Изготовление мраморной бумаги

Перевод небольшой статьи по изготовлению мраморной бумаги. Увы, никаких новых секретов не раскрывается ))) Но интересен сам подход людей, которые озаботились изготовлением мрамора, необходимого в том случае, когда нужно точно воспроизвести уже имеющийся рисунок.

Авторы статьи Джек и Тафф Фиттерер. Перевод с англ.

Как переплетчики, которые реставрируют книги различных стилей и эпох, мы время от времени заказывали мраморную бумагу.

Иногда клиент просит для ремонта книги использовать мраморную бумагу, аналогичную той, которая была на оригинале. Чаще всего это происходит при ремонте одного тома из многотомного собрания книг. Так при ремонте семитомного издания Annals of Albany нам было нужно подобрать бумагу под отреставрированные до нас три тома. Сам переплет затруднений не вызвал: корешок из темно-зеленой козьей кожи с заходом на сторонки на четверть ширины, с бинтами, двумя этикетками и сторонками, покрытыми мраморной бумагой.

Поиск подходящей бумаги стал проблемой. Несмотря на огромное разнообразие расцветок и узоров мраморной бумаги у поставщиков, найти абсолютно идентичную требуемой довольно сложно. Конечно, можно заказать специалисту воспроизвести нужный рисунок. Но мы решили проделать эту работу самостоятельно.

Изготовление мраморной бумаги

Эта бумага довольно проста для воспроизведения, используются всего три цвета. Вернее, два: индиго и зеленый, но зеленую краску мы использовали в двух вариантах: чистую и с добавлением капли масла для изображения «камушков». Добавление масла дает эффект незначительного осветления краев капли краски. Лист бумаги для основы также был зеленым. Оригинальная бумага на книге имеет чуть желтоватый оттенок, тогда как наша – более «холодная», по тону чуть голубее, что повлияло на цвет готовой мраморной бумаги. В данной статье мы проиллюстрируем шаги, которые выполняем для воспроизведения мрамора, и затем сравним полученный результат с оригиналом.

Мраморная бумага изготавливается в кювете размером чуть больше формата листа, подлежащего мраморированию, заполненной вязкой жидкостью (грунтом), полученной из каррагинана (экстракта ирландского мха). Раньше специалисты по мраморированию готовили грунт непосредственно из водорослей, мы же сейчас имеем возможность использовать уже готовый порошок каррагинана, что существенно экономит время и позволяет избежать неприятного запаха, сопровождающего процесс вываривания водорослей. Каррагинан используется в косметической и пищевой промышленности. Специальные краски для мраморирования похожи на обычную художественную акварель, но немного отличаются от нее по составу. Краски наносятся на грунт набрызгиванием или накапыванием при помощи различных кистей и пипеток. Краски растекаются по поверхности не смешиваясь между собой. К краскам могут добавляться различные ингредиенты для получения особых эффектов, например масло, как в данном случае, а также скипидар, поташ, креолин и т.п. После того, как краски нанесены на грунт, создается рисунок при помощи гребней и стилусов.

Для воспроизведения необходимого цвета и рисунка мрамора сначала нужно определить нужные краски, очередность их нанесения на грунт, размер и направление движения гребня при создании рисунка. Первый цвет будет самым темным, т.к. краска «сжимается» при нанесении последующих цветов. В данном случае первым наносился цвет индиго. Второй цвет, зеленый, превращает капельный рисунок индиго в венозный. Движение стилуса – попеременное в противоположных направлениях поперек кюветы – формирует «волну». Затем третья краска, зеленая с добавлением масла, наносится на сформированный стилусом рисунок, создавая маленькие круглые пятна. На фото эффект более светлого ореола, вызванный добавлением масла в краску, хорошо виден. Теперь рисунок на поверхности грунта соответствует тому, который впоследствии будет на бумаге.

Лист бумаги обрабатывают раствором квасцов, чтобы улучшить адгезию краски к бумаге. Затем лист плавным ровным движением укладывают на поверхность грунта. Любое колебание листа при укладке создаст на готовой бумаге более светлую полосу. Этот эффект использовали при изготовлении мраморной бумаги с повторяющимся волновым рисунком, аккуратно покачивая лист при укладке на грунт. Также надо тщательно следить, чтобы между бумагой и грунтом не оставалось воздушных пузырей.

После того, как лист полностью опущен на грунт, он сразу же снимается и аккуратно промывается для удаления остатков грунта с бумаги. Затем лист вешается на просушку. Вся краска с грунта по формату листа должна полностью перейти на бумагу. Остатки краски удаляются с грунта полоской газетной бумаги, и процесс повторяется снова для следующего листа. Т.к. краски наносятся заново для каждого листа, каждый последующий лист отличается от предыдущего. Цвет и узор будет тем же, но поскольку добиться полностью идентичного нанесения краски невозможно, то и каждый лист будет уникальным.

В завершении продемонстрируем два образца мраморной бумаги, воспроизведенной нами. Первый – это описанный здесь проект (фото 1). Оригинал книги лежит на листе мрамора нашего изготовления. Второй – пример мраморной бумаги 18 века, использованной для форзацев книги, изданной в Дублине (фото 9). Книга также лежит на бумаге нашего производства.

Изготовление мраморной бумаги
Возможность самостоятельно изготавливать мрамор позволяет нам получать бумагу нужного цвета и рисунка практически для любого переплетного или реставрационного проекта.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: