Стабилизация кожаных переплетов

Стабилизация – обработка материала документа, замедляющая его старение и предотвращающая повреждение.

Кожаные переплеты предназначены для защиты книжного блока от вредного воздействия окружающей среды. Однако переплеты рукописных, редких и ценных книг представляют, кроме того, художественную и историческую ценность и, следовательно, требуют к себе повышенного внимания.
Хорошо выделанная кожа – материал устойчивый, но с течением времени подвержен старению. Когда влажность окружающего воздуха низкая, в коже происходят физико-химические процессы, ускоряющие ее старение. Суть их в резком уменьшении содержания воды и жира.
Вода испаряется, жиры также частично испаряются, непосредственно или в виде продуктов окисления, частично удаляются механически с пылью. Потеря воды кожей процесс обратимый. При повышении влажности воздуха кожа вновь поглощает определенное количество влаги. Потеря же жира необратима, ее необходимо восполнять жированием.
Для восполнения жировых веществ применяют различные жирующие составы, которые повышают прочность, мягкость, пластичность и гидрофобность кожи.
Оптимальное содержание жиров в коже 10-20 %. Жирующие вещества должны хорошо впитываться, быть устойчивыми к окислению и полимеризации, а также укреплять кожу, уменьшать ее жесткость и, по возможности, не изменяя внешний вид.
Для приготовления составов используют различные масла, жиры и воски животного и растительного происхождения, а также минеральные масла.

1. Принцип отбора документов для стабилизации кожаных переплетов
Стабилизации подвергают старые и частично поврежденные переплеты документов из кожи и растительного, и хромового дубления. Условно считают, что переплеты до 1850 г. выполнены из кожи растительного дубления, а переплеты после 1850 г. из кожи хромового дубления
Переплеты из аппретированной, окрашенной, лакированной кожи подлежат стабилизационной обработке с учетом специфики их состава.
Стабилизацию переплетов выполняют только после гигиенической обработки документа.

2. Частота обработки документов жирующими смесями
Обрабатывать кожаные переплеты следует каждые 3-5 лет.

3. Оборудование:

  • весы с точностью ± 0,005 г.
  • водяная баня
  • скальпель
  • фарфоровая чашка или эмалированная посуда
  • мерный цилиндр, V=100-200 мл
  • шпатель фарфоровый или стеклянный
  • вытяжной шкаф ЛАБ-1500 ШВ с керамическим покрытием
  • электроплитка
  • пылесос
  • воронка

4. Реактивы:

  • вазелиновое масло, ГОСТ 3164-78
  • ланолин
  • пчелиный воск, ГОСТ 21179-75
  • дистиллированная вода
  • 96 %-й этиловый спирт, ГОСТ 18300-87

5. Материалы

  • фильтровальная бумага, ГОСТ 12026-76
  • шерстяная ткань или мягкая щетка для нанесения смазки
  • мягкая плоская щетка для отделки поверхности переплета
  • плюш или фланель
  • марля, ГОСТ 9412-93
  • марлевые тампоны
  • перчатки
  • халат
  • маска марлевая

6. Жирующий состав

6.1. Очистка пчелиного воска

Пчелиный воск помещают в фарфоровую чашку диаметром 10-12 см, заливают дистиллированной водой и расплавляют на водяной бане.
После плавления горячий воск фильтруют через двойной слой марли. Для охлаждения чашку с расплавленным воском помещают на водяную баню с холодной водой. Поверхность застывшего воска, если она загрязнена, очищают скальпелем.
Плавление воска в горячей воде и очистку поверхности воска скальпелем (без фильтрации) повторяют два-три раза, до получения однородной массы.

Примечание: п.. 6.1 выполняют при необходимости очистки воска.

6.2. Приготовление жирующего состава

  • пчелиный воск –7 г;
  • вазелиновое  масло –40 г;
  • ланолин -60 г.

Пчелиный воск помещают в сухую фарфоровую чашку или эмалированную посуду и расплавляют на водяной бане при t=65-70 °С. В расплавленный воск постепенно (при помешивании) добавляют ланолин и вазелиновое масло. Смесь осторожно перемешивают стеклянным или фарфоровым шпателем до получения однородной массы.

Примечание: Приготовление жирующего состава выполняется под тягой.

7. Подготовка книг

Вначале книги разделяют по виду дубления кожи переплетов: растительного и хромового. Затем в каждой из данных групп подбирают книги с переплетами из кожи окрашенной, аппретированной, лакированной.
Непосредственно перед обработкой отделяют книги с переплетами из светлой кожи. Для этой группы непосредственно перед стабилизацией выполняют тест на определение степени потемнения кожи под действием смазки. Если кожа темнеет, то решение о стабилизации принимают только совместно с хранителями.
Чтобы пыль не оседала на смазанные переплеты, полки, стеллажи, все помещение в целом должны быть тщательно обеспылены с помощью пылесоса и последующей влажной уборки.
Документы должны быть тщательно обеспылены с помощью пылесоса или влажной марли.

Примечание: Обязательно делают пробу на растворимость краски: ватным тампоном, смоченным 96 %-м спиртом, протирают кожу на внутренней стороне переплета, около форзаца. Если на тампоне остается краска, то окрашенную кожу обрабатывать спиртом нельзя.

Лакированную кожу можно отличить по исчезновению блеска при обработке небольших участков переплета марлевым тампоном, смоченном в спирте. Именно поэтому лакированная кожа спиртовой обработке не подлежит.

8. Процесс обработки кожаных переплетов
8.1. Кожу тщательно (2-3 раза) обрабатывают марлевым тампоном, смоченным в дистиллированной воде и туго отжатым. По мере загрязнения тампон меняют.

Примечание: Пункт 8.1 выполняют в случае сильного загрязнения поверхности кожи. Некоторые виды старой кожи от воды темнеют. Поэтому необходимо предварительное тестирование марлевым тампоном, смоченным водой, на внутренней стороне крышки переплета. Нежелательно удаление пыли влажным тампоном с кожаных переплетов, аппретированных белковыми веществами или крахмальным клейстером, так как блеск аппретированного переплета уменьшается.

8.2. Через 30-50 мин  кожу протирают марлевым тампоном, смоченным в 20 % -м водном растворе этилового спирта.
8.3. Перед нанесением смазки под крышки переплета помещают листы фильтровальной бумаги.
8.4. Через 1 ч на кожу наносят густым слоем жирующий состав и втирают его в кожу с помощью щетки с натуральным нежестким ворсом или шерстяной ветоши. Втирание состава следует выполнять интенсивно, добиваясь разогрева поверхности кожи.
8.5. При необходимости в каждый документ помещают вкладыш с порядковым номером, чтобы не нарушать порядок расстановки.
8.6. Обработанные документы расставляют веером на столах или тележках или оставляют на полке, переложив фильтровальной бумагой.
8.7. Через 1-2 дня при необходимости повторно наносят смазку и снова оставляют документы на 1-2 дня.
8.8. Через день после заключительной обработки переплеты протирают мягкой плоской щеткой, а затем полируют до блеска плюшем, фланелью или шерстяной тканью.

9. Расход смазки

На каждые 10 см2 поверхности кожаного переплета требуется 0,015 г смазки. Смазку взвешивают на обычных технических весах.

10. Техника безопасности при выполнении работы

Чтобы не допустить воспламенения, необходимо использовать электрическую плитку только с закрытой спиралью.

При приготовлении смазки соблюдать меры предосторожности:

  • не допускать закипания смеси;
  • работать в маске, защищающей органы дыхания и глаза;
  • работать под тягой.

После работы руки хорошо вымыть и смазать вазелином или глицерином.

Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. / М.: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2011. С.85.

Александр Чебелев

Александр Чебелев

Начинающий автор и администратор сайта "РУЧНОЙ ПЕРЕПЛЕТ".

Вам также может понравиться...

5 комментариев

  1. Просто интересно … А кто среди участников реально занимается реставрацией старых переплетов? Чтобы с доливкой бумаги, восстановлением капталов, обложки …

    • Ну насчет доливки скромно умолчу ))) К вопросам восстановления кожи стараюсь подходить так же, как в свое время к доливке — т.е. максимальный сбор информации, пробы, подбор химикатов и т.п. Пока похвастаться нечем, но та же доливка показала, что все эти процессы совсем не быстрые. Очень много нужно понять, прочувствовать… Ну и как всегда, интерес без практического применения обречен на долгую и вялую проработку ))) Когда «приспичило» получить результат по доливке, тогда и работа ускорилась в разы )) Так и с кожей. Одна из последних работ подразумевала наклеивание старого корешка на новую кожу (дабы тиснение сохранить). Вот тут всплыло многое из того, что я когда-либо читал по восстановлению старой пересохшей кожи. Так что конкретная задача — двигатель… эээ… просто двигатель! ))

    • Встречный вопрос: написанное — просто цитата? Или цитата, опробованная на практике?

    • Мы занимаемся) Собственно всем вышеперечисленным…

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: