Турецкая техника мраморирования бумаги.

Перевод статьи Дона Гийо, журнал гильдии книжных работников №18. На мой взгляд, одна из самых толковых статей по мраморированию. Статья от 1982 года, так что даты пересчитывайте сами ))) Как и американские меры объемов и размеров. Думаю, проблем не возникнет ))

Дон Гийо
Турецкая техника мраморирования бумаги.
Я заинтересовался мраморированием бумаги будучи студентом библиотечных курсов в Чепел-Хилле, где я изучал методы восстановления старинных книг. Постоянно находясь среди замечательных книг, нельзя не обратить внимание на их декорирование. Мраморирование — один из способов такой отделки. Когда я закончил обучение, мой интерес к «мрамору» стал, скорее, академическим, но когда я сменил работу и занялся реставрацией переплетов, мне захотелось на практике освоить мраморирование бумаги для использования этой техники в ремонте книг.Интересоваться мраморированием и освоить его — абсолютно разные вещи. Чтобы стать мастером турецкой техники мраморирования необходимо большое терпение, упорство и желание преодолевать трудности, которые неизбежно возникают на пути. Муза мраморирования не торопится раскрывать свои секреты, но но узнать их можно — это я говорю, как человек, который смог это сделать. И в этой статье я хотел бы поделиться полученными знаниями.

Введение

Пожалуй, первое, с чем сталкивается человек при начале экспериментов с мраморной бумагой — это нехватка достоверной информации. Турецкий способ мраморирования определяется как «метод отделки бумаги при помощи красок, плавающих на поверхности вязкой жидкости». Если не брать в расчет 3 или 4 англоязычных издания, выпущенных в прошлом веке, не существует полноценных монографий по мрамору. Да, во многих переплетных пособиях есть главы посвященные этому типу отделки, есть статьи в популярных журналах. Но описать в журнальном формате столь сложную технику непросто. На мой взгляд, самыми удачными являются статьи, посвященные не «турецкому», а «шведскому» способу мраморирования. В отличие от турецкого способа, в шведском используются масляные краски, разбавленные бензолом, бензином, скипидаром или другими растворителями и нанесенные на поверхность обычной воды.

Два момента препятствуют появлению обширной информации по турецкой технике. Во-первых, материалы для этого способа зачастую недоступны для большинства, а во вторых, сама технология довольно сложна для описания. Поэтому статьи чаще описывают историю турецкого способа мраморирования, а не его методику.

Еще одна проблема — это традиционная «закрытость» мастеров мраморирования. Эту черту описывают все, писавшие о мраморе. К сожалению, сегодня эта проблема столь же актуальна, как и 120 лет назад, когда Самнер написал свою книгу «Mysterious Marbler». И 11 лет назад ситуация была такой же, о чем писал проф.Каджичи:

«Как и у их предшественников, сегодня существуют три основных мастера мраморирования, которые тщательно хранят рецепты и секреты мастерства. Мраморирование бумаги — процесс несложный, однако вряд ли существует еще какое-то ремесло, в котором успех так сильно зависит от случайности, удачи. И это причина, по которой многие, решившие освоить эту технику, бросают эксперименты на полпути. Это же объясняет малое количество мастеров.»

Профессор правильно описывает ситуацию, однако, хотя элемент случайности никогда нельзя исключить из работы мрамориста, для настоящих мастеров вряд ли это является большой проблемой. А вот «закрытость» — это как раз та причина, по которой искусство мраморирования всегда было на грани исчезновения. И пока мастера не начнут раскрывать секреты своего дела, количество мастеров будет неуклонно сокращаться.

Вот что пишет профессор Каджичи об истории мраморной бумаги:
«Литературы по искусству мраморирования никогда не было много. Поэтому сегодня даже неизвестно, когда техника, разработанная в Туркестане, распространилась по территории Персии и Турции. Бесспорно одно: в Персии и Турции это искусство процветало во второй половине XVI в. Самые старые известные экземпляры являются образцами каллиграфии и относятся к середине XV в. Один лист из коллекции музея Топкапы в Стамбуле датируется 1447 г, другой был собственностью Малика-уд-Дейлеми, который умер в 1553 г.
Хотя происхождение самого ремесла остается сомнительным, происхождение его названия вполне ясно. Ebru или Abri – турецкое слово, образованное от персидского корня «ebr-”, обозначающего «облако». Таким образом, турецкий способ мраморирования именуется «искусством облаков».

Изобретение мраморирования вряд ли можно приписать какому-то одному народу, оно могло возникнуть на любой территории, где было так развита каллиграфия, как в регионах Ближнего Востока. Если посмотреть на богато украшенные ближневосточные рукописи, то невозможно не обратить внимания на богатство красок, использованных иллюстраторами. Наверняка в состав красок входил диспергатор, препятствующий растеканию по гладкой поверхности полированного пергамента. Кисти, которыми расписывали эти книги, время от времени промывались водой. Вряд ли художнику потребовалось много времени, чтобы заметить, что часть смытой краски осталась плавать на поверхности воды. Соединить это наблюдение и практические художественные навыки, а затем применить результат в каллиграфических работах — это был большой технический шаг. Вполне возможно, что сделано это было в Туркестане. Примечательно, что японцы, для которых каллиграфия тоже является важным искусством, пятью веками ранее уже практиковали технику «суминагаши», что означает «плавающие краски».

Материалы и оборудование.

С.В.Вулно, описывая в 1881 г процесс мраморирования, говорит:

«Отделка под мрамор — искусство, которое состоит в производстве определенных узоров и эффектов посредством красок, подготовленных таким образом, что они плавают на поверхности вязкой жидкости. Краски формируются в узоры, которые затем переносятся на уложенный сверху лист бумаги или отшлифованный книжный обрез».

Попробуем расшифровать слова Вулно и предоставить достаточную информацию о традиционном способе мраморирования. И для начала поговорим о материалах и оборудовании.

А. Грунт

«Вязкая жидкость», о которой писал Вулно (грунт) — это обычная вода, в которую добавлен растительный загуститель. Для изготовления грунта используют довольно много видов загустителей, но для большинства узоров предпочтительней всего каррагинан — экстракт морской водоросли, называемой «ирландский мох». Для приготовления грунта собранный в холодных морях мох промывают, высушивают и варят. Эта процедура занимает много времени, поэтому ее можно рекомендовать только тем, кто хочет освоить все тонкости традиционного ремесла. Остальные могут использовать готовый порошковый каррагинан. Чтобы приготовить грунт, сухой порошок каррагинана кладут в холодную воду в приблизительной пропорции 6 ст.ложек (без горки) на 3 галлона воды. Используйте блендер на этом этапе, чтобы размешивать воду, пока добавляете порошок. Если воду не перемешивать, частички каррагинана слипнутся в комки. Перелейте раствор в ванну и оставьте на 4 часа. Грунт готов, когда на его поверхности появятся воздушные пузырьки, которые надо удалить перед началом работы полоской газетной бумаги или деревянной планкой, иначе они образуют мелкие дырочки на узоре .

Б. Ванна

На фотографиях к этой статье изображена ванна, которую мы используем в нашей мастерской. Диаграмма показывает детали ее конструкции. Размеры ванны (21,75 х 27,75 дюймов) могут быть изменены в соответствии с вашими задачами. Особое внимание обратите на слив для старого грунта. Если грунт плохо слит после использования, то его частицы могут испортить свежую порцию грунта. Основание ванны сделано из хорошей фанеры, борта из еловой доски. Детали соединены на шип, а затем прокрашены несколькими слоями белой краски и лака. На диаграмме не показана планка для очистки грунта от остатков краски. Это деревянная планка ок. 1/2 дюйма толщиной и длиной, равной внутреннему размеру ванны.

Турецкий способ мраморирования бумаги

В. Краски

Лучше всего использовать готовые художественные краски. Хорошо себя зарекомендовала гуашь от Виндзор&Ньютон. К сожалению, не все краски хорошо работают вместе, но небольшое количество проб позволит вам составить свою рабочую палитру. Ниже представлен список красок, которые хорошо работают друг с другом и проверены временем.

Турецкий способ мраморирования бумаги

Г. Желчь.

Жидкость, используемая для удержания красок на поверхности грунта, называется желчью. Желчь также помогает краске закрепляться на листе бумаги, вступая в химическую реакцию с квасцами. Использовать можно практически любую желчь (кроличью, куриную, свиную и т. п.), но лучшей является бычья. Она доступна к покупке в магазинах худ.товаров (Ox gall).

Д. Квасцы

В галлон чистой воды добавьте ¾ чашки квасцов. Не используйте аммонийные квасцы, они не закрепляют краску и агрессивно воздействуют на грунт. Размешайте до полного растворения. Затем губкой, смоченной в растворе, протрите одну сторону листа бумаги, приготовленной для мраморирования. Убедитесь, что вся поверхность равномерно покрыта. Влажную бумагу положите между стеклами или досками для предотвращения коробления и зажмите в пресс или положите под груз в 50-100 фунтов.

Е. Бумага

Любая бумага, обработанная раствором квасцов, может использоваться для мраморирования. Японская бумага ручного изготовления дает хорошие результаты. Мелованную бумагу лучше не использовать. Размер бумаги зависит от размеров ванны.

Ж. Метелки и кисти.

Кисти можно купить в худ. магазине. Не стоит покупать дорогие кисти, лучше всего подойдут жесткие щетинные. Хорошие метелки можно сделать самостоятельно из веточек обычного веника. Для этого соберите веточки длиной ок 10 дюймов в пучок диаметром в ¾ дюйма, свяжите верхний край пучка прочной нитью, и сделайте еще одну перевязку приблизительно посередине пучка. Вторую обмотку лучше сделать подвижной, чтобы можно было регулировать рабочий кончик метелки.

З. Грабли и гребни.

Используются для формирования узора. Поскольку они часто используются вместе, их конструкции должны быть совместимы. Грабли имеют зубцы, расположенные шире, чем у гребней. Грабли нужно делать так, чтобы при при первом проходе вдоль длинной стороны ванны зубцы создавали полосы, а при втором обратном проходе делили расстояние между образованными полосами пополам. Обращайте внимание, что зубцы должны быть параллельны между собой и перпендикулярны поверхности грунта, иначе рисунок может получиться рваным и неравномерным. Один из способов изготовления гребней заключается в том, чтобы взять булавки или шпильки для волос и вклеить их между полосками плотного картона. Не забудьте покрыть картон несколькими слоями лака для защиты от влаги. Второй вариант — насверлить в деревянной планке отверстия и вставить в них гвоздики. Можно изготовить гребни с равным расстоянием между зубцами, но отличающимися по длине (одни делать по размеру равными длине ванны, другие — ширине).

И. Другие инструменты

Подготовьте емкости для смешивания красок, полосы газетной бумаги шириной в 2 дюйма и длиной в ширину ванны для очистки грунта, деревянную планку (кедр, красное дерево) длиной, равной ширине ванны, для очистки грунта, стилусы (шила) для формирования рисунка на грунте, фартуки, тряпки и т. п.

III. Процесс мраморирования

В одну из емкостей поместите немного краски. Добавьте воду и желчь в приблизительной пропорции 1 унция дистиллированной воды на 1 каплю желчи.

N.B. Чрезвычайно трудно предоставить готовый рецепт приготовления краски, т. к. чаще всего все зависит от местных условий. Поэтому идеальный вариант получения рецепта — проба краски на грунте. Если краска тонет, добавьте больше воды. Если красочное пятно расплывается так, что его практически нельзя увидеть на грунте, значит добавлено много желчи. Продолжайте экспериментировать, пока не добьетесь приемлемого результата.
Если вы выбрали краски от Виндзор& Ньютон, обратите внимание, что к некоторым цветам уже добавлена часть желчи. Обязательно протестируйте их на грунте, прежде чем добавлять желчь. Для этого просто добавьте к краске воды и капните на грунт. Если краска хорошо растекается, больше желчи добавлять не нужно.

Когда все подготовлено: грунт, краски и инструменты, можно приступать к работе. Метелкой или кистью набирают немного первой краски (обычно первый цвет — самый темный, например, индиго) и набрызгивают ее на грунт, постукивая метелкой по деревянной палочке, отвертке, другой кисти или просто по пальцу, с высоты около фута от поверхности грунта. Старайтесь покрыть всю поверхность грунта, чтобы сформировать фон. Затем таким же образом нанесите остальные цвета. На первых порах старайтесь использовать минимальное количество цветов, чтоб лучше понять механику процесса.
Турецкий способ мраморирования бумаги
Илл.I показывает, что краски не смешиваются, хотя набрызгиваются одна на другую. Это — результат добавления желчи к краскам. Желчь покрывает частицы красочного пигмента масляной пленкой, препятствующей смешиванию. Именно это явление способствует образованию в узоре так называемых «вен», когда последующие цвета вытесняют предыдущие. Если этот эффект является основным в узоре, такой рисунок именуется «камешками» или «турецким мрамором», поскольку рисунко напоминает расположение прожилок в натуральном мраморе. Илл.I показывает образец такого рисунка.

В конце статьи приведена диаграмма, иллюстрирующая последовательность действий для получения узоров, описанных в этой статье. Стрелки показывают направления, по которым движутся грабли, гребни или стилусы. При анализе диаграммы становится понятно, что большинство узоров образовано движениями, перпендикулярными предыдущим. Так илл.III и V показывают образец рисунка, образованного из мрамора «камешки». Этот узор называется «перья». Для его формирования по «камешкам» проводится широкий гребень вдоль продольной оси ванны. После четырех проходов вперед и назад узор готов.

Турецкий способ мраморирования бумаги

Переноса узора на бумагу добиться не просто. Илл.IV показывает один из способов. Зажмите диагонально противоположные углы бумаги большими и указательными пальцами рук, убедившись, что обработанная квасцами сторона направлена к грунту. Поскольку жир с пальцев может повредить нормальному переносу краски, старайтесь захватить как можно меньше бумаги. Опустите левый угол бумаги до контакта с грунтом. НЕ ОТПУСКАЙТЕ БУМАГУ! Затем «прокатывая» лист по поверхности грунта непрерывным движением, уложите лист, пока правый угол листа не ляжет на грунт. Опуская лист на грунт, избегайте быстрых и резких движений, т. к. это приводит к образованию воздушных пузырей между листом и грунтом, что портит узор. Как только лист уложен на грунт, квасцы вступают в химическую реакцию с желчью, закрепляя рисунок на бумаге. После этого лист можно снимать с грунта. Уложите лист на наклонную деревянную поверхность и слегка ополосните проточной холодной водой, смывая остатки грунта. Если краска смывается вместе с грунтом, значит раствор квасцов был слабым, или (что бывает чаще) вы перепутали и уложили бумагу необработанной стороной на грунт.

Турецкий способ мраморирования бумаги

Вернемся к формированию узоров. «Перья» – это основа для другого узора, именуемого «Нонпарель» (Франция, приблизительно 1700 г).

Нонпарель, в свою очередь — основа для узора «Большого» или «Малого Датского» (в зависимости от расстояния между зубцами гребня). Для формирования этого узора проведите гребнем вдоль короткой стороны ванны — и датский рисунок готов.

Из Датского узора можно сделать, в свою очередь, узор Fountaine. По Датскому узору нужно провести гребнем вдоль длинной оси ванны.

Из полученных узоров можно формировать новые и новые образцы, но к этому времени узор имеет тенденцию становиться грязновато-серым. Но есть иные методы образования новых рисунков. Например, белая краска может быть набрызгана на Нонпарель, или желчь, разбавленная водой, набрызгивается на «Камешки», что приводит к получению Итальянского венозного мрамора. Если добавить к краскам скипидар, это приводит к образованию мелких дырочек в рисунке — такой эффект называют Stormont.

В дополнение к данным эффектам, некоторые мастера, такие как Крис Вейман и Труди Эберхардт, используют трафареты, чтобы сделать рисунки на мраморном фоне, или наоборот, мраморные рисунки на рукописном фоне. Кто-то работает с тканью (Пегги Скайкрафт), кто-то с деревом (Ричард Вольф, Гийо и др.)

Турецкий способ мраморирования бумаги

4. Проблемы

Краски образуют «звезды», а не равномерные пятна

1. Разница температур между грунтом и красками составляет больше 5 гр. Дождитесь, пока температуры сравняются.
2. Грунт слишком густой. Добавьте воды комнатной температуры в грунт или чуть больше желчи в краску ( обычно второй способ предпочтительней).

Краски растекаются по грунту, но затем красочные пятна сужаются.

1. Краски содержат малое количество желчи. Добавьте чуть больше.

Красочные пятна имеют зернистую структуру.
1. Добавьте к краске немного метилового (изопропилового) спирта. Этот вариант временный, т. к. спирт быстро испаряется и его приходится добавлять.

Рисунок рваный, искаженный и имеет «пустоты»
1. Грунт загрязнен остатками предыдущей порции. Очистите грунт полосками газетной бумаги, либо деревянной планкой.
2. Бумага уложена на грунт неправильно, с образованием воздушных пузырей.

Рисунок имеет грязно-серый оттенок.
1. Слишком много манипуляций гребнями. Сократите количество движений.

Узор смывается при ополаскивании листа.
1. Бумага была плохо высушена после обработки квасцами.
2. Использование неподходящих квасцов. Не используйте аммониевые квасцы.
3. Лист уложен на грунт необработанной стороной.
4. Слишком слабый раствор квасцов.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий