Средневековый переплет

перевод с англ.

Монастырские скриптории, как и более поздние светские библиотеки, в первую очередь занимались копированием, переводом книг и созданием рукописей. Эти рукописи изготавливались, как правило, для состоятельных людей, поэтому были богато украшены. Для украшения использовались редкие дорогие пигменты, золото, иногда (довольно редко из-за склонности к потемнению) серебро. Манускрипты стали своеобразным символом статуса во времена Средневековья и раннего Возрождения, поэтому делались они на совесть — основательно и прочно, чтобы как можно дольше сохранять декоративную и практическую ценность.

Примерно в 200 г н.э впервые листы папируса для письма были сложены вдвое, что увеличивало количество страниц для записей. Позднее такие сложенные листы стали скреплять вместе, что привело к появлению кодексов (от лат. Caudex — ствол дерева). Такие книги, составленные из отдельных сложенных листов именовались фолио. Фолианты имели существенный недостаток — так как каждые 4 страницы должны были отдельно прошиваться, это вызывало заметное утолщение корешка. Кроме того, частые стежки приводили к повреждениям папируса при переворачивании страниц.

Эти проблемы могут быть решены при помощи объединения отдельных сфальцованных листов в группы, называемые тетрадями. Два соединенных листа называются кварто, 4 — фолио. Тетради гораздо менее склонны к разрывам, а то, что один стежок соединяет сразу несколько листов, уменьшает утолщение корешка. Папирус не является идеальным материалом для книг из тетрадей, т. к. не приспособлен к многократному складыванию. Поэтому следующим шагом стало использование пергамента — тонко выделанной шкуры теленка или козленка. Популярность пергамента послужила тому, что слово «пергамент» стали использовать для обозначения вообще любого вида письменности на коже. Пергамент — прекрасный материал для письма, а мастерство кожевенников позволяло получать тонкие и очень прочные листы, которые, зачастую без повреждений, дошли до нашего времени, например, в каролингских кодексах.

Для защиты книг от внешних воздействий стали использовать деревянные крышки. Сначала просто две доски, между которыми помещалась книга, затем эти доски стали скреплять между собой, а позднее и к самой книге.

После того, как была разработана основа переплета книг, дальнейшие изменения касались, как правило, деталей: способов пришивания блока к переплету, добавления форзацев, использования различных покровных материалов и т. п. Эти детали позволяли переплетному искусству постоянно совершенствоваться до начала массового промышленного производства книг, после чего это мастерство постепенно пришло в упадок и начинает возрождаться только в наши дни.

Далее я опишу технику изготовления переплета на поднятых шнурах, которая была одной из основных методик переплета рукописей до начала 19 века.

Материалы и инструменты

  • 20 листов бумаги 7,5“ x 9” (желательно тряпичной бескислотной)
  • 2 жесткие доски или прямоугольники фанеры, каждый размером 8“ x 4,5”
  • Около 36” шелковой нити
  • Одна игла №20
  • 3 крученых шнура по 4“ длины каждый
  • Качественный клей
  • Круглая кисть среднего диаметра (№7 или близкая)
  • Переплетная или тонкая одежная кожа
  • Шило или игла большого диаметра
  • 2 листа для форзацев 7,5“ x 9”
  • Маленькие ножницы
  • Скальпель

Желательно также иметь швальный станок и пресс (либо доски с набором грузов) для опрессовывания книги на разных этапах.

Если планируете переплетать книгу в ткань или «полукожу», то позаботьтесь о дополнительном покровном материале на ваш вкус.

Если хотите поставить застежки, то потребуется собственно фурнитура и полоски более плотной кожи.

Фальцовка и подборка

Мы будем делать чистую книгу из 5 тетрадей по 4 листа, сшитых на 3 поднятых шнура.

Разложите ваши листы на 5 групп по 4 листа. Выровняйте каждую группу как можно точнее и аккуратно сложите все 4 листа одновременно, следя, чтобы фальц проходил строго по центру. Теперь каждый лист состоит из двух страниц, по одной с каждой стороны сгиба. Правая страница традиционно называется recto (лат. Recto – правильный), а левая — verso (лат. Verso – переворачивать). В современных книгах страницы recto имеют нечетную нумерацию, а verso – четную.

Шитье

Листы в тетрадях необходимо тщательно выровнять и сделать шилом или толстой иглой 8 отверстий через сгиб тетради на следующих расстояниях от нижнего края тетради: 0,5″, 1″, 1.5″, 3.75″, 4.25″, 6.5″, 7″ и 7,5″. На первых порах лучше разметить положение отверстий как изнутри, так и снаружи тетради и по карандашным отметкам контролировать аккуратность проколов.

Вставив шелковую нить в иглу, проденьте иглу в нижнее отверстие с внешней стороны тетради. Проводите нить через отверстия поочередно внутрь и наружу, внешним стежком охватывая отрезок шнура. Дойдя до последнего отверстия, проведите нить вверх к следующей тетради и введите иглу в крайнее отверстие. Продолжайте шить по вышеприведенному описанию, но обратите внимание, что, выводя нить из последних отверстий, ее нужно перехлестнуть со стежком на предыдущей тетради. Закончив шить все тетради, завяжите нить.

 

Средневековый переплет

Если вы планируете позолотить обрез (в рамках данной статьи не описано), то обрез нужно отполировать. Для этого максимально туго зажмите блок в пресс и обработайте обрез широким лезвием.

Средневековый переплет

Подготовка и крепление крышек

Средневековый переплет

Выровняйте доски с корешком блока и отметьте места, где проходят шнуры (приблизительно на 1,25″, 4″, и 6,75″) Просверлите отверстия диаметром чуть больше, чем диаметр шнура на расстоянии около 3/8“ от края крышки в каждом из отмеченных мест.

Проведите концы шнура через внешние отверстия. Распушите концы «веером» и приклейте их к внутренней стороне крышки. Следите, чтобы от края крышки до блока оставалось около 0,25“, чтобы книга могла свободно открываться и закрываться.

Кожаный шарнир

Средневековый переплет

Отрежьте полоску тонкой кожи около 2,5“ шириной и длиной на 1“ короче высоты блока. Отцентруйте полосу по зазору между крышкой и блоком и приклейте. Повторите с другой крышкой. Это — один из важнейших элементов книги, т. к. он отвечает за прочность книги в целом.

Проклейка корешка

Средневековый переплет

 

Закройте книгу, поместите ее в пресс и покройте корешок слоем эластичного клея. Старайтесь, чтобы кисть слегка заходила между тетрадями, но не слишком глубоко, т. к. это может привести к склеиванию страниц, что осложнит нормальное открывание книги.

В книгах, состоящих из большего количества тетрадей, корешок округляется специальным молотком. С такими тонкими книгами данную операцию можно пропустить, либо руками слегка округлить корешок перед помещением книги в пресс.

После полного высыхания клея, нанесите еще один слой клея и приклейте сверху полосу ткани. Не используйте водонепроницаемые материалы.

Покрытие переплета

Описано для полукожаного переплета, но принцип может быть использован для цельнокожаных, тканевых и т. п. вариантов.

Для корешка вырезается полоса переплетной кожи около 3“ шириной и длиной на 1“ больше высоты книги. Тщательно покрывается клеем. Также клеем промазывается «ответная часть» на книге. Приложите закрытую книгу к центру полосы и прижмите. Прорежьте в коже прямоугольные участки сверху и снизу и заверните кожу внутрь к корешку. Это удобнее сделать до того, как кожа будет приклеена к книге, если вы тщательно разметите размеры подгибов. Затем пригладьте края кожи к крышкам.

Средневековый переплет

Выберите материал для оставшейся части переплета. Вырежьте прямоугольники с припуском по 0,75“ по размеру переплетаемой части. Срежьте уголки, как показано на рисунке. Нанесите клей на материал и на крышки и заверните материал.

Для маскирования стыка между тканью и кожей можно использовать узкую тканевую ленту.

Форзацы

Обрежьте форзацные листы до размера листов вашей книги. Надо заметить, что все работы по покрытию переплета, украшению крышек различными накладками, закреплению застежек и т. п. должны быть закончены до приклеивания форзацев. По сути, форзацы — это последний этап переплетных работ.

Нанесите клей на внутреннюю сторону крышки и на первую/последнюю страницу блока. Приклейте форзац, стараясь не допускать образования складок.

Средневековый переплет

Установите раскрытую книгу вертикально (7а), чтобы дать форзацам лучше просохнуть. По высыхании закройте книгу и поместите ее в пресс на несколько часов.

Роберт Феррелл 1989 г.

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

3 комментария

  1. KraftSkald:

    Прекрасная статья! Спасибо!

  2. Александр Чебелев:

    > Установите раскрытую книгу вертикально (7а), чтобы дать форзацам лучше просохнуть.
    Разве бумагу не “поведет” без обжима книги под прессом сразу, после вклейки?

    • Николай Кушнир:

      Александр, в статье, в принципе, довольно много моментов, не то чтобы спорных, но довольно “непривычных”. Чтобы не повело бумагу, тут нужен опыт и набитая рука, чтобы точно подобрать консистенцию и количество клея и т.п.

Добавить комментарий