Золотое тиснение кожи

Перевод с английского

Человеку непосвященному золотое тиснение может показаться операцией сложной, а зачастую и невыполнимой. Я довольно долго осваивал английский метод золочения, осложненный приготовлением различных паст на основе яичного белка и т.д.  Мастер, обучавший меня, был настоящим экспертом в тиснении, поэтому я постарался взять от него максимум полезной информации, а уже потом приступил к разработке упрощенного способа, при помощи которого даже новичок добьется хороших результатов.

Как и в большинстве переплетных учебных заведений, меня учили работать с сусальным золотом. Поталь, мало отличаясь внешним видом от реального золота, стоит на порядок меньше. При этом многообразие сортов потали позволяет выбрать ту, которая наиболее походит на 23-каратное золото.

Золотое тиснение

Оборудование и материалы:

1. печь для инструмента

2. подушка и нож для золочения

3. листовая поталь

4. клеевая основа под золото

5. тальк

6. хлопковая вата

7. скипидар или уайт-спирит

8. вазелин

9. лак

10. книга, которую вы собираетесь отделывать

11. финишные тиски

Несколько слов об оборудовании.

Конечно, настоящая печь для нагрева штампов – идеальный вариант, но вместо нее вполне можно использовать обычную электрическую хозяйственную плитку с регулятором температуры.

Подушку для золочения можно изготовить самостоятельно из высококачественной кожи толщиной около 3 мм, натянутой на деревянную основу. Под кожу необходимо проложить слой ваты толщиной около ¼ дюйма. Вместо золотильного ножа можно использовать старый кухонный нож с концом, срезанным на угол. Бритвенной заточки золотильный нож не требует.

Для работ с недорогими книгами я использую листовую поталь вместо сусального золота. Несмотря на то, что поталь после тиснения желательно закрывать тонким слоем шеллака, чтобы препятствовать потемнению потали со временем (т.е. добавляется еще одна операция), разница в стоимости потали и золота вполне компенсирует затраты времени, а выглядит поталь, как вы сможете увидеть далее, вполне убедительно.

Клеевая основа

Существует два варианта клеевых основ под золочение. Первый – взбитый яичный белок. Второй – использовать покупные основы, содержащие шеллак. Например, BS Glaire на спиртовой основе, или JHS Glaire на водной основе (рекомендован для людей, страдающих непереносимостью спиртовых паров). Обе этих основы могут наноситься кистью или ватным тампоном. Я в настоящее время использую JHS Glaire.

Тальк или мел используются для очистки поверхности подушки для золочения и ножа.

Финишные тиски используются для фиксации книги, которую вы отделываете, в удобном для работы положении.

Для себя я определил, что мне удобнее всего заниматься золочением с утра, когда я еще не утомлен текущей работой. Убедитесь, что у вас достаточно времени для неторопливого и качественного выполнения работы, т.к. только такая работа принесет хороший результат и удовлетворение мастеру.

Подготовка к золочению

Возьмите на кончик ножа немного талька или мела.

Золотое тиснение

Нанесите его тонким слоем на поверхность подушки. Эта операция служит для обезжиривания поверхностей. Несколько раз проведите по поверхности подушки плоскостью ножа, следя за тем, чтоб не оставалось необработанных участков. Затем стряхните ножом излишки порошка.

Золотое тиснение

Возьмите книгу, предназначенную для золочения, и закрепите ее в финишных тисках так, чтобы над губками тисков выступало около 1 дюйма корешка.

Золотое тиснение

Используя ватный тампон, тонким слоем нанесите клеевую основу на те участки корешка, на которые будет наноситься золото. Если вы используете взбитый белок, то в нем могут образоваться небольшие пузыри. Это не слишком существенно, т.к. они быстро пропадают и поверхность выравнивается. Затем, И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! оставьте книгу минимум на 24 часа, прежде чем начнете наносить золото! Независимо от типа клеевой основы, если вы начнете наносить золото раньше этого срока, то получите либо худшие результаты, либо не получите вообще никаких.

Нет необходимости оставлять книгу в тисках на все время высыхания основы. Вы можете вынуть ее, чтобы использовать тиски для нанесения основы на другие книги или для других работ. Хорошая особенность промышленных клеевых основ в том, что вы можете приступать к золочению тогда, когда вам это удобно, не предпринимая дополнительных действий, основа остается рабочей в течение долгого времени.

Когда вы готовы к работе, поместите книжку с листовой поталью на подушку и вдвиньте нож (не забудьте про обезжиривание!) под середину листа, как на фото.

Золотое тиснение

Поворачивая нож, аккуратно снимите его с книжки. Обратите внимание, что малейшее движение воздуха может испортить лист, поэтому перед началом работы закройте окна, выгоните кота, а снимая лист даже задержите дыхание.

Золотое тиснение

Аккуратно уложите лист на подушку, лезвием ножа разделите лист на кусочки, соответствующие областям книги, которые вы будете золотить. Следите за своим дыханием, которое может легко повредить листы.

Золотое тиснение

Оторвите небольшой клочок ваты и сверните его в тугой тампон.

Золотое тиснение

Нанесите немного вазелина на тыльную сторону руки и круговыми движениями тампона распределите вазелин по большой площади. Смысл в получении ровной тонкой пленки вазелина на поверхности тампона.

Золотое тиснение

Тампоном обработайте те участки книги, которые предполагается золотить. Следите за тем, чтобы вазелин распределялся тонким слоем, сгустки вазелина аккуратно удаляйте с поверхности. Особенно тщательно обрабатывайте области около бинтов, т.к. там может скопиться большее количество вазелина, чем это необходимо. Вазелин необходим только для фиксации золотого листа на поверхности, поэтому большое его количество только приведет к ухудшению качества золочения.

Золотое тиснение

Теперь возьмите чистый ватный тампон и слегка проведите им по лбу или по волосам. Смысл в том, чтобы нанести на тампон очень малое количество жира. Тампон с небольшим количеством смазки легко поднимает тонкое золото.

Золотое тиснение

Если у вас очень сухая кожа, можно осторожно нанести минимально возможное количество вазелина на тампон. Количество смазки на книге должно быть существенно больше, чем на тампоне, чтобы лист легко отделился от тампона и закрепился на коже.

По-прежнему следя за сквозняками, переместите тампоном золотой лист к тому участку, куда собираетесь наносить золото, аккуратно опустите лист и очень нежно прижмите. Если прижим  будет сильнее необходимого, лист может порваться или деформироваться и тогда придется наносить еще один или несколько листов золота на поврежденные участки. Ничего страшного в этом нет, но лишнее время и затраты. К тому же, лучшие результаты дает все-таки аккуратная работа.

Золотое тиснение

Если все предыдущие шаги сделаны правильно, лист должен легко отделиться от тампона и закрепиться на коже.

Золотое тиснение

Продолжайте переносить золото на книгу до тех пор, пока не закроете все необходимые участки.

Золотое тиснение

На фото весь корешок покрыт золотом, т.к. я планирую сделать полное тиснение. Если вы хотите нанести только надпись или поперечные линии, наносите золото только на нужные участки.

Золотое тиснение

Ровно нанести надпись на скругленный корешок бывает сложно, поэтому можно сделать разметку для удобства.

Золотое тиснение

Делается это так: возьмите тонкую х/б нить, намотайте ее кончики на пальцы, как показано на фото, и используя остальные пальцы для упора поместите нить на корешок перпендикулярно краям.

Золотое тиснение

Попробуйте слегка подвигать нить вправо-влево, следя за тем, чтобы она оставалась перпендикулярна краям корешка. Когда вы почувствуете, что это не вызывает проблем, перенесите нить туда, где уложен золотой лист.

Золотое тиснение

Расположите нить в том месте, где должен находиться верхний край букв, прижмите нить к золоту и слегка сдвиньте. Вы увидите, что нить оставляет четкий след, который может использоваться в качестве направляющей для вашего штампа.

Золотое тиснение

Теперь мы переходим к еще одному важному моменту золочения – температуре инструментов.

Если говорить точно, то требуемая температура составляет 120-125 гр, поэтому, если вы используете специальную печь для штампов, просто включите ее в рабочий режим, доведите инструменты до температуры кипения воды, и можно работать. Оценить правильную температуру можно следующим способом: нанесите немного воды на палец и быстро прикоснитесь к поверхности инструмента. Если вода просто быстро испаряется – инструмент готов. Если вода начинает шипеть и пузыриться – инструмент слегка перегрет.

Золотое тиснение

Это – рабочая температура для клеевых основ на базе спирта.

Когда вы уверены в правильной температуре нагрева штампа, можно приступать к тиснению. Если вы используете симметричный штамп, то опустив его на поверхность кожи, слегка покачайте им в четырех направлениях (север-юг-запад-восток).

Золотое тиснение

На приведенной диаграмме я попытался изобразить это движение.

Золотое тиснение

Учтите, что контакт штампа с книгой должен быть кратковременным, не более пары секунд. Если оттиск получается нечетким или заплывшим, то контакт штампа с кожей был слишком долгим. Покачивание штампа приводит к выравниванию оттиска, если, например, поверхность штампа не идеально плоская. Если вы используете филету для нанесения на корешок линий, такое покачивание не требуется.

В результате на качество оттиска напрямую влияют три фактора:

Нагрев: температура инструмента

Задержка: время контакта инструмента с книгой

Давление: усилие прижима инструмента

Если вы выполняете тиснение слегка недогретым инструментом, то вам потребуется большее время контакта, но это уже тонкости, которые приходят с опытом.

Золотое тиснение

Закончив тиснение на всех необходимых вам участках, возьмите ватный тампон, смочите его в уайт-спирите, максимально отожмите, и легкими движениями удалите остатки золота. Не старайтесь удалить все за один раз: снимите излишки вокруг тиснения, затем, используя чистый смоченный тампон, обработайте тиснение.

Золотое тиснение

Ниже вы видите результат тиснения. Если температура инструментов была выбрана правильно, то всю работу по закреплению золота выполнит клеевая основа, которая в данном случае работает как термоклей, разогретый вашим инструментом. Обратите внимание, что мы не делали предварительного блинтового тиснения, не использовали картонные шаблоны и т.п. – данный вариант, это простейший вариант золочения.

Золотое тиснение

Это руководство написано для того, чтобы объяснить основы золочения и гарантировать хороший результат ваших первых опытов. Если же впоследствии вы захотите разобраться в тонкостях процесса золотой отделки переплетов, то я рекомендую книгу Дж.Митчелла, который является одним из очень немногих настоящих профессионалов в этом деле.

Золотое тиснение

В завершении работы покройте тисненые участки тонким слоем шеллака. Hewitt&Sons производит замечательный лак для кожи, который, имея слегка оранжевый оттенок, не только защищает золото от воздействия воздуха, но и придает ему очень красивый насыщенный цвет.

Р.Норман (richard.norman@cegetel.net)

Перевод и публикация — с любезного разрешения автора

 

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика «Ручной переплет, ремонт и реставрация книг» в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

1 Ответ

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: