Восстановление переплета на основе натурального каучука

Оригинал https://thebookandpapergathering.org/author/thebookandpapergathering/

Каучуковый переплет

Элизабет Твининг (1805-1889) – ботаник и художник. Ее книга “Illustrations of the Natural Orders of Plants with Groups and Descriptions” была напечатана в Лондоне в 1849 году in folio. Считается, что эта книга входит в число лучших литографических книг о цветах середины девятнадцатого века.
Библиотека сенатского дома – центральная библиотека Лондонского университета, имеет издание in-quarto 1868 года. Двухтомный набор содержит 160 цветных иллюстраций на плотной бумаге, проклеенных каучуком – латексным клеем, который иногда называют гуттаперча. Бесшвейный (клеевой) блок книги вставлен в крышки, отделанные кожей козы.

Метод использования каучука для проклейки книг был разработан Уильямом Хэнкоком, братом Томаса, основателя торговли индийской резиной в Англии. К ужасу переплетчиков, Уильяму был предоставлен патент на такую технологию в 1836 году. Отдельные листы текстового блока и иллюстраций были проклеены слоями каучукового раствора из латекса тропических растений. Корешковый край листов книги обрабатывался для получения шероховатой структуры и проклеивался несколькими слоями каучукового раствора, затем армировался тканью, пропитанной тем же составом. Этот метод подробно описан Бернардом Миддлтоном в «The History of English Craft Bookbinding Technique» (1963) и Доном Этерингтоном.

Каучуковые переплеты были довольно популярны для иллюстрированных «настольных книг» 1860-х годов и часто использовалась на книгах, напечатанных на очень плотной бумаге. Это позволяло книге легко открываться. Однако со временем каучук становился хрупким, и это, вкупе с жесткостью бумаги, привело к тому, что каучуковые книги стали разваливаться. Это же произошло с двумя томами этой книги. Каждый раз, когда читатель открывал их, независимо от того, насколько аккуратно он это делал, страницы отрывались от корешка. При этом переплет из козлиной кожи оставался практически неповрежденным, за исключением небольших повреждений по шарниру.

Каучуковый переплет

Поврежденный каучук на корешке

Реставрация

Как реставраторы, мы стремимся сохранить историю книги с минимальным вмешательством, предоставляя историкам и читателям почувствовать эту историю в своих руках. Для книги с множеством вклеек, которые нельзя соединить вместе без серьезного вмешательства, лучшим подходом было бы изготовление отдельного футляра и обеспечение максимально аккуратного обращения с книгой. Это показало бы оригинальную структуру каучука. Эта книга, хотя и прекрасно иллюстрирована, не является первым изданием, поэтому мы решили вернуть ее в первоначальное состояние. Конечно, было желание сохранить стиль полистного скрепления блока. Бернард Миддлтон в книге «Реставрация кожаных переплетов», предлагает «распушить» корешок, чтобы нанести клей между всеми листами и, при необходимости, сделать паз поперек корешка, чтобы проложить шнур. Однако для этого может потребоваться прочный, но необратимый клей, и мы не будем резать оригинальные листы. Мы рассматривали вариант склейки листов в тетради, чтобы затем сшить их как обычно, но это, во-первых, не отражало бы изначальный стиль переплета книги, а во-вторых, привело бы к утолщению корешка, что помешало бы использовать оригинальную обложку без дополнительного вмешательства.

Реставратор Сюзанна Донован познакомила нас с неопубликованным методом Гэри Фроста. Он приклеивал к каждому листу полоски тонкой японской бумаги, выводя слегка растрепанную кромку приклееных полос за корешковый край.

Каучуковый переплет

Полоса японской бумаги, приклеенная к корешковому краю отдельного листа (не в масштабе)

Каучуковый переплет

Японская бумага загибается на корешок

Края японской бумаги проклеивались по корешку, восстанавливая оригинальный объем книги. Следующим нашим шагом был подбор прочного, но обратимого клея с достаточной эластичностью.

В ходе экспериментов мы обнаружили, что наш наиболее часто используемый крахмальный пшеничный клей вполне эффективно справляется с задачей.

Каучуковый переплет

Загнутые полосы японской бумаги

Первым шагом стало удаление старого каучукового клея с каждого листа. Алекс Брюс, реставратор, обнаружил, что клей легко снимается, и что край страницы действительно немного шероховат. Мы позаботились о сохранении результата первоначального кругления.

Каучуковый переплет

Хотя клей стал хрупким и рыхлым, его остатки необходимо тщательно очистить.

Каучуковый переплет

Корешок с удаленным клеевым слоем

Узкие полосы японской бумаги наклеивались на каждый лист и срезались с небольшим отступом от головки и хвоста, чтобы они не были заметны на позолоченных обрезах.

Каучуковый переплет

Страницы с наклеенными полосами японской бумаги

Отдельные листы собирались вместе. Было необходимо тщательно следить за тем, чтобы листы были тщательно выровнены между собой, сохраняя форму первоначального блока.

Блок постоянно измерялся и корректировался, чтобы впоследствии он гарантированно вклеился в оригинальную обложку. После того, как блок был помещен в пресс, он был еще раз образмерен и скорректирован. Затем все полосы японской бумаги были расположены так, чтобы перекрывать соседние для лучшего проклеивания корешка.

После того, как блок был повторно собран и полностью высушен, Алекс положил книгу в крышку, чтобы убедиться в соответствии.

Каучуковый переплет

Затем на корешок была уложена тонкая льняная ткань шире корешка. Свободные концы этой холстины были вставлены под форзацы, чтобы скрепить блок с крышками. Реставрация книги завершилась укреплением шарниров полосами японской реставрационной бумаги, тонированной в цвет переплета. Мы уверены, что такой клеевой переплет прослужит гораздо дольше, чем оригинальный «каучуковый».

Каучуковый переплет

Каучуковый переплет до реставрации

Каучуковый переплет

Переплет после реставрации

Каучуковый переплет

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий