Сэмюэл Элленпорт и Harcourt Bindery

Сэм Элленпорт любит разгадывать кроссворды. От полностью заполненной сетки он испытывает такое же удовлетворение, как от отделки переплета 19 века.

Элленпорт

Спрятанная в тихом уголке Бостона мастерская Элленпорта — настоящая пещера Аладдина для переплетчика: резак для бумаги, литографские камни, книжные прессы, рулоны мраморной бумаги и кожи, многие сотни ручных инструментов, включая филеты, штампы, средники и цельные клише. Элленпорт, более 6 футов ростом, в круглых очках, длинном синем фартуке и синей рубашке стоял за большим верстаком, размешивая мучной клей. Он рассказывал, что на сегодня он — один из самых старых переплетчиков в Бостоне.

В течение 40 лет Сэм владел мастерской Harcourt Bindery. В 2008 г он продал мастерскую Acme Bookbinding, но продолжил работать, как подразделение Acme до выхода на пенсию в возрасте 70 лет.

Ремесло ручного переплета умирает, раздавленное натиском новых технологий и механизмов. Переплет требует времени, терпения, концентрации и упорного труда. Мало кто готов тратить день работы на золотую отделку переплета с использованием 50 различных штампов. Но, как писал Элленпорт в своей книге «Будущее ручного переплета» в 1993 г., «Разрыва с прошлым не произойдет никогда — наследие будет жить.»

Современные ручные переплетные работы возродились в начале XX в., когда движение «Английские искусства и ремесла» вернули стандарты, усттановленные еще в средневековье. После Второй мировой войны переплетное дело испытало серьезный спад, связанный с ростом технологий. Сегодня переплетные работы делятся на три основных направления: дизайнерский переплет, традиционный кожаный переплет и ремонт, реставрация и консервация.

По словам Сэма, ремонт цельнокожаного переплета географического атласа может быть простым, как оборачивание книги в упаковочную бумагу, а может оказаться сложным, как разгадывание самого заковыристого кроссворда.

«Это зависит от того, каков ваш опыт в этом деле. Для меня такая работа — это 3 часа… и 50 лет», сказал он, обтягивая кожей теленка переплет атласа. Сэм сказал, что работать с кожей любит даже больше, чем заниматься золотой отделкой. В течение обычного рабочего дня он успевает сделать до 15 цельнокожаных переплетов.

«Сегодня мало кто может работать с такой скоростью без потери качества», говорит он. «Одна из причин — то, что большинство переплетчиков работают в одиночку или в очень маленьких группах. Им не надо беспокоиться о сроках, накладных расходах и т. д., что актуально для больших переплетных мастерских». По словам Элленпорта в отделе финишной обработки и художественного оформления переплетов Harcourt Bindery в 1970-е годы делалось от 8 до 10 книг с отделкой сусальным золотом ежедневно. В то время это было нормой, но сегодня — огромный объем.
Harcourt Bindery была крупнейшей переплетной мастерской в США с 1900 г. В Бостоне на тот момент было 47 мастерских и 1452 мастера-переплетчика. Сегодня существует несколько крупных мастерских.

Экономика мастерских менялась в зависимости от эпохи. После Первой мировой в респектабельных домах стало модно устраивать домашние библиотеки. В период своего расцвета Harcourt Bindery получала заказы на собрания сочинений классиков, переплетенные в полную кожу с богатой отделкой для частных библиотек голливудских звезд и других состоятельных калифорнийцев. Во время Великой депрессии компания была на грани банкротства, но смогла удержаться на плаву.

До 1930-х годов в Harcourt Bindery работало около 15 человек. Во времена депрессии их количество сократилось до 5 и компания трижды переходила от владельца к владельцу. Когда в 1971 г. Элленпорт принял руководство мастерской, в ней работало всего 4 сотрудника. Два года спустя разразился нефтяной кризис, многие университеты и библиотеки сократили объемы финансирования переплетных работ, и мастерские потеряли огромную часть своих лучших заказчиков.

Когда работа мастерской снова вошла в нормальное русло, Элленпорт организовал Школу ручного переплета. Скоро пришлось вводить разделение обучения от начального до продвинутого уровня. Даже в самые трудные времена Сэм мог найти подмастерьев, но сегодня найти человека с опытом практически невозможно.

Одной из проблем сегодняшних курсов является то, что студенты не имеют шансов учиться на настоящих работах. Молодым переплетчикам не предоставляется возможности освоить все аспекты ручного переплета от основного шитья до золотой отделки. «В прежние времена ученику требовалось минимум 7 лет, чтобы ознакомиться с полным процессом переплета», рассказывает Сэм.

Бостонская North Bennett Street School (NBSS) является единственной в США школой с ежедневным обучением по двухлетней программе, которая как раз предлагает изучить шаги переплета от шитья до работы с сусальным золотом.

Джеффри Альтпетер, руководитель отдела переплета NBSS и бывший сотрудник Элленпорта, рассказал, что сейчас в Школе 16 студентов, по 8 на каждый год обучения. 10 лет назад их число не превышало 6 человек.

Кристина Амедури, студентка первого курса, изучает типовое шитье книжных блоков. Ее ближайшее задание — сшить 10 блоков различными типами стежков. Кристина проработала 12 лет в колледже Геттисберга библиотекарем в отделе редких книг. Будучи заинтересованной в изучении реставрации книг, она посещала семинары в Американской академии переплета, но этого было явно недостаточно. Три месяца назад она оставила работу и приехала учиться в Бостон. «По окончании школы я вернусь в колледж, – говорит Кристина. – Теперь я объединила академические знания и практический опыт».
Эйвери Безмор приехала учиться, движимая исключительно любознательностью. В течение второго года в NBSS она приняла участие в десяти различных курсах, помимо того что является студентом школы. Недавно она переплела три экземпляра иллюстрированной книги об афганских беженцах Это был ее первый заказ от клиента.

Элленпорт

Альтпетер говорит, что школа гарантирует трудоустройство каждого студента по окончании обучения.

В 1986 г., когда Harcourt Bindery переехала с Харкорт-стрит на Форт-пойнт, Элленпорт пожертвовал часть оборудования мастерской для оснащения школы. Сейчас он является куратором школы и иногда принимает выпускников на работу в свой переплетной.

«Желание пересиливает опыт. Я просто не могу остановиться. Это — моя жизнь», говорит Сэм Элленпорт.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий