В Париже открылась выставка переплетов Луизы-Дениз Жермен

Национальная библиотека Франции подготовила очередную выставку, посвященную исключительно книжному переплету. За последние двадцать лет в ее стенах прошли выставки расшитых переплетов («Livres en broderie: reliures françaises du Moyen âge à nos jours», 1995), королевских переплетов эпохи Возрождения («Reliures royales de la Renaissance: la Librairie de Fontainebleau, 1544–1570», 1999), персональные выставки современных переплетчиков Моник Матье (Monique Mathieu, 2002) и Жана де Гоне (Jean de Gonet, 2013). Традицию продолжила выставка работ художницы Луизы-Дениз Жермен, открывшаяся 5 апреля в стенах подразделения библиотеки – Библиотеки Арсенала. Куратор проекта, главный хранитель Отдела редких книг Библиотеки Фабьенн Ле Барс, представила более семидесяти работ Л.-Д. Жермен. В выставке приняли участие государственные книгохранилища и музеи, а также частные коллекционеры.

Germain Bnf 02 - В Париже открылась выставка переплетов Луизы-Дениз Жермен

Выставка переплетов Л.-Д. Жермен в Национальной библиотеке Франции.

Луиза-Дениз Жермен (Louise-Denise Germain, 1870–1936), художник-график и мастер декоративно-прикладного искусства, была скромным человеком, чье творчество знали и ценили только в узких кругах ценителей искусства. Сегодня ее работы остаются по-прежнему малоизвестными для широкой публики.

Художница создавала свои переплеты на протяжении трех десятилетий, в эпоху, когда сменялись одно за другим разные художественные течения: эклектика, модерн, ар деко, но ни одно из них не отразилось в ее творчестве. В середине 1920-х годов, когда почти все переплетчики, даже самые крупные мастера, переключились на ар деко, Жермен осталась верна своему собственному стилю.

На рубеже XIX–XX веков она исполнила свои первые изделия из кожи: шкатулки, сумочки, портфели, портмоне, пояса, подушки, рамы для картин – такое разнообразие деятельности, которое удивляет нас сегодня, было характерно для декоративно-прикладного искусства первой трети XX в.

В постоянной работе с кожей, в изучении декоративной выразительности этого материала, разных методов его подготовки и декорирования Жермен выработала свою технику обработки кожи и стиль оформления. Уже сложившимся художником она пришла к искусству переплета.

Жермен была, прежде всего, художником по коже, а не переплетчиком. Работа над ее переплетами протекала следующим образом: она полностью подготавливала и декорировала кожу для конкретного экземпляра. Затем передавала кожу переплетчикам, которые облекали в нее книжный блок (иногда на переплетах стоят их подписи). После этого этапа книга возвращалась к Жермен, и она оформляла форзацы, расписывая их красками. Подобное разделение труда было новшеством во французском переплетном деле.

В отличие от модных гладких и блестящих кож, широко применявшихся в первой трети XX века, Жермен предпочитала темную телячью кожу. В процессе работы она подчеркивала ее природную фактуру, тонировала и мраморировала. Жермен адаптировала для переплета свои уникальные техники, которые она применяла прежде для создания предметов декоративно-прикладного искусства – пирографию (выжигание) кожи и инкрустацию металлическими нитями.

Единственное, что нарушало строгое оформление ее переплетов, – яркие расписные форзацы. В понимании художницы цвет и свет символически исходят от самого текста, то есть от книжного блока, а переплет призван укрывать и скрывать это свечение.

Жермен подписывала свои работы, и ее подпись оригинальна в своем исполнении – имя и фамилия буквально написаны (продавлены инструментом без применения краски) на нижней крышке переплета.

Переплеты Луизы-Дениз Жермен лишены броского оформления и яркой привлекательности. При этом каждая ее работа – это художественное высказывание, выраженное с помощью нарочито простых материалов. Оценив однажды эту строгую красоту, коллекционеры заказывали ей переплеты на протяжении всей жизни. Сегодня ее работы высоко ценятся библиофилами и специалистами по истории книги.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Анна Маркова

Место работы: Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова, Отдел редких книг и рукописей. Гл. библиотекарь. Специальность: историк.

Вам также может понравиться...

1 Ответ

  1. Удивительное сочетание простоты и выразительности! Анна, спасибо! Раньше не знал об этом мастере.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: