Основы мраморирования бумаги

Памела С. Смит, MarbleSmith Papers (GBW 2012)

История

Мраморирование – метод декорирования бумаги, при использовании которого краски, плавающие на поверхности грунта, переносятся на лист бумаги. Точно проследить возникновение данного метода практически невозможно, но самые ранние из известных примеров были изготовлены на Востоке. Японская техника «Суминагаши» известна с VIII века. Эта техника использовалась в работах персидских и турецких мастеров, именуясь «Эбру». В Европе мраморную бумагу начали широко использовать к XVII в. Первоначально такая бумага изготавливалась в Голландии (что послужило поводом для появления термина «Dutch work»), а затем, чаще всего, переправлялась в Англию с товарами, которые были в эту бумагу завернуты (чтобы избежать дополнительных пошлин на ввоз бумаги иностранного изготовления). В Англии бумага аккуратно снималась, прессовалась и продавалась (в основном, переплетчикам).

В течение многих лет искусство мраморирования оставалось тайным, передававшимся непосредственно от учителя ученику.

К XVIII столетию мраморная бумага получила широкое распространение. До того, как книгопроизводство стало максимально механизированным, почти все издательства и мастерские имели собственное производство мраморной бумаги.

В настоящее время изготовление «мрамора» возрождается, но относится, скорее, к области искусства, чем к вспомогательному производству для переплетных мастерских.

Все о материалах

Грунт: желеобразный раствор, который создает основу для растекающихся по его поверхности красок. Я использую раствор экстракта каррагена (chondrus crispus), известного так же, как ирландский мох. Это разновидность лишайника, растущего на скалах вдоль побережья Атлантического океана, Северного моря и в прибрежных районах Ирландии. Данные водоросли содержат большое количество слизи, которая прекрасно себя зарекомендовала при изготовлении «мрамора». Экстракт этих водорослей – каррагинан – сегодня широко используется в пищевой промышленности в качестве загустителя различных продуктов. Каррагинан доступен для приобретения в порошкообразной форме, не требующей длительного вываривания, в отличие от водорослей.
Краски: Для мраморирования возможно использование практически любых красок, как на водной, так и на масляной основе. Я использую акриловые/гуашевые краски Acryla от компании Holbein, а также Winsor & Newton Gouache.
Диспергирующая добавка. Жидкое вещество, необходимое для более простого и равномерного распространения красок по грунту. Традиционно в качестве такого агента используется бычья желчь. Я использую добавку Golden Acrylic Flow Release от Holbein Acryla.
Квасцы. Так называемая «протрава» или «фиксатор». Наносится на поверхность мраморируемой бумаги. Улучшает впитываемость красок, предотвращает их растекание при промывке готовой бумаги.

Все об оборудовании

  • Два пластиковых ведра на 5 галлонов (галлон – 3,8 л) для хранения смешанного грунта и для промывочной воды.
  • Электрический миксер для смешивания каррагинана и воды.
  • Столовая ложка для измерения порошкообразного каррагинана.
  • Ванна для грунта и промывочная доска для использования грунта во время печати и для расположения листов во время промывки.
  • Доска для чистки поверхности грунта.
  • Газетные полосы для чистки поверхности грунта от остатков краски.
  • Резиновые перчатки для защиты рук от раздражителей, содержащихся в красках и квасцах.

Оборудование для применения квасцов:

  • Галлоновая стеклянная банка для хранения раствора квасцов.
  • Квартовая (кварта = ~ 1 л) чаша для нанесения раствора квасцов на бумагу.
  • Губка для нанесения квасцов на бумагу.
  • Доска размером немного больше, чем бумага, подготовленная для мраморирования.

Краски

  • Пинтовые (0,5 л) или полупинтовые (0,25 л) банки с крышкой для хранения смешанных красок.
  • Инструменты для дозирования и нанесения красок: пипетки, кисти и т.п.
  • Инструменты для создания рисунков: гребни, шила и все остальное, что вам придет в голову.
  • Оборудование для сушки бумаги. Веревки, стеллажи, которые используются для раскладки готовых листов. Я использую горизонтально расположенные обрезки ПВХ-труб.

Процесс.

Грунт: Я довольно долго пользовалась ирландским мхом для приготовления грунта. Могу искренне сказать, что использование готового каррагинана дает те же результаты, но экономит массу времени.
Смешайте 2 ст.ложки каррагинана с галлоном воды. Обратите внимание, что вода бывает разная. Вода из водопровода или скважины может иметь дополнительные минеральные примеси, которые могут повлиять на растекание красок. Лучше экспериментировать с дистиллированной водой.
Смешивание происходит так: налейте одну кварту воды в емкость нужного размера. Затем в другой емкости смешайте кварту воды со ст.ложкой каррагинана, постоянно перемешивая. Перелейте смесь в емкость с водой. Добавьте еще кварту воды в емкость, где вы смешивали каррагинан. Вы не только отмоете емкость, но и используете остатки каррагинана. Перелейте эту воду в общую емкость. Повторите все шаги до достижения нужного вам объема грунта.

Квасцы. Приготовьте раствор квасцов, добавив ¾ стакана квасцов (аллюмо-калиевых или аллюмо-аммониевых) на один галлон теплой воды. Такой раствор можно хранить в стеклянной банке. Губкой нанесите полученный раствор на лист бумаги. Убедитесь, что лист покрыт равномерно, и не осталось непокрытых квасцами областей, т.к. эти области впоследствии будут хуже «принимать» краску. Просушите листы между досками до слегка влажного состояния. Такая влажность бумаги оптимальна для впитывания краски, но недостаточна для скручивания бумаги.

Краски: несмотря на то, что вполне возможно использовать краски на масляной основе, краски на водной основе проще контролировать. Я использую серию красок Acryla I, разбавляя краски дистиллированной водой в соотношении 1/3. Количество воды и краски можно корректировать в зависимости от необходимой насыщенности цвета.
Диспергирующие добавки. Традиционно используется бычья желчь. Но она хорошо работает с акварельными и специализированными красками для эбру. Для акрила лучше использовать специализированные добавки, типа «Golden Acrylic Flow Release». Агент добавляется ко всем краскам, но в различном количестве, чтобы обеспечить равномерное распределение красок по поверхности грунта. Добавлять агент к краскам надо по одной капле, контролируя растекание краски по грунту после каждого добавления.

Нанесение красок. Для нанесения можно использовать пипетки, кисти, даже аэрографы. На качество рисунка влияет не только количество наносимой краски, но и каждое движение, расстояние от кисти/пипетки до грунта, давление в аэрографе и т.п.

Печать. Листы бумаги, обработанные квасцами, должны находиться между досками непосредственно до момента нанесения краски. Вынимаем лист, берем его за противоположные углы, придаем листу форму буквы U и размещаем лист над ванной с грунтом. Опускаем один угол на грунт и плавным движением опускаем весь лист, стараясь избежать появления воздушных пузырей.
Затем поднимите лист за один угол плавным непрерывным движением и разместите его на доске для промывки. Смойте остатки грунта небольшим количеством воды. Помните, что рисунок на бумаге до полного высыхания может смазываться, поэтому разместите готовый лист на сушилке.

Если у вас есть вопросы, свяжитесь с Pam Smith MarbleSmith Papers PO Box 655
Abiquiu, NM 87510

shirinne@windstream.net (505) 685-4486

Французская ракушка. Этот рисунок создан во Франции примерно в конце XVIII века и был особенно популярным в начале 18хх годов. Характеризуется светлым ореолом вокруг более темных цветовых пятен. Обычно использовалось три цвета, самым популярным был коричневый. Именно поэтому данный рисунок получил второе название «Крупный французский коричневый». В ранних вариантах часто использовались синий и оранжевый цвета.
Принцип создания такого рисунка основывается на нанесении двух основных цветов, которые затем «вытесняются» третьим цветом с большим добавлением желчи.

French Shell
Исторические рецепты
“Максимально измельчив пигмент основного цвета (оранжево-коричневый ) или равное количество красной охры и венецианского красного, добавить несколько капель воды и желчи, немного перемешайте кистью, добавьте немного скипидара. Добавьте от двух до шести капель льняного масла и снова перемешайте до равномерной консистенции краски.
Вместо льняного масла можно использовать другие вещества. Например, я использовал жир, вытапливающийся при жарке красной рыбы, который, на мой взгляд, работает лучше масла.”

Хью Синклер «Весь процесс мраморирования бумаги», 1815 год. Первая британская книга о мраморировании.

“На сегодняшний день лучшим маслом для разбавления красок для рисунка «Французская ракушка» является оливковое. Могут использоваться и другие масла, такие как льняное или олифа, но оливковое масло дает хорошие результаты и вполне доступно.
“Краски для венозного рисунка могут быть разбавлены чуть сильнее, чем основные, и содержать чуть больше желчи. Добавление к желчи нескольких капель масла помогут лучшему смешиванию компонентов, главное при добавлении масла к краске постоянно перемешивать смесь кистью”.

С.В.Вулно «Искусство мраморирования», 1853 г. Второе руководство по мраморированию на английском языке.

Рецепт от MarbleSmith
Добавьте три капли оливкового масла Bertolli Extra Light к базовому цвету,
состоящему из 1 стакана воды, приблизительно ¼ 14 мл-тюбика гуаши Winsor & Newton Designers и 3-5 капель желчи. Оставьте смесь на ночь. Используйте широкую кисть для первых двух цветов и еще чуть более широкую кисть для базового цвета. Базовый цвет наносите в 2-3 слоя, это делает ореол более выраженным и создает большую глубину рисунка.

Французский золотой венозный рисунок. Золотые венозные рисунки были довольно редкими на протяжении всей истории. Они либо формируются одновременно с основным рисунком, либо наносятся на уже готовый мраморный лист. Первые образцы датируются 17- м веком, когда переплетчики французского королевского двора отец и сын Ле Бретон прославились своими золотыми и серебряными венозно-мраморными бумагами. В 19 – м веке золотые вены часто наносили на уже готовые мраморированные листы методом литографии.
Несмотря на довольно редко используемый рисунок, такая бумага оставалась популярной до начала XX века. Исторических рецептов изготовления такого рисунка мне найти не удалось.

Gold vein

Рецепт от MarbleSmith
Смешайте две краски для венозного рисунка с добавлением нескольких капель желчи и ¼ 14-мл тюбика Winsor & Newton Gouache, разбавьте примерно 1 стаканом воды. Цвет золотой вены состоит из приблизительно ½ 15-мл тюбика Holbein Artists Gouache Pearl Gold , разбавленной в ½ стакана воды, нескольких капель желчи и двух столовых Aardvark brilliant gold mica powder. Золотые вены – это третий цвет, наносимый на грунт и должен он наноситься в небольших количествах. Базовый цвет наносится поверх золота и вытесняет золото, формируя тонкий венозный рисунок. Убедитесь, что бумага слегка увлажнена – сухая бумага плохо воспринимает краски-металлики.

 

Гребневый рисунок. Этот узор также называется GetGel или Forward-Backward Marble. Он появился в начале 17 – го века, и становился все более популярным на протяжении 19 – го и 20 – го веков. Исторически на грунт наносились три-пять красок для создания узора. Пигменты измельчали с добавлением пчелиного воска, чтобы увеличить глубину цвета.

GetGel

Рецепт от MarbleSmith
Смешайте три-пять цветов следующим образом: добавьте приблизительно
¼ из 20-мл тюбика Holbein Acryla Gouache в 1 стакан воды, добавьте 3 капли Acrylic Flo Release.
Приготовьте раствор ½ стакана воды и 12 или 15 капель Acrylic Flo Release. Это будет действовать как замедляющий агент. Используйте аэрограф, чтобы равномерно нанести эту смесь на поверхность грунта.
Затем, используя пипетки, наносите краски на поверхность грунта.
Используйте гребни для создания узора на грунте. Проведите гребнем сначала вдоль длинной стороны кюветы, затем в обратном направлении, сместив гребень на половину зубца. Повторите вдоль короткой стороны кюветы.

 

Дубовый лист. Популярный в течение короткого периода времени в конце 19- го и начале 20- го веков, «дубовый лист» изготавливается тремя и более цветами. Основной цвет наносят на грунт, затем каплями наносят остальные краски. Финальное нанесение – капли белого цвета. Гребень проходит через поверхность грунта по прямой, затем волнообразно в двух направлениях.

мраморирование бумаги

Рецепт от MarbleSmith
Смешайте краски, как описано в рецепте MarbleSmith Reverse Comb. Уменьшите количество Flo Release.
Нанесите базовый цвет с помощью аэрографа, нанося мелкие капли на поверхность грунта. Остальные краски наносите при помощи пипеток.
Используйте гребень с частыми зубцами (½ дюйма) вдоль длинной стороны кюветы, затем сделайте обратное движение, сдвинув гребень на половину расстояния между зубцами. Затем возьмите более мелкий гребень и пройдитесь им вдоль короткой стороны кюветы.
Завершите рисунок, нанеся аэрографом мелкие капли раствора Flo Release.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий