кожаного фальчика (Рисунок 42), но недостатком такого способа является то, что даже имея обработанный край, со временем шелк все равно начнет осыпаться и терять эстетическую привлекательность.

Форзацы

Рисунок 42

Популярность обрел эффект мокрого шелка. Он был открыт, когда было замечено, что после проклейки при высыхании клея там, где влага пропитала ткань насквозь, образуются росчерки. После этого куски шелка, идущие на внутренний покров крышки и на свободный лист форзаца стали увлажнять таким образом, чтобы рисунок на них совпадал. Какое-то время даже производились шелка с повторяющимся «мокрым» рисунком специально для переплетного дела, но со временем спрос упал и производство прекратилось. Да и при необходимости «мокрый» шелк легко можно было изготовить прямо в мастерской. Для этого нужно вырезать два куска размером превосходящих габариты книги, смочить их с изнаночной стороны чистой водой, подождать, пока она впитается, а затем сложить фрагменты вместе лицевой стороной друг к другу, соблюдая общее направление долевой нити и поместить между двумя чистыми листами сухой бумаги. Далее полученный бутерброд вкладывается между двумя гладкими ровными досками и помещается в пресс на две или три минуты. После прессовки куски шелка извлекаются и так же, сложенные вместе, сушатся. После высыхания вы обнаружите на обоих отрезах одинаковый рисунок.

Разнообразные материалы использовались для изготовления дублюры, но наиболее широко — кожа.  Порой для форзацев брались весьма необычные материалы, например в экземпляре басен Эзопа работы английских переплетчиков Сангорски и Сатклиффа дублюры сделаны из кожи гремучей змеи. Французская детская книга с прописью и картинками датированная примерно 1860 годом имела с внутренней стороны крышек покров из тяжелых толстых картонок, на которых были прорезаны буквы и цифры, служившие для тренировок в правописании. Еще раньше в Вене в 1765 году был изготовлен календарь, передняя крышка которого была покрыта изнутри зеленой глазурованной бумагой, а задняя — маленьким зеркалом. Выбор материалов для дублюр и форзацев стал для переплетчиков способом проявить творческий подход и изобретательность.

Следующий ниже набор примеров содержит конструкции форзацев используемые и в настоящее время в различных целях. Данная подборка составлена из материалов мастер-класса Дональда Этерингтона и Кристофера Кларксона, который те давали в сентябре 1973 года.

Пример 1 демонстрирует простой форзац с крепким тканевым соединением и фальцем из японском бумаги. Фальчик из японской бумаги, будучи обернутым вокруг первой тетради, скрывает зазор между нею и форзацем.

Форзацы

Пример 1

Пример 2 является вариацией первого с фальчиком из ткани приклеенным на сгиб белого фолио и фальчиком из японской бумаги на первой тетради, где эти два фальчика склеены между собой. Таким образом фальчик из японской бумаги скрывает тканевый и помогает при шитье форзаца в составе блока.

Форзацы

Пример 2

Пример 3 это еще одна вариация первого, здесь вместо одного белого фолио используется два, что дает больше свободных листов.

Форзацы

Пример 3

Форзац, представленный в примере 4 (А и Б) составлен из загнутых с краю одиночных листов. Очень важно расположить загнутые края ступенчато, чтобы не создать резкого перехода по толщине, который создаст пробел между форзацем и первой тетрадью при раскрытии. Такой форзац подходит для книг большого формата, когда размеры бумаги не позволяют сделать фолио, соответствующие габаритам книжного блока.

Форзацы

Пример 4А

Форзацы

Пример 4Б

В примере 5 показан форзац, состоящий из белого и мраморного фолио, которые склеены вместе, образуя жесткий свободный лист форзаца. При склеивании клейстер наносится на белое фолио, это нужно для того, чтобы при открытии свободный жесткий лист был притянут к текстовому блоку, а не от него.

Форзацы

Пример 5

Пример 6 является вариацией примера 5. Единственное отличие — пустой лист приклеен поверх  мраморного фолио и находится под тканевым фальчиком, а не поверх него, что способствует сохранности мраморной бумаги при отделении (перелистывании) пустого листа. Кроме того подобное расположение пустого листа может помочь в процессе переплета — сгиб вдоль линии подклейки пустого листа к мраморному фолио дает визуальный ориентир для размещения крышки.

Форзацы

Пример 6

Пример 7 это еще одна разновидность сборного форзаца, известная также как гибкая. Вместо полного склеивания мраморного листа и пустого, здесь их склеивают только вдоль сгиба со стороны корешка. Мраморное фолио при этом фальцуется так, чтобы примыкающий к блоку лист был шире на четверть дюйма. Далее эту самую разницу подгибают в сторону белого фолио и приклеивают по ширине загнутой кромки. Данная конструкция позволяет получить очень гибкий свободный лист форзаца в противоположность примеру выше.

Форзацы

Пример 7

Пример 8 это сборный форзац с использование тканевого фальчика и жесткими листами часто используемый при переплете гроссбухов. Склеивается он с помощью ПВА и весьма износостоек.

Форзацы

Пример 8

Пример 9 это конструкция на основе тканевого соединения с гибким свободным листом.

Форзацы

Пример 9

Пример 10 (А, Б) демонстрирует форзац с кожаным соединением. Для лучшей адгезии при приклеивании его стоит обработать абразивом со стороны бархотки. Кожаный шарнир с одной стороны крепится к книжному блоку, а с другой к крышке. Далее крышка изнутри покрывается одиночным мраморным листом.

Форзацы

Пример 10А

Форзацы

Пример 10Б

Пример 11 это зигзагообразный форзац с кожаным фальчиком. Внутреннее покрытие крышки мраморной бумагой аналогично примеру 10.

Форзацы

Пример 11

Пример 12 представляет собой вариант используемый в коммерческом переплете (то есть в тиражных изданиях, а не единичных авторских работах) при ручной сборке переплета на книгах прошитых через край. Этот форзац пришивается к книжному блоку через проколы за проклеенную кромку.

Форзацы

Пример 12А

Форзац в примере 12Б также используется в коммерческом переплете.

Форзацы

Пример 12Б

А вот еще пример из коммерческого переплета: такой форзац прикрепляется шитьем через край при добавлении тетрадей или одиночных листов.

Форзацы

Пример 12В

Пример 13 также относится к коммерческому переплету, его отличие от прошлых заключается в том, что используется три одиночных листа вместо одного одиночного и одного фолио. Такой подход применяется при работе с большими книгами.

Форзацы

Пример 14 это зигзагообразный форзац без укрепляющего фальчика, он сделан из всего лишь одного фолио. Такой форзац часто делают из мягкого пергамента, чтобы он был максимально раскрываемым.

Форзацы

Пример 14

+Примеры 15 А, Б, В это форзацы, разработанные Кристофером Кларксоном специально под мягкий пергамент. Они гораздо прочнее представленных в примере 14.

Форзацы

Пример 15А

Форзацы

Пример 15Б

Форзацы

Пример 15В

Это всего лишь несколько примеров форзацев, используемых в наше время. Возникают новые проблемы, такие как крепление форзаца к несшитому блоку без прокалывания или без нанесения клея на внешние листы блока при клеевом соединении. Многие инновации вносятся в конструкцию форзацев и поныне.

 

Владимир Федоров – активный участник сообщества “Ручной переплет”, переплетчик.

Брянск

Федоров

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий