Тиснение по шаблонам
Очередная статья из рубрики
ТИСНЕНИЕ ПО ШАБЛОНАМ
(перевод с англ.)
Это сборник пьес У.Шекспира. Я получил заказ на замену переплета. Пожеланием заказчика была стилистика переплета, соответствующая первым изданиям книги. То же касалось и отделки. Также книгам того периода были свойственны золоченые и тисненые обрезы.
Как обычно, я начинаю работу с карандашного рисунка. Затем, используя штемпельную подушку с чернилами, повторяю рисунок при помощи имеющихся у меня штампов. Как правило, это приводит к некоторым корректировкам начального эскиза.
После этого я накладываю скорректированный эскиз на пробную сторонку и начинаю блинтовое тиснение орнамента. Когда тиснение окончено, я тонирую некоторые участки орнамента акриловыми красками. Следующим этапом должно было стать золочение, но я остался недоволен орнаментом, т.к. противоположные элементы не были абсолютно зеркальными.
Тогда я решил посмотреть, получится ли получить более идентичные друг другу детали орнамента при помощи вырезанных шаблонов.
Я перерисовал средник на картоне и подогнал его к имеющимся штампам, используя штемпельную подушку.
Здесь возникла маленькая проблема: ширина моего полукруглого штампа была великовата для некоторых деталей орнамента. Поскольку у меня был набор старых полукруглых штампов, я взял один из них и сточил до необходимой ширины. На фото – два штампа №14 (цельный и сточенный).
Затем я разбил орнамент на части и вырезал шаблоны. Углы потребовали изготовления четырех разных шаблонов, а средник – двух. Снова до того, как приступить к книге Шекспира, я решил потренироваться на другой книге.
Для начала я сделал блинтовое тиснение рамки по периметру сторонки, чтоб более точно расположить шаблоны углов. Чтоб закрепить шаблоны, я обернул сторонку бумагой, к которой и приклеил шаблон скотчем. Сделал блинтовое тиснение всех углов.
Для крепления шаблона средника я обернул книгу бумагой в другом направлении и снова использовал липкую ленту.
Для тиснения всего орнамента использовалось 22 штампа.
После тиснения я сделал тонировку кожи акрилом, затемнив участки орнамента. Когда краска полностью высохла, настала очередь золочения.
Для декорирования корешка я использовал лист японской бумаги с нанесенным орнаментом, т.к. картонный шаблон плохо прилегает к выгнутой поверхности корешка.
Издали все кажется красиво и ровно, но при ближайшем рассмотрении видны некоторые огрехи ручного тиснения. Мне кажется, что тиснение штампами, все-таки более красиво выглядит ))
Посчитай стоимость штампов для такой работы )
На вкус и цвет ))
“Для декорирования корешка я использовал лист японской бумаги с нанесенным орнаментом, т.к. картонный шаблон плохо прилегает к выгнутой поверхности корешка.” – т.е. мастер делал блинтовое тиснение, по положенной на кожу бумаге?
Шаблоны для плоских поверхностей вырезались из картона, а для корешка из более гибкой “японки”, т.к. выгнуть картон без искажений по дуге корешка не всегда возможно.
Меня удивило не то, по какому именно картону или бумаге делается блинтовое тиснение, а то, что вообще между инструментом и кожей есть какая-то прослойка. Знаю, что для французских королевских переплетов рисунок тиснения наносился пером прямо на кожу, а потом по нему делалось тиснение (сохранился один переплет, по которому тиснение сделать не успели, он так и остался с этим рисунком – очень красиво). Думаю, что для простой рамки колесом ничего специально размечать не надо. А как именно сложный рисунок переносится на кожу сейчас? Всегда ли используют шаблон? или еще размечают как-то кожу?