«Использование тонированной бумажной массы для безупречного восстановления повреждений бумажных документов»

Перевод с английского заметки с сайта Смитсоновской библиотеки.

 

В сентябре 2015 года Смитсоновская библиотека проводила курс «Использование тонированной бумажной массы для безупречного восстановления повреждений бумажных документов» под руководством Марго МакФарланд-Ротшильд, которая прежде проводила аналогичные курсы в учебном центре исторической реставрации Кэмпбелла и имеет собственную реставрационную и учебную практику в Чикаго. На этому курсе студенты учились готовить пигментированную (окрашенную в массе) пульпу и использовать ее при восполнении утрат листа методом ручной доливки на столе низкого давления.

Любые бумажные документы в процессе использования или хранения получают различные повреждения. Повреждения могут быть в виде отверстий в листе или оторванных частей по краю листа. Такие повреждения называются утратами.

1

Страницы, поврежденные насекомыми

Традиционным способом реставрации бумаги является подклейка, для чего подбирается реставрационная бумага соответствующего цвета и размера, которая затем вклеивается взамен утраты и тонируется. Часто для таких работ используются японские реставрационные бумаги, но многие реставраторы имеют целые коллекции бумаг различных эпох, скопившиеся за годы работы.

Такой метод имеет свои недостатки. Невелик шанс точно подобрать по цвету реставрационную бумагу. Краски, используемые для тонирования, могут оказаться агрессивными по отношению к бумаге. К тому же получение действительно незаметного места склейки требует от реставратора большого опыта и аккуратности.

Метод доливки бумажной массой является хорошей альтернативой предыдущему способу ремонта. Целлюлоза может быть смешана очень близко к структуре оригинальной бумаги, к тому же нанесение пульпы на реставрируемый лист не требует использования дополнительных клеев и обеспечивает визуально бесшовный стык с оригиналом. Пока пульпа не высохла, ей можно придать любую текстуру, соответствующую текстуре оригинала. И что особенно важно, пульпа может быть тонирована в массе пигментами (описано ниже), что обеспечивает долитому фрагменту не поверхностное а полное окрашивание, которое не страдает при последующих операциях, таких например, как промывка листов. Также результаты доливки являются полностью обратимыми, что немаловажно в реставраторской практике.

2 3

Курс начался с приготовления и окрашивания пульпы, которая затем будет использоваться для восполнения утрат. Мы использовали готовую пульпу и пигменты для тонирования, приобретенные у Twinrocker Hand Made Papers. Окрашивание пульпы происходило в обычном бытовом миксере.

4

В процессе дробления целлюлозы для пульпы, части растительных волокон приобретают отрицательный (анионный) заряд, а частицы пигмента имеют положительный (катионный) заряд, поэтому при соединении пульпы и пигмента мы получаем их устойчивое соединение.

Мы экспериментировали с различными сочетаниями целлюлозы, пигментами разных цветов и т. д.

5

На следующем этапе нам требовалось изготовить листы из подготовленных смесей, чтобы определить основные характеристики: качество волокон пульпы, цвет готовой бумаги и т. п. Для изготовления бумаги мы использовали набор Twinrocker’s paper making kit

6-7

8

После высыхания образцов стало видно, что различные сочетания целлюлозы и пигментов не только придали бумаге разные цвета, но повлияли и на текстуру, и на структуру бумаги. Образцы могут быть снова обращены в состояние пульпы для будущего использования. Также мы обсудили возможность использования тонких кромок в сочетании с метилцеллюлозой в качестве маскирующего состава для небольших пятен.

9-10

Следующий этап — доливка. Демонстрировались различные методы и инструменты. Для начала мы использовали те же наборы, что и для отливки пробных листов.

11 12

13

14-15

Существует оптимальный баланс между целлюлозой и водой, при котором пульпа хорошо просачивается через сетку, обеспечивая осаждение целлюлозы на местах утрат. Также скорость протекания воды через сетку можно «регулировать», просто резко поднимая рамку с сеткой — за счет гравитации вода будет проходить через сетку быстрее. Мы экспериментировали с сетками различной частоты плетения, с разными материалами для маскирования участков, не подлежащих доливке, с вариантами сушки и прессования долитых листов с целью придания долитым фрагментам различных текстур.

Другой способ доливки изучался на основе рамки для шелкотрафаретной печати и вакуумного стола, позволяющего контролировать скорость удаления влаги.

16

Также мы пробовали использовать самодельный вариант Twinrocker’s paper making kit, но большего размера и самодельное приспособление из прозрачного акрила.

17-crop

18-crop

19-crop

20

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий