Золочение больших поверхностей

Дж.Рейд-Каннингем

Перевод с англ.

1

В традиционной отделке переплетов часто используется сусальное золото для получения светового акцента. Под «золочением поверхностей» я подразумеваю покрытие золотом больших площадей переплета, иногда даже переплета целиком. Такой способ отделки переплетов встречается нечасто, однако некоторые французские переплеты  1920-30х гг в стиле арт-нуво были декорированы именно так. В последнее время в дизайнерских переплетах все чаще используют золочение больших площадей, что позволяет получить роскошный «пылающий» эффект.

В 2005 г Boston Athenaeum, где я являюсь ведущим реставратором, выделил грант на исследования способов золочения поверхностей. Мне был предоставлен месячный отпуск для поиска образцов такого золочения и разработки методов золочения поверхностей. Я посетил английские институты, музей Виктории и Альберта, библиотеку Вормсли и Британскую библиотеку, а затем провел несколько недель в своей мастерской, тестируя различные клеи и способы нанесения золота на большие элементы переплетов. Добившись нескольких приемлемых результатов, я провел несколько семинаров по этой теме для Гильдии книжных работников, Центра книги в Сан-Франциско, а также в мастерской книжного искусства в Истхемптоне.

Золочение больших поверхностей

Трансферное золото

Золочение больших плоских поверхностей лучше всего производить трансферным листовым сусальным золотом (Transfer leaf, patent leaf), которое представляет из себя золотой лист, нанесенный на ткань, что позволяет работать с ним, не опасаясь случайных разрывов, образования складок и т.п. Такое золото можно резать ножницами, специально предназначенными только для этой операции, т.к. любой дефект лезвия может повредить золотой лист. Лист, освобожденный от ткани необходимо наносить на основу при помощи масла или вазелина.

Иногда возникает ощущение, что любой клей, изобретенный человеком, так или иначе использовался для золочения. Соответственно, выбор довольно велик. Яичный белок, крахмальный клей, желатин, рыбный клей – все это использовалось для нанесения золота. Я добился наилучших результатов, используя шеллак. Для бумаги и пергамента я использовал Miniatum, а для золочения папируса – ПВА Jade 403.

Для нанесения клея используйте мягкие колонковые кисти. Я не добился хороших результатов с валиками, которые сейчас переплетчики часто используют для нанесения клея – золото, нанесенное на такой клеевой слой всегда кажется неровным. Силиконовая или вощеная бумага используется для маскирования границ золочения, удобнее всего использовать полупрозрачную силиконовую бумагу. Для температурной обработки золота применяется утюжок. Обратите внимание, что регуляторы температуры на разных устройствах дают разную температуру, поэтому, несмотря на то, что я буду давать температурные значения, обязательно экспериментируйте именно с вашим инструментом.

Тесты кроющих материалов, таких как Krylon, Klucel G, SC6000 и т.п. показали, что при правильно выполненном золочении в них нет никакой необходимости.

Иллюстрации показывают золочение отдельных листов, но обычно я выполняю золочение на готовых переплетах.

colla_fixor_cuoio_extra_5_kg_1

  1. Золочение кожи с Fixor

Основной проблемой золочения больших поверхностей кожаных переплетов является толщина клеевого слоя, которая приводит при своей недостаточности к осыпанию золота, а при излишке – к изменению свойств кожи. Также накладывание золотых листов внахлест образует зоны более плотного золота, а встык – образует тонкие непокрытые линии между листами. Поэтому правильное нанесение золота – основная сложность золочения больших площадей.

Все клеи, которые переплетчики относят к шеллакам, являются патентованными продуктами, формулы которых засекречены производителем, поэтому узнать их точный сосав не всегда возможно. Клей BS изготовлен из французского шеллака, смешанного со спиртом и аммиаком. Клей JHS использует аналогичную формулу, но вместо аммиака используется бура. С клеем JHS я не получил хорошего результата, но это, скорее, проблема моя, а не клея.

3

В настоящее время для золочения я использую Fixor. Его часто также относят к шеллакам, но Бетси Палмер Элдридж из канадского института реставрации сообщила, что по их тестам Fixor шеллаком не является. Возможно, это какой-то животный клей с растворителем. Перед использованием Fixor разбавляется дистиллированной водой в пропорции 2 части Fixor к 1 части воды. После нанесения надо дать Fixor’у подсохнуть в течение двух часов, т.к. он имеет свойство собираться на поверхности в капли, приводящие к неравномерности золочения.

Традиционное золочение по яичному белку можно назвать «влажным процессом», т.к. кожа в процессе золочения влажная. Золочение по шеллаку – процесс сухой, кожа не увлажняется, хотя повышенная влажность в помещении, где проводятся работы, почти всегда делает золочение более успешным. Экспериментируя с многослойным нанесением клея на основу, я пришел к выводу, что одиночный тонкий, но сплошной слой даст лучший результат. Многослойное покрытие даст большую равномерность, но создаст толстую прослойку между кожей и золотом. Нанося клей, обратите внимание на отсутствие воздушных пузырей, т.к., лопнув, они приведут к повреждению золотого слоя. Используйте боковое освещение, чтобы контролировать равномерность нанесения клея, перехлест золотых листов, наличие густых мазкой клея, т.к. все это в конечном итоге приводит к образованию ненужных неровностей на золоте.

Кожу можно также позолотить, применяя Джейд 403 PVA или Miniatum, как описано ниже для бумаги и папируса, но оба этих клея имеют свойство заполнять рельеф кожи, что приводит к неприятному тактильному восприятию кожи.

Каждый клей дает различный финальный результат, обусловленный его рабочими свойствами, поэтому при выборе клея нужно руководствоваться тем, какой результат мы хотим получить. Так Джейд 403 PVA кажется визуально плоским, Miniatum придает золоту более легкий блеск, BS оставляет ощущение небольшой липкости, Aurofix хорошо проникает в кожу, оставляя тонкое покрытие. Учитывая то, что целью золочения является нанесение золота, не испортив восприятия от кожи, я использую Fixor.

Золочение больших поверхностей

Приглаживание золотого листа утюжком

Рисунок 4. Поместите золотой лист на покрытую клеем область и накройте листом силиконовой бумаги. Несколько раз прогладьте утюжком, разогретым до 250 гр, чтобы слегка закрепить золото на основе. Старайтесь не вдавливать утюжок в кожу, т.к. оставшиеся вмятины под золотом будут сильно заметны. Не нагревайте край листа, где будет стык с другим листом золота, т.к. небольшую полоску золота затем нужно будет удалить, чтобы скрыть границу между листами.

Золочение больших поверхностей

Снятие бумажной подложки

Рисунок 5. Мягко отогните силиконовую бумагу и удалите ткань, затем верните бумагу на золото. В течение 10 сек прогрейте поверхность золота утюжком, не приглаживая края листа.

Золочение больших поверхностей

Удаление краев золота

Рисунок 6. Удалите бумагу и, используя ватный тампон, удалите золото по краю листа. Это предотвратит образование четкой границы вдоль стыка листов. Повторите первые два шага со вторым листом.

Рисунок 7-8. Мягко удалите лишнее золото, накладывающееся на первый лист, и продолжите со следующим листом. Повторяйте шаги до полного покрытия площади золочения, обращая особое внимание на области стыков золота.

Золочение больших поверхностей

Удаление излишков золота

Рисунок 9. Когда необходимая область будет покрыта золотом, быстро прогладьте всю площадь утюжком, стараясь не задерживать утюжок на одном месте. Снимите бумагу и тампоном удалите лишнее и осыпавшееся золото. Если золото попало на ненужные области, аккуратно удалите его ватной палочкой, слегка смоченной в бензине для зажигалок. Не используйте полировальники, т.к. если золото было нанесено правильно, то в дополнительной полировке оно не нуждается. Если же была допущена ошибка в нанесении клея или золота, но никакая дополнительная полировка результат не исправит.

kolner_miniatum_yellow

  1. Золочение бумаги и пергамента с Miniatum

Большие листы ручного или машинного изготовления можно успешно золотить с помощью Jade 403 PVA или Miniatum. Следующие инструкции описывают использование Miniatum, который был разработан для каллиграфов для золочения гибких материалов; т.е. процесс – то же самое золочение бумаги и пергамента. Есть два вида Miniatum: желтый Miniatum используется  для традиционного иллюминирования рукописей, где требуется слегка выпуклая поверхность позолоченных элементов. Белый Miniatum предназначен для золочения, когда требуется плоская поверхность золота, поэтому белый Miniatum является более предпочтительным для золочения больших площадей. Торговая марка Miniatum принадлежит фирме Kölner в Германии, рецептура засекречена.

11

Я обычно золочу лист большего формата, затем подрезаю его для использования в дизайне или в качестве форзаца. Для изготовления позолоченного форзаца золото необходимо наносить после фальцовки листа, но до его подрезки по формату. Я обычно складываю лист, затем разворачиваю его и наношу основу на форзац.

Золочение больших поверхностей

Нанесение Miniatum

Рисунок 12. Miniatum наносится на поверхность при помощи мягкой кисти. Если Miniatum выглядит слишком густым, его можно разбавить одной-двумя каплями бычьей желчи. Для золочения достаточно одного слоя Miniatum. Затем Miniatum должен просохнуть в свободном положении, а затем лист надо поместить под Hollytex средней плотности (полиэфирный нетканный материал с ультра-гладкой поверхностью) и прижать доской с небольшим весом.  Miniatum золотит лучше всего, если дать ему просохнуть в течение восьми часов; после высыхания золотить можно в течение приблизительно 20 часов, затем позолота будет покрывать основу неравномерно. Лучше всего наносить Miniatum вечером и золотить на следующий день.

Золочение больших поверхностей

Нанесение трансферного золота

Рисунок 13. Поместите лист бумаги на гладкую твердую поверхность, подложив лист силиконовой бумаги. Возьмите золотой трансферный лист и поместите его золотом вниз на  Miniatum, затем накройте силиконовой бумагой. Используйте ватный тампон, чтобы притереть золото гладко по всей поверхности. Утюжки с Miniatum не используются. Так же, как и в предыдущих описаниях, не нужно приглаживать края золотого листа. Затем наложите второй лист, пригладьте его и удалите золото с перехлеста листов.

Золочение больших поверхностей

Стыковка золотых листов

Рисунок 14. Повторите процесс с необходимым количеством листов золота, тщательно сглаживая нахлесты и удаляя излишки золота.

Золочение больших поверхностей

Приглаживание золота

Рисунок 15. Когда вся поверхность покрыта золотом, и излишки золота на границах листов удалены, покройте лист силиконовой бумагой и энергично пригладьте по всей поверхности ватным диском.

Золочение больших поверхностей

Полировка

Рисунок 16. Удалите силиконовую бумагу и полируйте золото непосредственно по поверхности чистым ватным тампоном. Чем лучше отполировано золото, тем оно ярче, но и гораздо явственнее подчеркивает все дефекты.

Jade4038a

  1. Золочение папируса и бумаги с ПВА

Я использую Jade 403 PVA для золочения папируса, и шаги почти те же, что и для золочения кожи.  ПВА плохо впитывается в материал, а покрывает его слоем сверху. Толстый слой густого ПВА приведет к образованию эластичной прослойки между золотом и папирусом. Поэтому ПВА необходимо развести до консистенции молока, когда клей свободно капает с кисти. Во время сушки излишняя жидкость испарится и на поверхности останется только тонкий слой клея. При проглаживании утюжком старайтесь не задерживать его на одном месте, т.к. бумага может покоробиться от неравномерного нагрева.

Золочение больших поверхностей

Нанесение ПВА

Рисунок 18. Нанесите тонкий слой разбавленного ПВА на папирус, дайте ему немного просохнуть, а затем положите под небольшой груз, покрыв Hollytex. Последующие шаги повторяют описание под номерами 4-9, отличаясь только более низкой температурой утюжка – 200 гр.

Золочение больших поверхностей

Лощильные зубки

Рисунок 19. Для финальной полировки золоченой бумаги или папируса используют агатовые и гематитовые зубки, тефлоновые полировальники. После проглаживания поверхности утюжком не снимайте силиконовую бумагу, а через нее прогладьте поверхность Т-образным агатовым зубком с плоским рабочим краем.

Золочение больших поверхностей

Полировка

Рисунок 20. Удалите силиконовую бумагу и полируйте непосредственно по золоту, с каждым последующим проходом слегка увеличивая давление. Чтобы избежать неравномерной яркости золота, полируйте в разных направлениях.

 

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий