«Немраморный мрамор»

Джек и Тафф Фиттерер. Перевод с англ.

Технология мраморирования широко использовалась для украшения переплетной бумаги и форзацев. Часто использовалась традиционная технология мраморирования (перенос плавающих красок с грунта на бумагу), но существовали и иные способы, когда краска наносилась непосредственно на бумагу. Собственно, названия, типа, «агатовый мрамор» не совсем верные, т.к. техника изготовления такой бумаги – это скорее крапление, чем мраморирование. Такие методы украшения бумаги использовались в Германии и Франции с XVII по XIX века и известны под названием «sprenkelpapier» или «забрызганная бумага», что довольно точно описывает процесс изготовления.
Краски набрызгиваются непосредственно на бумагу. Иногда бумага специально обрабатывалась различными химикатами, что позволяло получить дополнительные эффекты, например, ореолы вокруг капель краски.

Здесь представлены два варианта крапленой бумаги. Первый из них, ‘kiebitzpapier’ (или бумага «яйцо ржанки»), основан на набрызгивании черной краски на охристую основу. Этот стиль появился в Германии в XVIII веке, как дешевая альтернатива переплетам из кожи, окрашенной таким же образом. Такая бумага чаще всего использовалась в полукожаных переплетах, но иногда являлась единственным покровным материалом, как на представленном фото.

Декоративная бумага для переплета

Второй вариант – это «агатовый мрамор», бывший распространенным в Германии и Франции в XVIII – XIX веках. Для получения такой окраски используется несколько красок, набрызгиваемых на специально подготовленный лист, что позволяет получить «пушистые» края цветных пятен. На приведенном примере первыми наносились маленькие синие капли. После полного высыхания первой краски наносилась вторая – коричневая – с расчетом большего растекания по поверхности листа, а затем третья – зеленая.

Декоративная бумага для переплета

Еще раз подчеркнем, что подобная бумага – хорошая недорогая альтернатива более дорогостоящим покровным материалам. Изначально такая бумага изготавливалась вручную в переплетных мастерских, но с развитием печатной техники в конце XIX века перешла в разряд «забытых искусств», но сегодня снова получает распространение.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

1 Ответ

  1. 30.03.2018

    […] Фиттерер Джек, Фиттерер Тафф. Немраморный мрамор / Перевод с английского. Цитата: Здесь представлены два варианта краплёной бумаги. Первый из них, «kiebitzpapier» (или бумага «яйцо ржанки»), основан на набрызгивании черной краски на охристую основу… Второй вариант — это «агатовый мрамор», бывший распространённым в Германии и Франции в XVIII–XIX веках. Для получения такой окраски используется несколько красок, набрызгиваемых на специально подготовленный лист, что позволяет получить «пушистые» края цветных пятен… […]

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: