Золочение без страха

Джейми Камф

Меня часто удивляет, что многие переплетчики говорят о золочении, как об очень рискованной отделочной операции, которой легко испортить хороший переплет. Я же учился делать золочение естественным этапом переплетного процесса, а необратимые повреждения переплета исключать за счет удобного и логичного подхода.

Поскольку меня не пугает вероятность порчи книги, я могу с большей свободой подходить к вопросу тиснения. Я могу использовать золото для акцентов, а не для общего линейного тиснения, могу оттиснить одну сторону объекта на общем рисунке для придания эффекта текстуры. Я использовал золотую штриховку вместо шрифта для тиснения заглавия книг, для изображения объема на ягодах винограда или размещал заглавие вдоль кривой линии, изображая отражение в вазе.

Золочение переплета

Мои инструменты не являются священными и неприкосновенными. Я постоянно работаю с ними и над ними. Часто я обрабатываю рабочую поверхность своих штампов, чтобы изменить узор. Для подобных целей я храню целую коробку старых, часто поврежденных штампов. Например, линейная филета, надпиленная по диагональным линиям, становится «веревкой». Толстая линия, сточенная «на нет» – лучом. Сначала я придумываю дизайн обложки, а затем подбираю или изготавливаю инструменты под этот дизайн. Зачастую хватает уже имеющихся штампов. Так например, мне не нужен штамп «листок» для создания растительного орнамента – для него я использую перевернутый штамп «сердечко» и т.п.
Многие переплетчики бахвалятся большим количеством различных штампов. Я бы предпочел иметь минимальное количество, но с широкими возможностями: несколько колес, которыми можно создавать различные комбинации, прокатывая их в разных направлениях, «флероны», которые можно объединять в интересные группы, простые геометрические штампы, хороший набор полукруглых штампов, которыми можно оттиснить основу практически любого орнамента.
Когда я начинаю использовать какой-либо новый инструмент, некоторое время я привыкаю к нему, сперва используя штемпельную подушку и бумагу, затем обрезки кожи, наклеенные на картон, практикуясь до тех пор, пока инструмент не станет как бы продолжением моей руки.
Золотое тиснение – не дополнение к книге, а ее неотъемлемая часть. Я не всегда делаю золочение в конце работы – я начинаю с продумывания общей структуры переплета. Поскольку процесс тиснения критичен к используемым материалам, особое внимание я уделяю переплетному картону. Обычно я изготавливаю его самостоятельно, склеивая вместе листы тонкого картона, плотной бумаги и более тонкой бумаги для точного достижения той толщины сторонок, которая мне нужна. Тиснение горячими штампами немного «усаживает» кожу и продавливает картон, поэтому при изготовлении картонов я стараюсь предусмотреть компенсацию этих деформаций.
Не менее тщательно я продумываю способ шитья и прикрепления картонов к блоку: тесьма и шнуры могут стать отличными декоративными элементами переплета, либо наоборот, нужно максимально их замаскировать, чтобы не навредить общему дизайну.

Золочение переплета
Я полностью проектирую дизайн переплета до начала шитья. Также я разрабатываю рисунок будущего тиснения, рисуя его на бумаге, вырезанной по размеру будущей обложки – этот рисунок станет основой для слепого тиснения. Я обозначаю на рисунке все необходимые элементы, расписываю номера штампов для каждого элемента и проверяю совпадение рисунка штампов с элементами моего эскиза при помощи штемпельной подушки. После тщательной проверки я делаю первое тиснение прямо через бумагу эскиза горячими штампами по сухой коже. Рисунок оставляю в качестве «путеводителя» для будущей работы (т.к. номера инструментов отмечены на рисунке).
Для меня блинтовый оттиск – это основа для будущего золочения. Блинтовое тиснение должно быть гладким и ясно читаемым. Если вы этого добьетесь, то последующее золочение проблем не вызовет. Кожа перед блинтовым тиснением должна быть хорошо увлажнена, поверхность должна быть влажной, но не мокрой. Начинайте работу с относительно холодного инструмента – если вы прикоснетесь к рабочей поверхности, вы должны чувствовать жар, но не обжигаться. Тщательно пройдите штампами весь ваш орнамент, делая его гладким и четким. Обращайте внимание на равномерную глубину оттисков.

Золочение переплета
Ошибки в этом шаге могут быть исправлены. Блинтовые оттиски можно удалить при помощи тонкой иглы, сделав небольшие проколы в области оттиска, а затем снова увлажнив кожу сверху. Через проколы влага свободнее будет впитываться в область оттиска, что позволит коже распрямиться и даже вернуть первоначальный цвет.
Такая блинтовая основа нужна для всех элементов дизайна. Возможно, некоторые из них вы впоследствии решите не золотить, хотя первоначально это планировали. Смотрите на общий вид. Поскольку я не готовлю кожу целиком к золочению при помощи полировки или нанесения основы, визуально будет совершенно безразлично, позолочена часть блинтовой основы или нет.

Золочение переплета
Когда блинтовая основа закончена, инкрустации на месте, я наношу основу для золота при помощи тонкой кисти только на блинтовые оттиски. Такая техника позволяет не затронуть остальную кожу переплета, а значит не изменить ее цвет, что превращает тиснение в обратимый процесс (см.выше). В качестве основы я использую Fixor glaire, разведенный водой до бледно-золотого цвета. Хранить раствор нужно в стеклянной емкости (ни в коем случае не в пластиковой). При загустении или расслаиваниии раствора, его можно «обновить», размешав кистью с каплей нашатырного спирта. Fixor высыхает в течение 15 минут с момента нанесения.
Перед началом золочения я тщательно чищу и полирую инструменты. Чтобы не сжечь кожу, начинать работу я предпочитаю чуть менее горячими штампами, чем необходимо. Провожу штамп по подушке, покрытой наполовину полировальной наждачной бумагой, наполовину – замшей, смазанной вазелином. На смазанный инструмент беру то количество золота, которое необходимо для элемента тиснения. Для крупных деталей я режу золото на специальной подушке для золочения. Для мелких и линейных элементов я использую золото в ленте.

Золочение переплета

Держатель для ленточного золота

Самое важное в этой работе для моего душевного спокойствия – возможность контролировать то, что я делаю на каждой стадии золочения и, видя результат, я могу решить, продолжать ли следовать намеченному плану или что-то изменить.
Как только золото перенесено на инструмент, ватным тампоном я очень аккуратно смещаю его к самому краю инструмента – это дает мне возможность видеть край штампа, чтобы точно поместить его в готовый блинтовый оттиск. Поскольку золото находится не на книге, а на штампе, вам не придется «угадывать» местонахождение оттиска – вы его видите. Поскольку инструмент довольно холодный, я без опаски держу его на оттиске несколько секунд, покачивая в различных направлениях, затем на секунду прижимаю его строго вниз и затем убираю штамп. Если я тисню тонкую линию, используя рулонное золото, то есть возможность сразу сделать дополнительное тиснение. Для этого я краем инструмента смещаю «лишнее» золото в оттиск и снова тисню. Так можно сделать 2-3 раза и с каждым разом оттиск будет ярче и насыщеннее. Затем я снимаю излишки золота ватным тампоном и смотрю, необходимо ли повторить тиснение.
Если на оттиске осталось очень мало золота – что-то не так: либо слишком холодный инструмент, либо мало основы нанесено на блинт. Нагрейте штамп или нанесите дополнительный слой основы. Такие корректировки я стараюсь вносить минимальными «порциями», не меняя какой-то параметр кардинально. Если какая-то часть орнамента оказывается слишком сложной для золочения, я наношу дополнительную основу и золочу, пока она еще не высохла. Но тут есть маленькая хитрость. Я остужаю штамп сильнее, чем обычно, и делаю быстрый и легкий оттиск, только чтобы подсушить основу и закрепить тонкий слой золота. А уже затем повторяю тиснение более горячим штампом и дополнительным слоем золота.

Золочение переплета
Продолжайте отделывать ваш орнамент слой за слоем до тех пор, пока золото не станет выглядеть «богато». Излишки золота можно удалить иглой с кончиком, закругленным на тонкой шлифовальной бумаге.
Сразу оценить качество работы довольно сложно, т.к. один и тот же орнамент у вас долгое время находится перед глазами. Когда вы поймете, что улучшить работу уже сложно, остановитесь, отложите книгу на день. На следующий день, взглянув «свежим» взглядом, вы увидите недочеты, которые нужно исправить или, возможно, будете полностью удовлетворены результатом.
В конце работы я слегка полирую книгу медным полировальным составом, но делаю это не ранее, чем через несколько дней по завершении тиснения, на случай, если вдруг захочется внести какие-то изменения в общий дизайн.
Если придерживаться такой схемы работы, то золотое тиснение превратится из долгого, трудоемкого «кошмара переплетчика» в долгий, трудоемкий, но вполне безопасный процесс.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

4 комментария

  1. Очень красивые переплеты, хорошее описание методов. Интересно читать и непереплетчику 🙂 Первый раз читаю о том, что золото может наноситься на инструмент, а не на кожу… Насколько распространена такая практика? И еще: судя по дизайну переплетов, возникает впечатление, что тиснение осуществлялось не на блоке, а на куске кожи, лежащем на столе. А потом этот оформленный кусок натягивался на блок. Так ли это?

    • Нет, чаще всего — это «французы», т.е. оформление делается на готовом переплете. Да и натянуть оттиснутую кожу на переплет чуть ли не сложнее, чем работать по готовому переплету.

      • Понятно. Вопрос про корешок. А если переплет полукожаный (крышки покрыты бумагой) и корешок очень декоративно оформлен, может ли мастер делать оформление этой полоски кожи отдельно и потом крепить на блок? Или оформление корешка всегда делается именно на корешке?

        • Теоретически возможно (во всяком случае, мы делали). Тут, наверное, надо отталкиваться от типа переплета и вариантов отделки (например, бинты на глухом корешке реально отбить только «по месту» и т.п.)

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: