Золочение обрезов
Перевод небольшой заметки с сайта periodfinebindings. © Paul Tronson
Ручное золочение обрезов книг всегда считалось роскошью, которой могли похвастаться только особо дорогие издания. Золочение служит для двух целей: во-первых, как художественное оформление книги, во-вторых, что более важно, золотое покрытие защищает книгу от вредного воздействия окружающей среды – от кислотности, пыли и влаги.
На фото – первый английский перевод Торы или Пятикнижия.
Как видно из фото, это не полный комплект (первые 3 книги из одного набора, а 2 – из другого, тем не менее, все книги – оригиналы первого издания). Только у четырех книг позолочены все обрезы. Наша задача – сделать полный комплект книг.
Первое, что потребуется после восстановления и перешивки блоков, это золочение. Для золочения используем клей, приготовленный из яичного белка с некоторыми добавками.
Также потребуется книжка 23-каратного золота, нож позолотчика, емкость для яичного белка, кисть из конского волоса и лощильные камни. Перед золочением обрезы книги должны быть максимально качественно отшлифованы вручную.
Смешиваем и наносим на обрезы смесь армянского болюса и графита, т.к. нам нужно приблизиться к цвету позолоты остальных книг. Наносим яичный белок и оставляем просохнуть.
Лист золота был наэлектризован кусочком бумаги, потертым о мой небритый подбородок, и перенесен на место кистью. Затем золото полируется сначала просто лощильным зубом, а затем с воском. По окончании этих операций книжный блок пролистывается, чтоб удалить остатки золота.
Затем книжный блок скругляется.
Кожа кроится и шерфуется.
Книжные блоки оборачиваются бумагой для защиты во время отделочных работ.
Затем переплеты телячьей кожи украшаются блинтовым тиснением и ручной окраской. Корешки украшены бинтами и этикетками ручного тиснения.
Я называю это – 5 ступеней к Небесам!
А как клей готовится? Напишите рецепт пожалуйста. Белок тухлится? Что туда еще добавляется?
Рецепт клея на яичном белке есть у Митчела.
Опять же все зависит от способа приготовления клея. Если вы добавите в раствор квасцы – ничего с клеем не произойдет. Очень многие старые книги оттиснены именно по яичному белку – и все нормально до сих пор ))
Да, но старая технология и предполагает стухливание белка специально. К чему квасцы добавлять? это как если бы в краску добавляли химию, что бы она не сохла вообще)).
Прошу прощения, конечно же, рецепт не у Митчела (который советует использовать для грунта армянский болюс), а у Симонова. Квасцы – это всего лишь консервант, ни на что иное в данном случае они не действуют. У Симонова в качестве “консерванта” упоминаются добавки и камфоры, и нашатыря, и даже просто соли…
А к чему там консервант? Вот при золочении на полимент белок специально тухлится, так он становится жидким и приобретает нужные для золочения свойства…Если добавить консервант, то яишней этой возить по книге?
Где-то что-то вы явно не дочитали… )))) Или я не дочитал ))) Яичный белок (это понятно не только по переплету, но и по кулинарии) – отличное связующее. Зачем его заведомо портить?
И потом, не сравнивайте золочение в иконописи, и в переплете – все же разные основы для золота. С золочением дерева не сталкивался, потому про полимент ничего не скажу, но и в этой теме говорится про “томленый” белок, а не про протухший ))) Да и более поздние составы полимента подразумевали помимо белка еще тучу дополнительных компонентов.
Вы видимо вообще ни с какой позолотой не связывались, т.к. томленный белок – это и есть стухленный, просто говорят “томленный”, что бы особо чувствительные в обморок не падали. Белок томится в бутылях долго, в тепле…вы яйцо оставьте в тепле на пару дней хотя бы, что с ним будет? А позолотой я занимаюсь давно и активно, читать уже не надо, сам могу писать. Не надо сравнивать кулинарию и писать о выдуманном Вами “связующем свойстве” белка…Он свежий как сопля густая, к слову так, и Вы его никак не нанесете ровно…))) В общем я понял, статью перевели, а поинтересоваться что да как не удосужились видимо…)))
Связывался и не раз, но Вам видней… Если можете писать – пишите… Меньше будет таких дилетантов, как я ))) Если же еще покажете хоть одну позолоченную Вами книгу – вообще сниму шляпу ))) Я-то хоть статьи перевожу… )))) И СЫРОЙ (свежевзбитый – см.рецепт) белок наносил на обрезы (врать не буду, не под золото, а под поталь), но результат меня пока не устраивает, поскольку нечем шлифовать/полировать нанесенный слой. Впрочем, разговор слепого с глухим ))))
Замечу, что никогда не выкладываю ни на сайт, ни в группу “ВКонтакте” материалы, которые сам на практике не попробовал – слишком много в Сети разнообразной непроверенной фигни.
Я не называл Вас дилетантом…в общем, но в этом деле видно, что не связывались)) Если набрать в Яндексе “томленый белок для золочения”, то там и в картинках процесс можно найти. Свежий никто не использует, это глупо)). Пример: можно сказать “заниматься любовью”, а можно “е…я”…так же и с “томленным белком”)))))))))). Процесс золочения обрезов по сути не отличается от золочения икон, так как прессованная бумага сродни мдф.
Что касаемо “свежего” белка, то он взбивается в пену (почитайте рецепт), потому быть тягучим никак не может… Похоже, мы все-таки о разных вещах говорим
короче…золотите хоть на кал козий…везде пишут “томленный белок” = стухленный, дуракам закон не писан видимо. Удачи.
Даже две разных кожи принципиально друг от друга отличаются, куда уж там “дерево-бумага”…
Для меня есть “авторитет” (Симонов), а у него расписано так (я вполне могу ошибаться, но по его пособиям более 100 лет люди переплетают и пока ошибок не находили):
“Кожа, также какъ и обрѣзы книги, обыкновенно грунтуется жидкимъ бѣлкомъ, который здѣсь, однако, употребляется неразведеннымъ водою: бѣлокъ вполнѣ свѣжаго яйца (выделено мной), тщательно отдѣленный отъ желтка (малѣйшая примѣсь послѣдняго портитъ грунтъ), взбиваютъ мутовкою въ пѣну, оставляютъ въ покоѣ часа на два и сливаютъ отстоявшуюся жидкость въ бутылку. Опытные переплетчики совѣтуютъ прибавлять въ бѣлокъ, передъ взбиваніемъ, около 1/8 части (для сафьяна и шагрена немного болѣе), по объему, хорошаго бѣлаго уксуса, а послѣ слитія въ бутылку нѣсколько капель нашатырнаго спирта или щепотку соли, или маленькій кусочекъ камфоры — для того, чтобы бѣлокъ не загнивалъ быстро. Во всякомъ случаѣ, болѣе нѣсколькихъ дней сохранять бѣлокъ нельзя.”
Ни о каком “томлении”/”стухании” речи не идет, скорее наоборот. Взбитый белок вполне равномерно наносится на кожу, поталь к нему прилегает очень даже качественно. Если говорить о нанесении потали на кожу, а не на обрез книги, то при повторном тиснении “на горячую” поталь ложится намертво. С обрезами сложней, повторюсь, нечем полировать, поэтому утверждать ничего не буду.
Рецепты золочения обрезов книги и золочения, например, икон даже по пособиям сильно различаются. На практике, врать не буду, иконы не золотил.