Романтические переплеты

Продолжим наше путешествие по миру переплетов, символизирующих первую половину XIX в. В данном случае я хочу рассмотреть переплеты наполеоновской эпохи, отличающиеся от более древних наличием символов имперской власти: орлы, пчелы, короны и т.п.

Романтические переплеты

Переплет из марокена, богатая позолота на корешке и крышках. 1835 г.

Писатели начала XIX века именуются «романтиками», освободившимися от стереотипов мысли, композиции, стиля классических авторов. Переплеты этого периода также отличаются от более старых, смешивая в себе классицизм XVIII и новые тенденции: более образные, более выразительные, более чувственные. Появилось стремление воспроизвести в переплете некие архитектурные формы (розетки, витражи и т.п.). Получили большее распространение новые материалы – русская юфть, сафьян, марокен, телячья кожа, окрашенная в нетрадиционные цвета (фиолетовый, розовый, синий и т.д.)

Романтические переплеты

Переплет в длиннозернистый красный сафьян, украшенный золотым тиснением ручными штампами.

Традиционные переплеты XIX века четко поделились на две части: ДО промышленного производства и ПОСЛЕ такового.
Чем же отличаются романтические переплеты? Появляются более выразительные, тонко гравированные штампы. Корешки богато украшаются растительными орнаментами. Изначально библиофилы игнорировали такую отделку переплетов, но со временем все встало на свои места.

Романтические переплеты

Переплет в стиле Тувенена, телячья кожа баклажанового окраса, фальш-бинты, украшенные горячим золочением и блинтом. Богатая центральная розетка, выполненная холодным тиснением. Издание 1826 г.

Этот период знаменит своими большими промышленными потрясениями. Именно в это время переплеты начинают разделяться на два «лагеря»: ручные переплеты и промышленные переплеты. Еще работают великие мастера ручного переплета, использующие высококачественную кожу, но при этом появляются более дешевые промышленные переплеты. На этом рубеже появились интересные работы, например, Грюэля, когда книга в промышленном переплете оформлялась футляром ручной работы. Промышленность диктовала использование картона, дешевых покровных материалов, но мастера по-прежнему старались оформлять свои работы в сафьян и марокен. Особенно это относится к религиозной литературе.

В этот период начинается полное смешение стилей и техник. Есть масса примеров, когда в переплете использовались марокен ручной выделки и футляр промышленного изготовления.

Романтические переплеты

Цельнокожаный переплет в красный сафьян, «глухой» корешок, украшенный золотым тиснением и блинтом. Переплет «брадель». 1819 г.

Я могу ошибаться. Новые технологии привели к удешевлению переплетов, что, в свою очередь, послужило делу большей доступности книг для людей. Но библиофилы продолжают искать высококлассные переплеты. И этот рынок никогда не перенасытится.

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: