Data Merge в InDesign.
Статья Ale Rudenko о работе в InDesign.
Часть первая. Тренируемся на кошках.
В данной статье рассмотрим применение инструмента Data Merge в редакторе Adobe InDesign. Для начала представим, что перед нами стоит следующая задача: сверстать блокнот, внизу каждой страницы которого будут цитаты того, или иного автора. Для примера я взял реальный заказ на подобный блокнот с цитатами М.А. Булгакова. Конечно, можно создать многостраничный документ, и вручную скопировать на страницы нужные цитаты, но этот способ обладает несколькими критичными недостатками:
- Он трудоёмок;
- Занимает много времени;
- Нет возможности контролировать отсутствие дублирования цитат;
- Нет возможности внести изменения в верстку сразу на всех страницах.
А теперь как работает Data Merge. Этот инструмент позволяет подставлять данные из внешнего источника в нужные места на страницах документа. Для полноценной работы, кроме самого Adobe InDesign, нам еще понадобятся Microsoft Excel или любой другой табличный редактор.
Начнем с того, что создадим новую Книгу в Excel. Нужна простая таблица в два столбца. Первый столбец – это цитата не левой странице разворота, второй столбец – цитата на правой странице разворота. Обратите внимание на самую первую строчку “quote” и “quote1” – в ней заданы имена переменных. Эти переменные будут в дальнейшем импортированы в InDesign, и вместо их имен будет подставлено их содержимое. А содержимое будет браться из этой самой книги Excel. Сколько пар цитат наберете – столько разворотов получится.
При импорте в InDesign необходима специальная структура файла. А для этого сохраняем созданную таблицу как «Текстовый файл (с разделителями табуляции». На просторах интернета есть советы экспортировать в csv, но будьте готовы к танцам с необходимостью менять кодировку файла. С текстовым файлом с разделителем табуляции такой проблемы я не наблюдал (использую версию InDesign 15.1.1).
Теперь пришло время работы в InDesign. Создаем документ с одним разворотом. Помещаем туда нужные элементы оформления – у меня это основная сетка в клеточку, горизонтальный разделитель и картинка с автографом Булгакова. Так же включаем панель Data Merge.
Далее в панели Data Merge в дополнительном меню выбираем «Select Data Source» и выбираем ранее сохраненный txt файл.
В следующем окне параметров импорта нам надо выбрать нужную кодировку файла. В нашем случае это ASCII.
Если всё было сделано правильно, то в панели Data Merge появятся переменные “quote” и “quote1”.
Дальше на страницах необходимо создать текстовое поле в месте, где будет располагаться цитата, и методом drag-n-drop перетащить переменную quote на подготовленное текстовое поле на левой странице, а переменную quote1 на правую страницу.
Нажмите на Preview, и увидите, как переменные quote будут заменены на соответствующие строки из файла-источника.
Нажмите на кнопку “Create Merged Document” что бы создать объединенный многостраничный документ с цитатами. При создании этого документа может высветится предупреждение, что на определенной странице цитата не поместилась в отведенное ей поле. Это просто предупреждение, что бы Вы были в курсе проблемы. Для исправления нужно уже в созданном документе просто найти нужную страницу и подредактировать размер поля, уменьшить размер шрифта, межстрочное, или межбуквенное расстояние – в общем сделать всё, что бы цитата уместилась. Разворотов в созданном документе будет ровно столько строк (не считая самой первой строки с именами переменных) было в созданной таблице в Excel.
Всё, осталось расставить переносы, добавить начальные и конечные листы, и можно печатать буклет. Результат – на фото.
Часть вторая. Усложняем задачу.
Опять будем разбирать на реальном примере. Несколько лет назад поступил заказ на блокнот для поклонника гонок Formula 1. На страницах блокнота, в нижней его части, должны были быть расположены различные статистические данные начиная с самого первого сезона гонок в 1950 году. Техзадание было следующим:
- 1-й разворот. Посвящен личному зачету пилотов.
- Слева указаны: год; имя чемпиона; название страны, которую представлял (гражданство) чемпион.
- Справа указаны: за какую команду выступал чемпион; сколько очков он набрал для победы.
- 2-й разворот. Посвящен командным результатам.
- Слева указаны: год; имя победителя Кубка конструкторов; название страны, которую представляет команда-победитель Кубка конструкторов.
- Справа указано сколько очков набрала команда-победитель Кубка конструкторов.
Собственно понятно, что двух переменных, в отличие от предыдущего примера, будет недостаточно. А потому таблица приняла следующий вид. Всего было задействовано 6 переменных. Обратите внимание, что переменная «team» в некоторых случаях не заполнена.
А шаблон страниц в InDesign выглядел так:
Результат выглядел примерно вот так:
Опять про переменную «team» – на развороте Кубка конструкторов она просто не отображается, т.к. она не заполнена.
А вот так выглядит предупреждение о том, что некоторые переменные не поместились в отведенные для них поля:
Итоговый результат блокнота:
Часть третья. Задача со звездочкой.
Пожалуй, это самая практичная задача для применения Data Merge – делаем датированный ежедневник.
Тут надо сделать важное отступление: идея не моя, подсмотрена лет 9 назад на просторах интернета.
А вот сейчас начнем с того, что создадим 6-ти страничный документ в InDesign. Страницы с первой по пятую будут отвечать за будние дни, с понедельника по пятницу. Шестая же будет сдвоенной, и будет отвечать за субботу и воскресенье.
На каждый день нам нужны по 4 переменные:
- Число месяца (в углу, не отображается, потому что имя переменной <<day>> не помещается в отведенный квадрат). Имя переменной – day#.
- Название месяца. Имя переменной – month#.
- Номер недели (от 1 до 53). Имя переменной – number_week#.
- Номер дня в году (от 1 до 356). Имя переменной – number_day#
Число года и день недели привязаны к определенной странице шаблона. Соответственно умножив 4 на количество дней недели, получаем, что на нужно 28 переменных для таблицы Excel. В имени переменных вместо знака «#» будет цифра от 1 до 7 в зависимости от дня недели.
Итого, таблица выглядит вот так:
Результат сборки выглядит так:
Итоговый ежедневник за 2023 показать не смогу, не печатал еще, но за предыдущие годы покажу: