«Вода»

перевод с английского

Вода

Когда я вижу интересный дизайн переплета, то всегда тщательно изучаю его и задаюсь вопросом: «Как они это сделали?» Зачастую приходится добиваться аналогичного результата путем проб и ошибок.

«Вода» — книга, напечатанная Incline Press для конкурса переплетчиков в июне 2009 г. Издательством была выпущена партия книг, распространявшаяся «в листах», без переплета. У переплетчиков было около 10 месяцев на изготовление переплета и отправки готовой работы в Англию.

Текст книги состоит из стихотворений и прозы, объединенных водной темой, что дает широкую возможность выбора дизайна переплета. Изначально я планировала сделать рисунок  берега озера, рябь на воде. Для этого я хотела использовать для форзацев  ткань ручного изготовления, окрашенную в синие и темно-оранжевые цвета, которые, на мой взгляд, очень напоминали цветовые переходы на водной ряби, а для переплета козлиную кожу синих и терракотовых оттенков.

Продолжая работать над эскизом, который постоянно меня чем-то не устраивал, я параллельно сшила книжный блок. Он сшит на шнуры, сторонки сделаны из 2-х миллиметрового картона, дополнительно проклеенного офсетной бумагой.

Верхний обрез книги был обрезан и отшлифован для декорирования, тогда как остальные обрезы оставлены неровными. Для декорирования обреза я использовала круги разного диаметра, вырезанные из малярного скотча со слабым клеевым слоем. Наложив круги на обрез, я набрызгивала акриловую краску, накладывала новые, снова набрызгивала. Использовались краски желтого, оранжевого и двух оттенков синего цвета. Прежде чем удалять круги, я кое-где цветными карандашами акцентировала границы кругов. Такой рисунок должен был создать иллюзию пузырьков, пены на воде.

Каптал сплетен из синей и светло-коричневой нитей.

Вода

Волны, рябь, пена… Я продолжала эксперименты с дизайном. Мой вариант с берегом озера был окончательно отвергнут, я вернулась к теме волн. Для работы я изготовила тестовую обложку из того же картона и той же кожи, что планировались использоваться на окончательном переплете. На ней я попыталась сделать первое тиснение своего рисунка, используя картонные шаблоны и медный стилус.

Вода

Чтобы не порвать фольгу стилусом при движении по кривым линиям, я использовала пленку Mylar, как промежуточный слой между стилусом и фольгой. Пленка передает на фольгу давление и температуру и предохраняет от разрывов. На тестовой обложке я использовала серебряную фольгу. Общий вид рисунка мне понравился, но не фольга. Тогда я попыталась сделать цветовые акценты, высветлив части волн. Не то… Возвращаемся к началу.

Вода

На следующей тестовой обложке я решила сделать рельеф из картона, помещенного под кожу. Для этого, вырезав и разместив на обложке волны, я уложила сверху увлажненную кожу с нанесенным клеем, а на нее – коврик из пенки, чтоб обжать рельеф. Затем зажала на 10 минут в пресс. Вынув из пресса, обработала контуры рельефа тефлоновой косточкой.

Вода

Картоны для переплета были обработаны наждачкой по всем краям, сделан отстав, детали рельефа вырезаны из картона и отшлифованы.

Вода

Части рельефа, приходящиеся на корешок, уменьшены по длине, чтобы не мешать нормальному открыванию книги по рубчику.

Для переплета была использована немецкая техника, описанная в книге Bookbinding & Conservation by Hand Лауры Янг. Сначала я увлажнила кожу целиком, затем промазала область корешка клеем и оставила пропитываться. В это время нанесла клей на отстав, установила книгу в финишный пресс, приложила кожу на корешковую часть и тщательно проработала детали рельефа, после чего оставила книгу сохнуть на несколько часов.

Вода

Сторонки я делала по одной за раз, промазывая кожу клеем и укладывая сторонку под пресс, используя вспененную прокладку. Затем обрабатывала рельеф тефлоновой косточкой.

Вода

Когда вторая сторонка была готова, я проверила книгу на открывание. Задняя сторонка открывалась хорошо, а на передней кожа стала натягиваться. Пришлось, увлажнив кожу, снять ее со сторонки, удалить клей и приклеить кожу снова с меньшим натяжением. Снова отпрессовать сторонку, обработать рельеф косточкой.

Уголки я в этот момент еще не подгибала, и оставила книгу на ночь на просушку. Картоны отделила от блока листами пленки, чтобы бумага блока не покоробилась от влаги. Книга была положена в пресс между вспененными ковриками, чтоб детали рельефа не деформировались при усадке кожи. После высыхания книги я еще раз проверила легкость открывания и деталировку рельефа.

Затем я увлажнила и приклеила подвороты кожи, сделала уголки.

На тестовой обложке я попробовала высветлить волны. Выглядело несколько плоско, поэтому я дополнительно затемнила фон за волнами. Сделав бумажную маску и закрепив ее скотчем, я аэрографом нанесла акриловую краску на переплет.

Для названия я попробовала несколько вариантов шрифтов, делая оттиски с помощью штемпельной подушки. Выбрав наиболее подходящий вариант, я сделала оттиск на прозрачной пленке, чтоб спозиционировать название на корешке. Затем сделала тиснение серебряной фольгой.

Область форзаца я отшлифовала наждачкой. Сначала я хотела использовать описанную выше ткань, но результат мне не понравился, т.к. я отказалась от терракотовых оттенков на переплете, и ткань не вписывалась в общий дизайн. Поэтому для форзацев была куплена японская дизайнерская бумага.

После приклейки форзацев книга была оставлена на просушку на несколько дней под небольшим давлением.

1+water+(1)

 

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: