Переплетная мастерская “Colonial Williamsburg”

Сегодня трудно представить, что в 18 веке книги были предметами роскоши. Сегодня мир купается в книгах: Интернет-библиотеки предоставляют коллекции в миллионы томов, которые можно скачать за несколько щелчков «мыши», книги в мягких обложках, цифровые книги – все это общедоступно и недорого. Так было не всегда. В 18 веке книги были привилегией среднего и высшего классов общества. Например, Томас Джефферсон собрал 6500 томов. Эта коллекция стала основой Библиотеки Конгресса. Но большинство людей довольствовалось всего несколькими книгами.

«Книги были сокровищами», – рассказывает переплетчик Брюс Пламли. – «Одна книжная полка уже гордо именовалась «библиотекой». Книги были символом статуса. Если у вас есть библиотека, значит, вы богаты и образованны».

Производство бумаги и переплетной кожи было процессом долгим и потому недешевым. Соответственно, и книги стоили дорого. Изготовление простой бухгалтерской книги включает в себя около 30 шагов и занимает от 12 до 20 часов. Но именно этот процесс превращения льняных тряпок и кож в настоящее сокровище и ценится выше всего.

Мастер-переплетчик Брюс Пламли и его подмастерья Дейл Диппр и Джеймс Таунсенд бережно хранят традиции переплетного дела. Они делают не только простые бухгалтерские книги, но и работают с кожей, металлом и золотом.

Пламли изучал переплетное дело в Англии в 50-х годах XX века. Его наставником был Эрик Бурдетт, мастер мирового класса. Сегодня такого же уровня достиг и Брюс Пламли. На настоящий момент он обладает двумя мемориальными премиями Томаса Харрисона, присуждающимися за выдающиеся заслуги в переплетном деле, а также является членом Общества дизайнерсокго переплета (всего таких членов – 21 во всем мире). Брюс Пламли – талантливый реставратор книг, работавший с двумя Библиями Гуттенберга, с библиотекой лорда Нельсона и т.п.

В XVIII веке в профессию переплетчика молодые люди приходили через ученичество в мастерских. Начиналось их обучение в подростковом возрасте и заканчивалось годам к 20. К этому времени ученики достигали уровня подмастерьев, способных выполнять различные переплетные операции: фальцовку, шитье, проклеивание книжных блоков, минимальную отделку переплетных крышек и т.п.

Самой сложной была работа по отделке переплетов. Английские традиционные переплеты, как правило, обладали довольно сдержанным оформлением, тогда как французские отличались роскошным золотым тиснением. «Работа с 24-хкаратным золотом довольно сложна и требует определенного навыка и хороших инструментов», – говорит Брюс Пламли. – «Но если вы сумеете освоить этот процесс, то поймете – нет ничего красивее, чем книга, богато отделанная золотом».

Большинство американских мастеров в XVII в были универсалами. Англия в тот же период славилась тем, что мастер, как правило, был специалистом в какой-то конкретной операции. По словам Пламли, мастера того времени, такие как Самюэль Меарн  и Роджер Пейн, и на сегодняшний день остаются своеобразными эталонами качества отделки переплетов.

Работа переплетчиков в мастерских при больших учреждениях всегда была прибыльной, т.к. объем заказов был довольно высок – это и реставрация фондов, и переплет новых книг, в которых нуждалась и церковь, и врачи, и торговцы, и капитаны морских судов. Сегодня преемники тех старых переплетчиков говорят, что нет иной работы, которой они хотели бы заниматься. «Я люблю свою работу», – говорит Диппр. – «Самое главное в ней – это творчество. Любая работа может быть скучной и рутинной, но работа переплетчика всегда оставляет место для разнообразия.»

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий