Шрифт в переплете

Димитрий Куцепицидис.

 

Алфавит – одно из величайших изобретений человеческой цивилизации. Последовательность символов, способных донести вашу мысль до любого человека… Начертайте эти символы на песке – и они просуществуют дольше, чем звучит человеческий голос. Выбейте их на камне – и они проживут века.

Шрифт в переплете

Island of the Fay — переплет Хуана Фернандеса Арженто

Алфавитами обладали почти все мировые цивилизации. Огромное количество различных письменных форм использовалось разными народами, подчеркивая их культуру. Начертание символов, передающих разговорную речь, со временем совершенствовалось, унифицировалось. В конечном итоге, оно дошло до рубежа, когда символы не только фиксируют разговорную речь, но становятся самостоятельными элементами декора. Здесь уместно вспомнить каллиграфию, которая изначально рассматривает буквы как произведение искусства. Арабское и китайское письмо изначально делает акцент на визуальном аспекте. В этих случаях письмо больше походит на рисунок и часто воспринимается как форма медитации.

Шрифт в переплете

Geoffroy Tory et Gilles de Gourmont, Paris, 1529. Переплет Поля Боне 1956 г

Использование букв, шрифта в оформлении переплетов изначально декоративно, если шрифт использован правильно. Типографика в переплете предполагает огромное количество оформительских возможностей.

Дизайн переплетов, основанный на использовании шрифтов, всегда привлекал меня. Буквы – это квинтэссенция книги, ее сердце, то, что определяет ее содержание. Поэтому использование шрифтов в оформлении переплетов как бы замыкает круг.

Несколько примеров такого оформления переплета.

Шрифт в переплете

The Four Gospels. Переплет Деборы Еветтс.

Используя в отделке переплета только шрифты, мастер достигает полного соответствия содержания и оформления книги, благодаря контрасту цвета и размера шрифтов. Ощущение строгости, надежности – все это как бы указывает на те же качества в тексте книги.

Говорить о Поле Боне бессмысленно – это один из известнейших переплетчиков. Особенность его работ заключена в гениальном использовании кривых и прямых линий, создающих иллюзию объема на плоской поверхности. Приведенные здесь образцы его работ наглядно показывают использование шрифтов, как основного декоративного элемента.

Шрифт в переплете

The Somme. Переплет Памелы Ричмонд

Памела Ричмонд через использование шрифтов сумела изобразить жестокость Первой Мировой войны. Мелкие буквы, которыми написаны имена жертв войны, иллюстрируют незначительность одного человека в великой мясорубке войны. И в то же время, начертание их имен показывает, что каждый человек внес свой вклад в результаты этой войны…

Переплеты Хуана А. Фернандеса Арженто часто оформлены шрифтами. Они то игриво пляшут по замысловатым линиям, то строго расположены по прямым. Все зависит от содержания книги.

Шрифт в переплете

Наконец, переплет книги Цицерона Orations. Этот великий оратор изменил латинский язык, что в свою очередь повлияло на развитие не только римской культуры, но и всего человечества в целом. То, что отражено на обложке книги – не просто текст. Это – человеческая мысль, «пойманная» в поворотный момент истории. Отсутствие пробелов между словами, пунктуации, буквиц, намеренно неправильное начертание букв намекает на человеческую мысль, высеченную в камне. Подробнее об этом переплете можно прочесть здесь.

 

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

2 комментария

  1. Вадим Федосов:

    Очень хорошая статья.Не согласен с автором только в том, что — рисунок …часто воспринимается как форма медитации.
    В православной церкви все проникнуто символами, рисунками, изображениями, но медитацию она не использует. Не только подпись книги несёт смысловую нагрузку, но и изображение ( икона, крест, узор даже камни и т.д.), на книге открывает или показывает сущность книги и часто еще более, чем подпись. Да что там изображения даже точки на узорах ставились со смыслом. Например одна это символ того, что Бог един; три — что Бог есть Троица. Девять — девять видов ангелов. Двенадцать — апостолов и т. д.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: