Восстановление каучукового переплета

Алекс Брюс, Анджела Крафт

Элизабет Твайнинг (1805–1889) — ботаник, чья книга «lllustrations of the Natural Orders of Plants with Groups and Descriptions» была напечатана в Лондоне в 1849 году. Формат in folio. Считается, что это издание входит в число лучших литографических книг середины XIX века.

Каучуковый переплет

В Центральной библиотеке Лондонского университета хранится издание in quarto 1868 г. Двухтомное издание содержит 160 цветных иллюстраций на плотной бумаге, вклеенных в блок при помощи каучукового клея, ранее известного как гуттаперча. Клеевой бесшвейный блок вставлен в четверть-кожаный переплет.

Метод использования каучука для проклеивания книг был разработан Уильямом Хэнкоком, братом Томаса, основателя торговли каучуком в Англии. В 1836 году Уильяму был выдан патент на этот ужас переплетчиков. Отдельные листы текстового блока и иллюстрации скреплялись слоями резинового клея, приготовленного из сока тропических растений.  Корешковому краю блока придавалась легкая шероховатость, после чего на корешок наносилось несколько слоев гуттаперчи, а затем армирующая ткань, также пропитанная каучуковым клеем. Этот метод описан Бернардом Миддлтоном в «Истории английского переплетного дела» (1963 г.)

Каучуковый переплет был популярен для изготовления иллюстрированных книг 1860-х годов и часто использовался для книг, отпечатанных на плотной бумаге. Благодаря эластичности каучука, книги имели хорошую раскрываемость. Однако со временем каучук становился хрупким, и вес плотных страниц просто разламывал корешок. Подобная ситуация возникла и с данным двухтомником. Как бы аккуратно читатели ни раскрывали книгу, большинство страниц отделялись от корешка. Тем не менее, крышки книг остались неповрежденными, за исключением небольших дефектов кожи на шарнирах.

Каучуковый переплет

Разрушившийся слой каучукового клея на корешке.

Реставрация

Как реставраторы, мы стараемся сохранить историю книги за счет минимального вмешательства. Для книги со множеством отдельных листов, которые сложно объединить без серьезного изменения первоначальной конструкции, наилучшим способом было бы поместить книгу в архивный футляр и обеспечить ей надлежащее хранение. Это позволило бы сохранить изначальный вид каучукового переплета.

Несмотря на то, что эта книга прекрасно иллюстрирована, она не является первым изданием, поэтому мы решили восстановить переплет, чтобы уменьшить негативное воздействие на отдельные страницы при использовании книги. Мы хотели сохранить полистный способ скрепления блока, но при этом уменьшить риск повторного разрушения переплета. Бернард Миддлтон в «Восстановлении кожаных переплетов» предлагает увеличивать толщину корешка за счет нанесения клеевой полосы на каждую страницу и затем, при необходимости, пропиливать корешок для прокладки шнура. Однако для этого может потребоваться прочный и необратимый клей, да и пропиливать оригинальные страницы нам не хотелось. Рассматривался также вариант сборки страниц в тетради и использования стандартных способов переплета. К сожалению, это не отражало бы оригинальность изначальной конструкции переплета, а потетрадное сшивание утолщило бы корешок и не позволило использовать оригинальные крышки.

Реставратор Сюзанна Донован предложила использовать неопубликованный метод Гари Фроста, который приклеивал к каждой странице полоски тонкой японской бумаги и выводил их на корешок.

Каучуковый переплет

Полоса японской реставрационной бумаги, наклеенная на корешковый край страницы (не в масштабе)

Затем выведенные края японской бумаги приклеивались на корешке, скрепляя страницы в общий блок, который возможно вставить в оригинальные крышки.

Каучуковый переплет

Полоса реставрационной бумаги загнута на корешок блока

Каучуковый переплет

Два листа с приклеенными и загнутыми полосками (клеевой слой не показан)

Нашим следующим шагом был выбор прочного обратимого клея с достаточной эластичностью и изготовление пробного макета.

Путем проб мы установили, что наш обычный клей из пшеничного безглютенового крахмала оказался наиболее эффективным.

Для начала было необходимо удалить старый каучуковый клей с каждой страницы. Реставратор Алекс Брюс обнаружил, что клей легко снимается механически, а краям страниц действительно была придана шероховатость. Были приняты меры для сохранения складки от кругления и кашировки на каждом листе.

Каучуковый переплет

Удаление остатков клея со страницы

Несмотря на то, что остатки клея стали хрупкими, их все равно необходимо аккуратно удалить.

Каучуковый переплет

Вид корешка с удаленным каучуковым клеем.

На страницы были наклеены узкие полоски японской реставрационной бумаги, на несколько миллиметров выступающие за корешковый край. Полосы наклеивались с небольшим отступом от верха и низа страницы, чтобы по  завершении работы края полосок не были видны на золоченых обрезах книги.

Каучуковый переплет

Страница с наклеенной полоской.

Отдельный страницы были собраны в блок и, к нашему удивлению, толщина корешка практически не увеличилась. Необходимо было позаботиться о том, чтобы выровнять страницы, сохранив первоначальную форму кругления и кашировки корешка. Собранный без клея блок был помещен в крышки, чтобы убедиться, что он может быть вклеен на прежнее место, затем были внесены небольшие корректировки, чтобы кашированный корешок точно совпал с шарнирами обложки. После этого каждая полоска японской бумаги по отдельности промазывалась клеем и приклеивалась на предыдущую полоску на корешке блока.

Каучуковый переплет

Нанесение клея

Каучуковый переплет

Приклеивание полосок японской бумаги одна на другую

Каучуковый переплет

Притирание приклеенной полоски

Параллельно укреплялись повреждения кожи на шарнирах.

Каучуковый переплет

Восстановление повреждений шарниров

Каучуковый переплет

Укрепленные шарниры

Как только блок был полностью собран и просушен, Алекс произвел финальную примерку блока к крышкам.

Каучуковый переплет

Примерка восстановленного блока к крышкам

Затем корешок был армирован тонкой тканью. Оригинальные форзацы были приподняты по краю, концы слизуры приклеены под них к крышкам.

Каучуковый переплет

Вклеивание слизуры под форзацы

Затем полосками бумаги, тонированной в цвет форзацев, слизура была замаскирована.

Каучуковый переплет

Вид восстановленного корешка

Мы уверены, что подобный способ переплета прослужит дольше, чем оригинальный каучук.

Каучуковый переплет

Алекс Брюс  проходил обучение в Лондонском колледже печати (ныне Университет искусств), а затем работал внештатным сотрудником у частных коллекционеров и библиотек в качестве реставратора книг. Работает в Библиотеке Сената с 1998 года.

Анжела Крафт изучала переплетное дело и реставрацию в колледже Camberwell в 1980 году, затем работала в Национальном архиве. После прохождения стажировки в колледже Вест Дин получила степень магистра по истории книги. В настоящее время она является старшим реставратором в Библиотеке Сената, Лондонский университет.

 

Перевод с англ.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: