Часто получается так, что, рассказывая о переплете в целом, авторы упускают множество мелких, но важных шагов. Да, пытливый ум найдет способ их выполнить. Но иногда новички (да и более опытные переплетчики) задумываются о правильности выполнения той или иной операции.
Уже не первый раз приходится рассказывать, как правильно сделать фаску на толстых картонах. Чаще всего такую операцию приходится выполнять при переплете церковных книг. Поскольку такие книги часто переплетались в дерево, то, естественно, толщина сторонок была довольно большой, и без снятия фаски по краям досок обойтись было сложно. То же самое происходит, когда такие книги сегодня переплетаются, например, в 4 мм картон.
Итак, что же нужно сделать?
1. Фаска снимается только со сторон обрезов. Корешковая часть остается нетронутой.
2. Для снятия фаски лучше всего использовать нож односторонней заточки.
3. Снятие фаски проделывается в несколько шагов:
– сначала срезается край картона на 1/2 или на 1/3 толщины картона
– ширина среза – около 3 мм
– делается второй рез с отступом от края первого реза в 1 мм
– при помощи острого скальпеля или наждачной бумаги выполняется выравнивание плоскостей резов
– плоскости выравниваются при помощи наждачной бумаги 100. Затем бумагой в 220 движениями от центра к краям картонов фаски зачищаются “начисто” (стрелкой показано направление движения наждачной бумаги)
4. По возможности следует избегать резких перепадов, а постараться свести плоскость картона к ровной, слегка скругленной поверхности.
С досками – похожая ситуация, разве что работу по шлифовке проще проводить при помощи плоскошлифовальной машинки, и в зависимости от используемого дерева нужно подбирать наждачную бумагу.
Видел переплеты, в т.ч. и современные, со снятой фаской (машинным способом), как на рисунке 4. Очень даже и ничего смотрится ))
Вот кстати она и непосредственная польза от сайта. Почему-то считал, что фаски должны сниматься отовсюду. ((( Спасибо за полезный “мелкий шаг”. Кстати, между прочим это очень верно подмечено — в сущности переплет — это совокупность деталей. Так как в общих чертах все вроде ясно, прозрачно и понятно. А стоит только копнуть — и нА тебе — одна терра инкогнита на другой. Спасибо за заметку!
Коряво выразился… Может возникнуть неверное представление, включающее термины “нужность” , “целесообразность”, “полезность” и проч. и уводящее от основной мысли. Сайт разумеется полезен и нужен, и речь совсем не об этом. Речь о том, что так же, как трудно придумать красивую, свежую задачу из школьного курса м-ки, так же, как трудно найти назатертую рифму — так же трудно обратить внимание на ту крохотную деталь, которая по замыленности глаз всегда из поля зрения ускользает. Спросить о такой детали всегда как-то недосуг, а у авторов руководств о ней — ни слова… И когда вдруг встречаешь подробное разъяснение — настолько сильно изумляешься, что вся речь получается чересчур эмоциональной, чтобы быть рассудительной ))
Виталий, спасибо за столь эмоциональный комментарий )) Подобные разборы деталей в руководствах нередки. НО! Во-первых, руководства бывают разные – найти что-то детальное не всегда просто. Во-вторых, сами читатели зачастую просто пропускают эти “мелочи” мимо внимания, торопясь “просто переплести”.