Металлические стержни в пергаментном переплете XVI в.

Перевод с испанского

Эстер Каррильо — ведущий реставратор Национального архива Андорры – рассказала мне, что одним из самых своеобразных проектов, с которыми ей пришлось иметь дело, была реставрация нотариального реестра от 1505 года — рукописи, выполненной железо-галловыми чернилами, в пергаментном переплете.

Металлические стержни

Слева: Эстель Карильо в реставрационной лаборатории. Справа фотографии рукописи XVI в до и после реставрации

Особенностью этих пергаментных переплетов является их гибкость, поскольку в крышках нет никакой внутренней основы, кроме самого пергамента. Вот почему они намного легче, чем переплеты, у которых крышки изготовлены из деревянных досок. Но эта книга имела необычайно жесткий корешок, и вы можете представить себе удивление реставраторов, когда они обнаружили, что жесткость обусловлена тремя железными гвоздями, скрывавшимися под шитьем блока. Точнее, вместо шнуров для шитья блока использовались металлические гвозди.
В те времена шнуры, удерживающие тетради книжного блока при шитье, обычно изготавливались из кожи или пергамента, а в последнее время используются шнуры или тесьма; но … железо ?! По словам реставраторов, книги с подобными металлическими «шнурами» в XVI в не изготавливались, а единственный известный им образец относится уже к XIX в.

Металлические стержни

Слева : восстановленная рукопись, открытая на первой странице. В круге — вид сверху металлического гвоздя (т. е. «шнура»), оплетенного нитью. Справа : Переплет книги после реставрации. На корешке видны некрашеные кожаные тесьмы, которыми обложка прикреплена к металлическим гвоздям.

Слева : восстановленная рукопись, открытая на первой странице. В круге — вид сверху металлического гвоздя (т. е. «шнура»), оплетенного нитью. Справа : Переплет книги после реставрации. На корешке видны некрашеные кожаные тесьмы, которыми обложка прикреплена к металлическим гвоздям.
Во время реставрации сотрудники мастерской, несмотря на то, что книга очень сильно пострадала, смогли вернуть ей первоначальный облик. Тонированная кожа переплета и кожаные узорчатые «капталы», от которых остались лишь отдельные фрагменты были полностью обновлены. На основе аналогичных книг того же периода были восстановлены ремни с застежками. Листы книги также подверглись восстановлению – методом доливки восстанавливались многочисленные отверстия, оставленные насекомыми.

Шитье блока было так же, как и в оригинале, восстановлено на металлических гвоздях, к которым, к тому же, некрашеными кожаными тесьмами насквозь через корешок была пришита обложка.

Металлические стержни

Селия и Эстер задаются вопросом: что стало причиной использования такой «основы» для шитья? На мой взгляд, переплетчик просто экспериментировал. Если нет других примеров аналогичного скрепления блока, значит, подобный вариант оказался слишком дорогостоящим или неэффективным.

Как бы то ни было, главное – реставрационные работы полностью сохранили структуру как переплета, так и шитья блока. А значит, доказательства существования такого способа шитья задокументированы, и возможно проведение дальнейших исследований.

Металлические стержни

Эстер Каррильо и Селия Реальп, реставраторы  Национального архива Андорры.

Рита Удина (реставратор, Испания)

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: