Древнекитайский переплет (часть 2)

Швейное скрепление («сян джуань»)

Скрепление книги при помощи нити приобрел популярность в эпоху династии Мин (1368 – 1644). Большая часть памятников китайской литературы дошла до нас переплетенной именно таким способом. Несмотря на то, что привычные нам сегодня способы швейных скреплений вошли в обиход не слишком давно, их истоки имеют многовековую историю.

В коллекции Дуньхуан есть немало книг, демонстрирующих, что уже во времена династии Тан (618-907), т.е. за 600 лет до появления традиционных шитых переплетов, сшивание использовалось для изготовления книжного блока.

Рассмотрим некоторые варианты.

китайский переплет

Классический шитый переплет

Древнекитайский переплет (часть 2)

китайский переплет

Каждая тетрадь состоит из двух или более листов, сложенных пополам и прошитых через фальц. Затем нити, которыми сшивались тетради, соединялись между собой для формирования корешка.

китайский переплет

На развороте этой брошюры видно шитье, соединяющее листы в тетради.

китайский переплет

китайский переплет

На диаграмме представлено шитье образца Or.8210 / S.5646  Страницы сложены и объединены в тетради Несшитые тетради собраны в блок Крышка помещена на заднюю сторону блока, затем проделаны 3 отверстия сквозь блок и крышку около корешковой части. Двойная нить пропущена через отверстия и закреплена на корешке.

китайский переплет

Or.8210 / S.5646  Размеры (см): 12 х 10,5

Древнекитайский переплет (часть 2)

Эта книга демонстрирует самый простой способ швейного крепления в коллекции Дуньхуан. Сложенные листы собраны вместе и соединены нитью через отверстие в верхней части. Клей не использовался. Or.8210 / S.6983  Размеры (см): 10 х 17,7

 

Несмотря на то, что печать книг была разработана во времена династии Тан, большое распространение она получила в эпохи Пяти династий (907-960) и династии Сун (960-1279). Технология печати способствовала в первую очередь развитию переплета «бабочка», о слабых местах которых мы уже говорили. Китайский ученый Ван Чжу во времена династии Северной Сун (960 -1127) писал, что его попытки исправить поврежденные переплеты «бабочка» привели к тому, что он стал сшивать книги. Это частично объясняет тот момент, что некоторые книги коллекции, которые, видимо, были переплетены «бабочкой», прошиты прямо через текст, т.е. шитый переплет изначально не планировался.

Переплет «поти» («фандзя джуань»)

До появления самостоятельных переплетов китайцы использовали способ, позаимствованный у индусов – «поти». Его принцип заключается в том, что пальмовые листья, служившие страницами книги, обрезались до прямоугольного формата, укладывались в стопу и скреплялись нитью, проходящей через отверстие в листах. Зачастую страницы зажимались между досками, защищающими документ от повреждений.

Китайцы использовали для этого способа два термина: «фандзя джуань», что буквально означает «санскритский переплет» (отсылка к языку, на котором была написана большая часть индийских книг, переплетенных таким способом) и «бей дзинь» (буквально «сутры на пальмовых листах», что говорит о материале книг и их религиозной тематике). Если объединить эти термины, то мы получаем полное описание подобных книг: «религиозные книги на санскрите, написанные на пальмовых листах».

Пальмовые листья, как материал, накладывали свои ограничения на варианты переплета. Несмотря на то, что гладкая поверхность пальмовых листьев была прекрасной поверхностью для письма, их хрупкая структура не позволяла складывать листы. Поэтому листы нанизывали на нить, как бусы. Но в Китае веерная пальма не распространена, и ее листья не могли служить материалом для письма. Бамбук, бывший основным материалом в Китае, не такой тонкий, как пальмовый лист, поэтому плашки из бамбука не могли переплетаться, укладываясь друг на друга, как пальмовые листы. Отсюда вытекает появление китайского «поти», когда бамбуковые плашки, нарезанные на узкие полосы, на которых помещалась одна строка текста, нитями соединялись между собой, чтобы обеспечить непрерывное чтение текста.

китайский переплет Древнекитайский переплет (часть 2)Изначально китайские материалы не очень соответствовали требованиям индийского переплета «поти», т.к. бумага производства Центрального Китая был слишком тонкой и «нежной» по сравнению с пальмовыми листьями, соответственно, нить, служившая креплением блока просто рвала бумагу. Но, как говорилось выше, Дуньхуан в определенный момент времени стал изолированным от центральных областей Китая, где производилась высококачественная бумага, и был вынужден изготавливать бумагу из местного сырья. Местная бумага была гораздо жестче и для нее вариант переплета «поти» оказался вполне приемлемым. Начиная с IX века, этот вариант переплета – один из самых популярных в Дуньхуан.

Древнекитайский переплет (часть 2)

Ни одна из книг коллекции Дуньхуан, переплетенная способом «поти», не сохранила деревянные крышки. Чаще всего, это просто листы бумаги, последовательно уложенные.

Древнекитайский переплет (часть 2)

Книга династии Цин с деревянными крышками. Вариант того, как мог бы выглядеть переплет «поти».

Древнекитайский переплет (часть 2)

Нити переплета в большинстве книг коллекции не сохранились, но об их наличии позволяет судить износ отверстий, предназначенных для скрепления страниц книги вместе. То, что для защиты книг использовались деревянные крышки, позволяют судить экземпляры из Национальной библиотеки Китая. Можно также предположить, что деревянные крышки снимались со старых книг, чтобы использоваться на новых. Исследования в пещерах Сянфудонг, которые считаются «могильником» старых книг, которые нельзя было уничтожить из-за их религиозного содержания, подтверждают, что крышки с многих книг снимались для повторного использования.

Сшитый свиток («ксанфенг джуань»)

Наверное, самый необычный способ переплета в мировой переплетной практике. Его можно отнести к династии Сун (960-1279). Существует всего несколько вещественных образцов такого типа переплета, поэтому вокруг них всегда присутствует некая доля спекуляций и домыслов. Датировка подобных книг в коллекции Дуньхуан пока не проводилась, но на основе косвенных данных можно предположить, что книги с подобным способом скрепления относятся к эпохе династии Тан. Основным отличием от простых свитков является то, что в свитке содержатся последовательные страницы, скрепленные по корешковому полю.

Единственный экземпляр в коллекции Дуньхуан переплетен следующим образом:

  1. Страницы разного размера были уложены одна на другую и выровнены по левому, корешковому, краю.
  2. Страницы склеены между собой
  3. Стебель бамбука расщеплен пополам, просверлен в трех местах. Страницы вставлены в бамбук, скреплены нитью (не сохранилась). Готовая книга скручена в свиток.китайский переплет

Николай Кушнир

Автор и идейный вдохновитель популярного паблика "Ручной переплет, ремонт и реставрация книг" в социальной сети ВКонтакте.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий