Золочение обрезов

Перевод небольшой заметки с сайта periodfinebindings. © Paul Tronson

Ручное золочение обрезов книг всегда считалось роскошью, которой могли похвастаться только особо дорогие издания. Золочение служит для двух целей: во-первых, как художественное оформление книги, во-вторых, что более важно, золотое покрытие защищает книгу от вредного воздействия окружающей среды – от кислотности, пыли и влаги.

На фото – первый английский перевод Торы или Пятикнижия.

Как видно из фото, это не полный комплект (первые 3 книги из одного набора, а 2 – из другого, тем не менее, все книги – оригиналы первого издания). Только у четырех книг позолочены все обрезы. Наша задача – сделать полный комплект книг.

Первое, что потребуется после восстановления и перешивки блоков, это золочение. Для золочения используем клей, приготовленный из яичного белка с некоторыми добавками.

Также потребуется книжка 23-каратного золота, нож позолотчика, емкость для яичного белка, кисть из конского волоса и лощильные камни. Перед золочением обрезы книги должны  быть максимально качественно  отшлифованы вручную.

Смешиваем и наносим на обрезы смесь армянского болюса и графита, т.к. нам нужно приблизиться к цвету позолоты остальных книг. Наносим яичный белок и оставляем просохнуть.

Лист золота был наэлектризован кусочком бумаги, потертым о мой небритый подбородок, и перенесен на место кистью. Затем золото полируется сначала просто лощильным зубом, а затем с воском. По окончании этих операций книжный блок пролистывается, чтоб удалить остатки золота.

Затем книжный блок скругляется.

Кожа кроится и шерфуется.

Книжные блоки оборачиваются бумагой для защиты во время отделочных работ.

Затем переплеты телячьей кожи украшаются блинтовым тиснением и ручной окраской. Корешки украшены бинтами и этикетками ручного тиснения.

Я называю это – 5 ступеней к Небесам!

Золочение обрезов

Золочение обрезов

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика «Ручной переплет, ремонт и реставрация книг» в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

13 комментариев

  1. Виталик:

    А как клей готовится? Напишите рецепт пожалуйста. Белок тухлится? Что туда еще добавляется?

  2. Виталик:

    Да, но старая технология и предполагает стухливание белка специально. К чему квасцы добавлять? это как если бы в краску добавляли химию, что бы она не сохла вообще)).

    • Прошу прощения, конечно же, рецепт не у Митчела (который советует использовать для грунта армянский болюс), а у Симонова. Квасцы — это всего лишь консервант, ни на что иное в данном случае они не действуют. У Симонова в качестве «консерванта» упоминаются добавки и камфоры, и нашатыря, и даже просто соли…

      • Виталик:

        А к чему там консервант? Вот при золочении на полимент белок специально тухлится, так он становится жидким и приобретает нужные для золочения свойства…Если добавить консервант, то яишней этой возить по книге?

        • Где-то что-то вы явно не дочитали… )))) Или я не дочитал ))) Яичный белок (это понятно не только по переплету, но и по кулинарии) — отличное связующее. Зачем его заведомо портить?

          И потом, не сравнивайте золочение в иконописи, и в переплете — все же разные основы для золота. С золочением дерева не сталкивался, потому про полимент ничего не скажу, но и в этой теме говорится про «томленый» белок, а не про протухший ))) Да и более поздние составы полимента подразумевали помимо белка еще тучу дополнительных компонентов.

          • Виталик:

            Вы видимо вообще ни с какой позолотой не связывались, т.к. томленный белок — это и есть стухленный, просто говорят «томленный», что бы особо чувствительные в обморок не падали. Белок томится в бутылях долго, в тепле…вы яйцо оставьте в тепле на пару дней хотя бы, что с ним будет? А позолотой я занимаюсь давно и активно, читать уже не надо, сам могу писать. Не надо сравнивать кулинарию и писать о выдуманном Вами «связующем свойстве» белка…Он свежий как сопля густая, к слову так, и Вы его никак не нанесете ровно…))) В общем я понял, статью перевели, а поинтересоваться что да как не удосужились видимо…)))

          • Связывался и не раз, но Вам видней… Если можете писать — пишите… Меньше будет таких дилетантов, как я ))) Если же еще покажете хоть одну позолоченную Вами книгу — вообще сниму шляпу ))) Я-то хоть статьи перевожу… )))) И СЫРОЙ (свежевзбитый — см.рецепт) белок наносил на обрезы (врать не буду, не под золото, а под поталь), но результат меня пока не устраивает, поскольку нечем шлифовать/полировать нанесенный слой. Впрочем, разговор слепого с глухим ))))

            Замечу, что никогда не выкладываю ни на сайт, ни в группу «ВКонтакте» материалы, которые сам на практике не попробовал — слишком много в Сети разнообразной непроверенной фигни.

          • Виталик:

            Я не называл Вас дилетантом…в общем, но в этом деле видно, что не связывались)) Если набрать в Яндексе «томленый белок для золочения», то там и в картинках процесс можно найти. Свежий никто не использует, это глупо)). Пример: можно сказать «заниматься любовью», а можно «е…я»…так же и с «томленным белком»)))))))))). Процесс золочения обрезов по сути не отличается от золочения икон, так как прессованная бумага сродни мдф.

  3. Что касаемо «свежего» белка, то он взбивается в пену (почитайте рецепт), потому быть тягучим никак не может… Похоже, мы все-таки о разных вещах говорим

    • Виталик:

      короче…золотите хоть на кал козий…везде пишут «томленный белок» = стухленный, дуракам закон не писан видимо. Удачи.

      • Даже две разных кожи принципиально друг от друга отличаются, куда уж там «дерево-бумага»…

        Для меня есть «авторитет» (Симонов), а у него расписано так (я вполне могу ошибаться, но по его пособиям более 100 лет люди переплетают и пока ошибок не находили):

        «Кожа, также какъ и обрѣзы книги, обыкновенно грунтуется жидкимъ бѣлкомъ, который здѣсь, однако, употребляется неразведеннымъ водою: бѣлокъ вполнѣ свѣжаго яйца (выделено мной), тщательно отдѣленный отъ желтка (малѣйшая примѣсь послѣдняго портитъ грунтъ), взбиваютъ мутовкою въ пѣну, оставляютъ въ покоѣ часа на два и сливаютъ отстоявшуюся жидкость въ бутылку. Опытные переплетчики совѣтуютъ прибавлять въ бѣлокъ, передъ взбиваніемъ, около 1/8 части (для сафьяна и шагрена немного болѣе), по объему, хорошаго бѣлаго уксуса, а послѣ слитія въ бутылку нѣсколько капель нашатырнаго спирта или щепотку соли, или маленькій кусочекъ камфоры — для того, чтобы бѣлокъ не загнивалъ быстро. Во всякомъ случаѣ, болѣе нѣсколькихъ дней сохранять бѣлокъ нельзя.»

        Ни о каком «томлении»/»стухании» речи не идет, скорее наоборот. Взбитый белок вполне равномерно наносится на кожу, поталь к нему прилегает очень даже качественно. Если говорить о нанесении потали на кожу, а не на обрез книги, то при повторном тиснении «на горячую» поталь ложится намертво. С обрезами сложней, повторюсь, нечем полировать, поэтому утверждать ничего не буду.

        Рецепты золочения обрезов книги и золочения, например, икон даже по пособиям сильно различаются. На практике, врать не буду, иконы не золотил.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: