Рукописи Наг-Хаммади
Хотя отдельные фрагменты самых ранних рукописей можно проследить до 2 века н.э., первые известные полные книги относятся к 3-4 столетию. Самый известный пример – гностические рукописи, найденные в 1945 г. близ деревни Наг-Хаммади, недалеко от монастыря Chenoboskion, включающие в себя 13 старинных рукописей на папирусе (12 из них – из одного печатного листа) все еще в оригинальных кожаных переплетах. О ценной находке в 1949 г объявили Джин Доресс и Того Мина, но доступными для тщательного исследования рукописи стали только спустя десятилетие, а спустя еще два десятилетия результаты этих исследований были изданы. Работа с рукописями – настоящая одиссея, причинившая рукописям больше вреда, чем все прошедшие века. Историю находки рукописей можно найти в книге Джеймса Робинсона “The Construction of the Nag-Hammadi Codices”.
Первая публикация Доресс и Мины (1949) содержали только фотографию переплетов и заявление, что переплеты находятся в прекрасном состоянии. В 1955 и 1960 гг пять кодексов были предоставлены для исследования ван Реджмортеру, но исследование явно носило спешный и поверхностный характер, поэтому позднее вышла статья Доресс с первоначальными эскизами и фотографиями. Дорресс выражала надежду, что вскоре «кодексы попадут в руки специалистов, более компетентных в вопросах переплета, чем мы» и опасения, что «исследования из-за спешки будут проведены без соблюдения необходимых требований реставрационных работ». К сожалению, эти опасения полностью оправдались… В 1972 г Робинсон в своем «Факсимильном издании рукописей Наг-Хаммади» пишет, что некоторые части переплетов и рукописей были утеряны или находились уже не в первоначальном состоянии, поскольку переплеты были разобраны без тщательного документирования, а это привело к тому, что некоторые тонкости переплетов не могут быть восстановлены.
Переплеты кодексов Наг-Хаммади
Переплеты кодексов очень просты, но из-за вышеупомянутых проблем, некоторые технологические моменты неясны. Реконструкция переплетов базируется на информации, предоставленной Робинсоном в его работах 1975 и 1984 г, также некоторые данные представлены в работах Краузе и Лаиба (1962, 1975 г), Огдена (1989 г) и Маршалла (1993 г).
Основа переплета кодексов – мягкий кожаный покровный материал, с оборота укрепленный папирусом, блок крепится к переплету узлом через фальц листа. В большинстве случаев кожа распространяется и на дополнительный клапан, также из кожи сделаны завязки переплета. Цельная кожа (коза или овца) покрывает основную часть переплета (высота 240-290 мм, ширина 120-180 мм), дополнительный кусок кожи использовался на клапан. В некоторых случаях покрытие переплета составлено из разных фрагментов кожи, соединенных ручным швом. Кожа кроилась с учетом подгибов в 20-40 мм. Форма клапана либо треугольная (рукописи 2,3, 5, 7, 11) или прямоугольная (6,9, 10). Кодексы 4 и 8 клапана не имеют. Края кожи тщательно отшерфованы, подгибы на углах полные (без треугольного подреза). В корешковой части на некоторых рукописях кожа подрезана в подгибах, а на некоторых – цельная. Подгибы приклеены, а на рукописях 2,4, 9 и 10 помимо приклейки укреплены гвоздем с большой шляпкой.
Шнуры завязок пришиты к коже клапана переплета просто стежком или декоративным элементом. Большинство шнуров повреждено и оборвано, но те, которые полностью сохранились, имеют длину 540, 580, 715 и 1030 мм. Шнуры для закрепления пропускаются через прорези в коже переплета.
Переплеты рукописей 4, 5 и 8 украшены блинтовым линейным тиснением, а рукопись 2 содержит еще и окрашенные орнаменты.
Все переплеты (за исключением рукописи 2) изнутри проклеены листами папируса, уже бывшего в употреблении (чистый папирус использован только в рукописи 6), на котором находятся коптские или греческие тексты, которые позволяют датировать переплеты второй половиной 4 века. В рукописях 4, 5 и 8 проклейка папирусом сделана сплошь по крышкам и корешку, в рукописях 6, 9 и 10 проклеены только сторонки, корешок же не проклеен.
В некоторых кодексах первый и последний лист не надписаны, что предположительно может являться свидетельством использования их в качестве форзацев.
Крепление переплета к блоку
Блок и переплет были связаны посредством двух кожаных креплений, представляющих собой кожаный шнур, пропущенных через два отверстия в рукописном листе. В рукописи 2 сохранились остатки льняного шнура. Шнуры связывались либо на корешке, либо внутри фальца. В рукописи 3 шнуры связывались на подобии отстава (1.3b), что сложнее в изготовлении, но красивее, т.к. узел не виден на корешке. В рукописи 7 корешковая часть не сохранилась, поэтому способ крепления восстановить не удалось.
Другие однолистовые кодексы
Кодексы Наг-Хаммади довольно значительны, но они составляют совсем небольшую часть известных книг того периода. Тернер перечисляет около 45 аналогичных находок, 60% из которых относят к 4 столетию, 30% – к третьему столетию. Все они были найдены в Среднем и Верхнем Египте, содержат тексты христианской или литературной тематики на греческом или коптском языке. К сожалению, сведений об оригинальных переплетах почти не сохранилось, т.к. первые владельцы разбирали переплеты и помещали листы рукописей в стеклянные пластины. Из зарегистрированных переплетов ни один не имел никакой отделки, за редким исключением, когда отделка заключалась в линейном тиснении.
Примером отсутствия интереса к переплетам рукописей служит судьба манускрипта «Das Manuskript lag noch in dem Originaldeckel aus Leder und Papyrus, wie uberhaupt das Ganze in einem unversehrten Zustande gefunden sein musste”. Рукопись была разобрана и переплет был утрачен. Более поздние исследования обнаружили минимальное документирование первоначальной находки, из чего удалось установить, что переплет был украшен линейным блинтовым тиснением, а книжный блок крепился по схеме 1.3b.
Аналогичная судьба постигла рукопись Coptic codex (Berlin SBB MS or. oct. 987), которая была разобрана, и содержание было выставлено между стекол в 1910 г. О переплете сохранились только упоминания, что он был проклеен использованным ранее папирусом, шился пеньковым шнуром, был связан кожаными завязками и украшен блинтовым тиснением тройными линиями.
В отношении одной из рукописей Дублина был установлен оригинальный способ создания переплетных сторонок – путем склеивания ненадписанных первых и последних листов формировались плотные сторонки, которые затем обтягивались кожей.