Монастырский переплет

перевод с французского

1. Монастырский переплет

Изначально книги изготавливались исключительно в монастырях – там, где в течение веков оказывались собранными вместе ученые, эрудиты и мелкие ремесленники. Рукописи переписывались на пергаменте переписчиком, иногда иллюстрировались миниатюристом и затем передавались в руки переплетчика, который соединял разрозненные листы. Переплет этой эпохи был, скорее, всего лишь основой для богатого оформления, изготовленного ювелирами, мастерами эмали, золотых и серебряных дел мастерами.

До XIII-ого века книга была редкостью. XIII, XIV и XV века подарили миру настоящих художников, золотых и серебряных дел мастеров, стекольщиков, скульпторов, чертежников и архитекторов. Наиболее красивые шедевры Средневековья и Ренессанса свидетельствуют о человеческом таланте и о развитии искусства. В эту же эпоху первые университеты открыли свои двери, и вскоре студенты начали также переписывать книги, это стало очень организованной системой. С увеличением производства книг переплет стал операцией, поручаемой мелким предприятиям в городах – переплетным мастерским; это стало началом новой профессии. Методы переплета модернизовались, так как переплетчики старались изменять и стандартизировать то, что применялось уже давно в монастырях. В 1466 г Гуттенберг произвел революцию в полиграфии, внедрив технологию, позволившую производить больше книг по более низким ценам.

Монастырский переплет

Переплеты этой эпохи, несмотря на то, что большая их часть была сделана мирскими переплетчиками, носят название монастырских. Это название объединяет все переплеты, датирующиеся XIV, XV и XVI веками, сшитые на шнурах, украшенные холодным тиснением, и часто защищенные металлическими окладами.

2. Переплетные мастерские
Рассмотрим условия, в которых работал переплетчик XV века.
Переплетные материалы в то время были редки и потому дорогостоящи, поэтому многие переплетчики старались повторно использовать материалы со старых книг, отдавали кожу со старых переплетов на переработку кожевенникам и т.д., постоянно работали с фермами, приобретая там более дешевые материалы.

В то время не существовало переплетных школ, и единственным способом обучения было тщательное изучение старых переплетов. Чаще всего профессия переплетчика передавалась от отца к сыну.

В наилучших условиях оказывались любознательные и изобретательные переплетчики, создавшие технологии холодного тиснения, ксилографии, использовавшие в работе винные прессы и т.д.

3. Первая и последняя тетради книжного блока
Первая и последняя тетради книги обуславливают надежность книжного блока, т.к. более всего подвержены нагрузкам в процессе открывания-закрывания книги.

Изначально эти тетради полностью изготавливались из пергамента. Когда же бумага стала менее дорогостоящей, чем пергамент, тетради стали бумажными, но укрепленными по фальцу полосой пергамента.

Первая и последняя тетради шились вместе с книжным блоком.

4. Шитье
Шнуры для шитья изначально изготавливались из полосок кожи или скрученного пергамента, а в середине XV века сменились толстыми конопляными или льняными шнурами. Чаще всего использовались сдвоенные шнуры. Они проходили через деревянные сторонки переплета, затем закреплялись с внутренней стороны крышки.
Монастырский переплет
Расположение и количество шнуров никак не регламентировалось и зависело только от желания переплетчика и от требований здравого смысла.

Тетради сшивались льняными нитями. Наиболее распространенным было шитье “en chevron”, объединявшее преимущества «воздушного» шитья и простого шитья на шнуры. Такое шитье обладает высокой прочностью, но занимало много времени, поэтому позднее нормой стало обычное шитье на шнуры «в одну тетрадь».

5. Корешок
В начале Средневековья корешок книги делали плоским и не приклеивали, поэтому прочность переплеты обуславливалась только прочностью шитья. Такая технология приводила к тому, что в процессе использования книги корешок прогибался вовнутрь, и шитье часто не выдерживало нагрузки. Чтобы исправить этот недостаток, переплетчики стали скруглять корешки книг и усиливать их полосками пергамента.

6. Каптал
Изначально, назначением каптала было удерживание тетрадей на одной высоте и обеспечение надежности скрепления тетрадей. По большому счету каптал – это еще два шнура по головке и хвосту блока. Каптал состоял из шнура, зафиксированного на блоке почти так же, как и основные шнуры. Позже эти шнуры стали оплетать кожаными ремешками или крашенной льняной нитью, что и послужило источником названия «плетеный каптал».
Монастырский переплет
7. Сторонки
До изобретения типографии и массового использования в полиграфии бумаги и картона сторонки книг были деревянными. В начале XVI века, производство бумаги в достаточном количестве позволило заменить дерево картоном (8). Хотя бумага была дорогостоящей, картон заменил дерево по двум главным причинам: первая – дерево чувствительнее к насекомым-древоточцам, которые часто прокладывают свои ходы через деревянные переплеты, второй – вес дерева, что делает книгу тяжелее и, соответственно, неудобнее в использовании. Картонные сторонки изготавливались из приблизительно двадцати листов бумаги, склеенных с чередованием направления волокна, опрессованных и обрезанных.
Монастырский переплет
Существовали и мягкие переплеты, ставшие результатом развития коптских и средиземноморских переплетов. Сторонки для них изготавливались из нескольких листов бумаги, иногда обтянутых пергаментом, и использовались для переплета административных документов и т.п.

8. Покровные материалы
Чаще всего книги обтягивались кожей полностью или частично. Иногда кожа дополнительно окрашивалась. Пергамент из-за своей прочности также был довольно популярным переплетным материалом.

В XV веке английские переплетчики изготавливали очень красивые переплеты из парчи с золотой нитью. Тогда же стали использовать для переплетов бархат

9. Отделка
Художники, нарисовавшие и отгравировавшие на дереве миниатюры для печати книг, стали в то же время пионерами в отделке переплетов. Переплетчики использовали вырезанные ими штампы для холодного тиснения по коже, которое выполнялось деревянными штампами по увлажненной коже в прессах, создававших большое давление.

Метод холодного тиснения деревянными штампами просуществовал недолго и был заменен тиснением бронзовыми штампами, которые, к тому же, можно было нагреть, что позволяло получить более четкий, глубокий и долговечный оттиск.

Обычно центр оформления представлял некую сцену из жития святого, под покровительством которого находился переплетчик или владелец книги. Позднее это место стали занимать портретами или гербами. Иногда их использовали несколько раз по всей площади переплета. Также часто использовались изображения лилий, химер, различные флористические орнаменты.

Наиболее интересные переплеты того времени выполнены на севере Франции, во Фландрии. Германия и Швейцария производили большое количество переплетов, но они по качеству оформления не могли состязаться с французскими.

10. Дополнительная отделка
Книги снабжались металлическими (сталь, бронза, латунь) застежками на кожаных ремешках, украшались металлическими накладками, которые предохраняли переплеты от излишнего трения об пюпитры, металлическими уголками, защищавшими углы сторонок от повреждений.

Монастырский переплет

Эрик Буле. 07 ноября 2010

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий