Накладки на переплете

Марина Бутрович

Для многих актуален вопрос как украсить переплет без тиснения. В последнее время я очень много думаю на эту тему и пробую разные варианты. Сразу оговорюсь, что эти способы не являются полной заменой классического варианта отделки с помощью тиснения. Они могут послужить и дополнением, и самостоятельным вариантом оформления. Один из вариантов использование различных накладок с изображением. Все материалы доступны в свободной продаже. В процессе не требуется спец. приспособлений. Идеально подходит для персонализации. Стоимость минимальная. Постараюсь максимально подробно описать процесс работы, но если останутся вопросы, обязательно на них отвечу.

Небольшой МК на тему «альтернативное оформление переплета» с использованием накладок.

Метод переноса изображения (вживление) на разные поверхности. Вживлять буду распечатку с лазерного принтера на обычной офисной бумаге на фанеру, МДФ, шпон, кожу. В процессе работы были допущены некоторые ошибки, которые не позволили получить идеальный результат, о них напишу подробно.

Для начала все рабочие поверхности нужно ошкурить мелкой наждачкой, убрав явные неровности, и подготовить их к грунтовке.

Накладки на переплете

 В качестве грунта могут выступать различные составы. Фанеру покрываю обычной черной акриловой краской. МДФ – акриловой краской цвета слоновой кости. Шпон – водной морилкой цвета «дуб» для придания более глубокого и насыщенного цвета. После нанесения водных составов на поверхность мелкий ворс поднимется, и заготовку нужно повторно ошкурить. Следующие слои будут ложиться ровнее.

Накладки на переплете

Фанерную заготовку буду покрывать поталью цвета «серебро». Поталь клеится на специальный клей. Их существует очень много разных и по цене, и по составу. Так как поталь имеет свойство окисляться, лучше применять специальные составы и для наклеивания, и для защиты. Особенно сильно подвержена окислению золотая и медная поталь.

Накладки на переплете

Клей наносится на всю поверхность без пропусков тонким слоем, избегая следов от кисти. Поверхность должна быть очень гладкой. Все неровности и царапины проявятся в дальнейшем. Далее следуем инструкции, указанной на составе. После высыхания накладываем поталь на поверхность, ждем 30-60 минут для хорошего сцепления, приглаживаем мягкой кистью удаляя лишнее и полируем ватным диском или мягкой тканью, чтобы не поцарапать поталь. Важно избегать контакта с влагой и незащищенными руками. Влага и жир могут впоследствии оставить следы окисления.

Накладки на переплете

После полировки наносим защитный лак для потали на спиртовой основе (у меня шеллак). Их тоже большое количество, можно найти недорогой отечественный фирмы «таир» или приготовить самим. Шеллак наносится в 2-3 тонких слоя. Даже очищенный он имеет желтоватый цвет, и толстый слой будет виден на серебряной потали.

Накладки на переплете

Далее все поверхности готовятся к вживлению одинаково на всех заготовках. Наносим несколько слоев водного лака для получения гладкой поверхности. Чем более гладкая будет поверхность, тем лучше получится результат. Я использовала водный лак Kiva – 50. Цифра означат степень глянца чем она выше – тем больше глянца. Как показала практика, лучше использовать для всех этапов работы Kiva – 70. Даже при нанесении большого количества слоев он не замутняет рисунок, а при имитации фарфора — просто незаменим. Шпон я приклеила на мелованный картон плотностью 250 гр. и выровняла заготовку под грузом.

Накладки на переплете

Все необходимые инструменты на фото. Картинку печатаем в зеркальном изображении, все ненужные метки с лицевой стороны обрезаем, для сложной формы делаем разметку с обратной стороны на просвет.

Накладки на переплете

Последовательность действий:

  1. Пройти поверхность мелкой шкуркой до получения матовой поверхности, что увеличит сцепление.
  2. Нанести тонкий слой лака на бумагу со стороны печати по всей поверхности от центра к краям. Это обеспечит равномерное растяжение бумаги.
  3. Нанести слой лака на заготовку. Покрыть полностью тонким слоем, избегая пробелов и луж.
  4. Нанести второй слой лака на бумагу.
  5. Наложить бумагу на заготовку, избегая воздушных пузырей.
  6. Накрыть полученный «бутерброд» файлом и пригладить шпателем от центра к краям, выгоняя воздух и излишки лака.
  7. Выступивший лак удалить, он не должен попасть на обратную сторону бумаги.
  8. Накрыть чистым файлом и прикатать бумагу. Не допускать сдвигов бумаги.
  9. Оставить для просушки не менее 4 часов. Более 12 часов сушить бессмысленно.

Накладки на переплете

После высыхания смачиваем бумагу водой и дав ей разбухнуть (5-10 минут) скатываем ее пальцами. Это делается в несколько заходов. Если после просушки есть белесые участки или ворс, значит бумага удалена не полностью и процедуру следует повторить. После полного удаления бумаги покрываем финишным слоем этого же лака для защиты. Количество слоев регулируется и зависит от желаемого результата.

Накладки на переплете

После лакировки добавим несколько шагов для более достоверного внешнего вида.

Накладку из МДФ покрою фарфоровыми трещинками. Использую двухшаговый кракелюрный лак с нитяными трещинами.

Накладки на переплете

Их тоже огромное количество. Этот вариант полностью подходит для имитации фарфора и оптимален по соотношению цена — качество. На упаковке полная инструкция, поэтому дополню только то, чего в инструкции нет. Остальное очень коротко.

Нанести первый шаг. Просушить. Нанести второй шаг. Просушить. Затереть трещины сухой пастелью. Смыть второй шаг водой. После смывки трещины станут более бледными. Покрыть водным лаком.

  1. Размер и количество трещин регулируется толщиной первого слоя.
  2. Второй слой наносится на всю поверхность и втирается пальцами. Втирать пока есть свободное скольжение.
  3. После смывки первый слой остается липким, оберегать от пыли до нанесения защитного слоя лака (kiva).
  4. Если второй слой схватился не везде и пастель прилипла пятнами, ее можно удалить ватной палочкой, смоченной в сольвенте.Накладки на переплете

 Накладку из шпона заполирую до получения матовой поверхности.

Накладки на переплете

Вид до обработки.

Накладки на переплете

Вид после полировки.

Накладки на переплете

Теперь немного про ошибки:

Перед вживлением не поставила метки на обратной стороне. Картинка не по центру. Лак с глянцем 50 не подходит для имитации фарфора. Поэтому решила сфотографировать правильные образцы для сравнения. На левом образце все этапы сделаны лаком kiva-70.

Накладки на переплете

На фанерной накладке поверхность была недостаточно гладкой и изображение перенеслось с небольшими пробелами. Так же лак приглушает блеск потали.

Накладки на переплете

Так будет выглядеть правильный результат с подготовленной поверхностью и глянцевым лаком. На фото золотая поталь.

Накладки на переплете

И несколько вариантов использования накладок.

Ну и на десерт результат вживления в кожу. Это единственный эксперимент, поэтому четких инструкций нет. Вживляла тем же лаком, но наносила 2 слоя лака до вживления и 2 после, чтобы не потерять фактуру кожи. Кожа имеет явно выраженную фактуру и окрашенный товарный слой. За счет неровности не все черные плашки хорошо перенеслись, но можно брать растровые штриховые рисунки — это скроет огрехи. Лаковый слой на коже не заметен, при растягивании не трескается. На изображении тоже разрывов рисунка не появляется. На задней части этикетка дала трещину от растягивания, а лицевая часть осталась без изменений. На других сортах кожи не пробовала.

 

Марина Бутрович –  г. Москва. Место работы: издательство миниатюрных книг “Букос” (полный цикл издания от верстки до ручного переплета). В 2018 закончила обучение по специальности “декоратор”. Студия декора “АртельЕ”

Марина Бутрович

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий