“Цицерон” Д.Куципецидис

Пер. с английского

Про прошествии долгого времени «в компании» знаменитого древнеримского оратора Цицерона я рад, наконец-то, представить законченный переплет его книги.

1

Я с любовью отношусь к истории и культуре Рима. Есть в этом городе что-то особенное и притягательное. Возможно, вклад Рима в становление современной цивилизации один из самых значительных в человеческой истории. Его история – это история постоянной борьбы высочайших стремлений и низменнейших наклонностей. И эта борьба в конечном итоге и привела к крушению Римской империи. И в хаосе этих постоянных столкновений двух разнополюсных начал жил и творил Цицерон.

cicero

Когда мой заказчик предложил мне переплести книгу речей Цицерона издательства Folio, я был очень заинтересован, т.к. очень люблю книги этого издательства.

Марк Тулий Цицерон является одной из самых значительных личностей Древнего Рима.

Философ, политик, юрист… Но в первую очередь он известен, как величайший оратор в мировой истории. Именно его работы превратили латынь из скромного утилитарного языка в язык литературный, способный к ясному и яркому выражению абстрактных и сложных мыслей. Майкл Грант писал, что Цицерон повлиял на развитие европейской литературы гораздо значительней, нежели любой другой писатель.

Цицерон жил в самое беспокойное время – период превращения республики в империю. Беспорядки, заговоры, борьба за власть – все это повлияло на Цицерона, который принимал участие во всех важных и поворотных моментах истории Рима.

2

Мы долго обсуждали с заказчиком концепцию оформления переплета. В результате я предложил использовать «золотую реку», опоясывающую переплет, в качестве краеугольного камня всего дизайна.

Мои мысли относительного этого элемента шли следующим путем: Цицерон и события, происходящие в Риме, тесно переплетены. Дизайн переплета должен символизировать блеск, новизну, но при этом еще и перемены, преобразования. Река в данном случае символизирует постепенное превращение Римской республики (широкая часть на задней крышке), через беспорядки и снижение влияния Сената (сужающаяся часть на корешке), в Империю, управляемую одним человеком (узкая часть на лицевой стороне). В это же время «река» символизирует развитие и обогащение латинского языка, который неразрывно связан как с Римом, так и с Цицероном. В сочетании с этим визуальным образом золотое имя Цицерона на корешке указывает, что он играл одну из центральных ролей в событиях того времени.

Цицерон

Однако, если бы я ограничился только этими элементами, переплет получился бы пустым. Требовалось ввести в оформление некий элемент, который заполнил бы пустующее пространство, при этом не отвлекая на себя внимание от ключевой детали дизайна – золотой реки. В качестве такого элемента я выбрал блинтовое тиснение фрагментов речей Цицерона на латыни, включая знаменитую фразу «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы»)

Цицерон

Каптал

Результатом работы стали два тома в цельнокожаных переплетах (козья кожа), отделанные 22-каратным сусальным золотом. Использовалась бумага ручного мраморирования, капталы – французские, трехцветные ручного плетения из шелковой нити, блинтовое тиснение, золочение. Также были изготовлены два футляра, обтянутых тканью снаружи, и бархатом внутри.

Цицерон

Футляр

Немного технических моментов этой работы.

Цицерон

Подготовка блока

Блинтовое тиснение было достаточно сложным, т.к. штампы имели большой размер, и выполнить равномерное тиснение всей площади было проблематично. К тому же, если первый оттиск был бы некачественным, повторно точно спозиционировать штамп я бы уже не смог, что привело бы к двоению изображения.

Цицерон

Клише

Поверхность, покрытая золотом, довольно большого размера. Я много экспериментировал с золочением, но золотить такую площадь переплета мне пришлось впервые. Я пользовался статьей Джеймса Каннингема в журнале “Bonefolder”. Она написана доступным языком, тщательное пошаговое описание сопровождается фотографиями.

Цицерон

Маскирование области золочения

Сначала я маскировал область, предназначенную для золочения и нанес полимент, который приклеит золото к коже при нагревании. Нанесение полимента – ответственный этап, т.к. наносить его нужно равномерным слоем наименее возможным количеством мазков. Если нанести меньше, чем необходимо, золото не приклеится к основе, если больше или грубыми перекрывающимися мазками – золото будет выглядеть неряшливо.

Цицерон

Гладилка

Для нанесения золота я использовал самодельный полировальник. Золото наносится на участки кожи, прогреваемые движениями полировальника до активации клеящего вещества основы и полного приклеивания золота. Очень сложно подобрать температуру инструмента – перегрев приводит к разрушению золотого слоя, а недостаточный нагрев – к неравномерному прилипанию золота к основе. Пересечение накладываемых листов золота приводит к образованию заметных линий, т.е. этого тоже следует по возможности избегать. Несмотря на высокую стоимость сусального золота, я покрыл элементы переплета двумя слоями золота. Это придало цвету золота дополнительную насыщенность и блеск, и к тому же сгладило некоторые неточности в золочении первого слоя.

Цицерон

Золочение

Надпись на корешок я решил изготовить по методике Луиджи Кастильони – талантливого переплетчика. Методика состоит в том, чтобы покрыть позолотой сшерфованную до толщины бумаги кожу, вырезать из нее буквы и наклеить их на корешок.

Цицерон

Подготовка врезного шрифта

Также в переплете я использовал ручную мраморную бумагу, которую бережно хранил много лет. Фотографии этого не отобразили, но вместо желтой краски там использовано золото, что создает очень интересные эффекты при разном освещении.

И последнее, что хочется упомянуть, это козья кожа серии «Валенсия», заказанная в Harmatan. Неприятно поразило то, что из 5 заказанных шкурок 2 были не той толщины, которую я заказывал (1,5 мм вместо 0,9 мм). Конечно, все это решаемо шерфовкой, но неприятно получать что-то отличающееся от ожидаемого. Второй момент – это упаковка. Кожи были упакованы в тубус из тонкого картона, который легко повредить. Учитывая, что пересылка до меня была довольно дальней (по Великобритании, а затем в Грецию), риск повредить дорогую кожу очень велик. В целом же кожа оказалась очень хороша в работе, прекрасно обрабатывается любыми инструментами.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий